16.12.2023 21:59
17 декабря – День атомного подводного флота России.
17 декабря можно считать днем рождения отечественного атомного подводного флота: в этот день был подписан приемный акт первой советской атомной подводной лодки проекта 627. Она получила кодовое наименование К-3, а позже и собственное имя -"Ленинский комсомол". К-3 была построена заводом №402.
Сейчас это предприятие называется ПО "Севмаш" и является главной российской верфью, занимающейся постройкой атомных субмарин.
17 декабря 1958 года в Северодвинске состоялась церемония подъема Военно-Морского флага на первой отечественной атомной подводной лодке, а уже через 10 лет советский ВМФ располагал более чем 50 атомными подводными лодками.
Так начинался атомный флот страны.
Создание атомного подводного флота Советского Союза - одна из самых ярких и замечательных страниц отечественной истории 20 века, яркое проявления русского гения, на равных соперничавшего с научной мыслью Америки, пользовавшейся мозгами и ресурсами всей планеты. За тридцатипятилетнюю историю (1957 - 1992 гг) советского атомного подводного флота со стапелей на боевое дежурство ушло 243 АПЛ трех поколений. США к 1993 году спустили на воду 179 атомных субмарин. Всего через 26 лет, после жесточайшей войны, после которой 2/3 европейской части страны лежали в руинах, отставание от США в количестве АПЛ было ликвидировано.
Первоначальные исследования по проекту атомной подводной лодки начались еще в 1949 году. А 9 сентября 1952 года И. В. Курчатов, А. П. Александров, Н. А. Доллежаль при поддержке заместителя Председателя Совета Министров СССР В. А. Малышева представили предложения И. В. Сталину о создании атомной подводной лодки. И уже через три дня, 12 сентября 1952 года, председатель Совмина И.В. Сталин подписал постановление правительства "О проектировании и строительстве объекта 627". Таинственный "объект 627" и был первой советской АПЛ.
На основе принятого постановления в Москве в обстановке строжайшей секретности были образованы две группы проектировщиков. Одна из них, возглавляемая Владимиром Николаевичем Перегудовым, должна была спроектировать саму лодку, а вторая, во главе с Николаем Антоновичем Доллежалем, - атомную энергетическую установку. Научным руководителем работ назначили директора Института атомной энергии АН СССР Анатолия Петровича Александрова, а общую координацию осуществлял один из энтузиастов создания атомных подлодок, заместитель председателя Совета Министров СССР Вячеслав Александрович Малышев.
К созданию атомной подводной лодки были привлечены большие коллективы многих отраслей народного хозяйства: 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и 80 заводов.
К марту 1953 года предэскизный проект был готов. Лодка предназначалась для нанесения удара по военно-морским базам и другим стратегическим целям в прибрежных районах противника.
Каковы же были ее технические характеристики?
Субмарина не имела якоря, ее собирались выводить в море на буксире. Скорость по проекту составляла 25 узлов (у первой американской АПЛ "Наутилус" – 20 узлов). Продолжительность подводного плавания должна была составлять до 50-60 суток. Глубина погружения по сравнению с лодками периода Великой Отечественной войны увеличивалась а полтора раза.
В отсеках АПЛ объемом 435 м3 предполагалось смонтировать два реактора по 70 МВт каждый вместе с обязательной биологической защитой экипажа.
По первоначальному замыслу, кстати, с энтузиазмом поддержанному в высшем политическом руководстве нашей страны, ее собирались оснастить специальной торпедой Т-15 с ядерной головной частью. Именно такой индекс она имела в технической документации.
Предполагалось, что на подводной лодке будет всего одна такая торпеда. Но зато какая!
Диаметр этого монстра должен был составлять 1.53 м, длина 24 метра (это 22% от общей длины лодки), вес около 40 тонн, дальность хода 50-60 км. Вес боеголовки составлял около 4 тонн. А в сочетании с термоядерным зарядом мощностью несколько мегатонн, данная система вооружения претендовала на роль самого мощного флотского оружия всех времен и народов. Разговоры о размещении на подводных лодках баллистических ракет тогда еще не велись.
