Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 240 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Памятники воинской славы в Москве 05.09.2019 20:50
Известный архитектор Михаил Петрович Кудрявцев (1938—1994) оставил нам замечательное творческое наследие, в котором воссоздал московскую каменную летопись воинской славы России. После многолетнего разрушения и осквернения храмов-памятников в честь побед русского оружия его труд является той самой связующей нитью, помогающей нам обратиться из «иванов, не помнящих родства» в Народ. О содержании этой летописи рассказывает в кратком обзоре архитектор Татьяна Николаевна Кудрявцева. Каменная летопись В юбилейный год 50-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне был принят Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года, впервые после 1917 года восстановивший исторические, культурные, религиозные хронологические традиции празднования памятных дат русского оружия от Ледового побоища до Бородинского сражения. Однако в январе-ноябре 2003 года Государственная Дума третьего созыва приняла поправки к данному закону, в которых дни воинской славы России XIII—XIX веков пересчитаны по правилам Григорианского календаря, как будто бы Россия жила в то время не по своему национальному российскому Юлианскому календарю (который имеет своё правило пересчета дат на новый стиль), а по западноевропейскому Григорианскому календарю. Госдумовские поправки, опираясь на рекомендации идеологов календарной практики советского периода, отвергавших духовно-историческую значимость нашего прошлого до 1917 года, утратив связь