К маю 1954 года были готовы эскизный и технический проекты опытной подводной лодки. Ведущие научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации промышленности выполнили необходимый комплекс экспериментальных и опытно-конструкторских работ по отработке технических решений, созданию оборудования, вооружения и конструкционных материалов.
В июле 1954 года к работам по созданию подлодки наконец-то была привлечена экспертная группа моряков оперативного профиля, которая отметила в своем заключении проблематичность эффективного использования корабля по основному назначению – обстрел берега ядерными торпедами Т-15. Поэтому проект подвергся существенной корректировке. В новом варианте проекта АПЛ предназначалась для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях. Для этого на лодке вместо одного торпедного аппарата и одной большой торпеды было принято восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм с запасом 20 торпед (торпеда проекта Т-5).
В 1955 году на стапеле Северодвинского завода была произведена закладка лодки. В сентябре 1956 года на ней были установлены реакторы, а в августе 1957 года в торжественной обстановке наша первая атомная подводная лодка была спущена на воду.
Работы по выводу реакторов на мощность были начаты 17 апреля 1958 года. Вначале не все системы лодки работали нормально. Возникли проблемы в работе силовой установки и еще ряде систем корабля. Поэтому изделие пришлось изрядно дорабатывать.
К концу июня 1958 года швартовые испытания ядерных реакторных установок и всех систем корабля были завершены, и по и результатам был намечен подъем Военно-морского флага лодки на 1 июля, а выход в море - на 4 июля 1958 года.
4 июня 1958 года вышла в море на государственные испытания под руководством Правительственной комиссии. Испытания проводились в Белом море до 1 декабря 1958 года. Совершались короткие походы с возвращением на завод для устранения выявленных в море недостатков.
1 декабря 1958 года подводная лодка возвратилась в Северодвинск на завод для выполнения работ, накопившихся за период испытаний. Их было довольно много. Это текущие парогенераторы, неисправности циркуляционных насосов, необходимость перегрузки активной зоны одного из реакторов и другие неполадки. Требовалось не менее 6 месяцев работ.
В Комиссии начались дебаты, разногласия, появились предложения просить правительство перенести срок сдачи лодки на 1959 год. По рекомендации судостроительной промышленности после рассмотрения этого вопроса у Д. Ф. Устинова было принято решение о передаче подводной лодки в декабре 1958 года в опытную эксплуатацию флоту, с нахождением лодки на заводе в 1959 году до устранения на ней всех выявленных недостатков.
Такой акт Правительственная комиссия 14 декабря 1958 года подписала, а 17 января 1959 года вышло постановление правительства об его утверждении.
Первая атомная подводная лодка "К-3", получила название "Ленинский комсомол". 30 лет она несла надежно боевую службу на Северном флоте. 17 июля 1962 года она впервые в истории нашего флота совершила плавание подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса, всплыла, и подводники водрузили на Северном полюсе Государственный флаг СССР.
АПЛ "Ленинский комсомол" на полюсе.
К сожалению, за время службы не обошлось без трагедии. 8 сентября 1967 года во время возвращения подводной лодки К-3 с боевой службы, в первом отсеке произошло возгорание гидравлики. При переходе личного состава во второй отсек, пожар через открытую переборочную дверь перекинулся дальше. Выделение угарного газа было настолько интенсивным, что уже через несколько минут личный состав первого и второго отсека не стал отвечать на запросы центрального поста. Кратковременное открытие переборочной двери из третьего отсека во второй для производства разведки привело к загазовыванию и третьего отсека, где личный состав также начал терять сознание. Лодка всплыла в надводное положение, провентилировала третий и четвертый отсеки и в надводном положении с загерметизированными первым и вторым отсеками четверо суток шла в базу. В результате аварии погибло 39 человек.
За К-3 последовали новые проекты. Это и самая быстрая в мире подводная лодка лодка К-162, установившая в 1970 году до сих пор никем не превзойденный мировой рекорд подводной скорости 44.7 узла (80.4 км) и подводная лодка К-278, ("Комсомолец"), 5 августа 1984 года погрузившаяся на рекордную глубину 1000 метров, и многие другие. Был достигнут военный паритет с США.
И сейчас, несмотря на все "реформы", атомный подводный флот России служит защитой страны от угроз современного, весьма неспокойного мира.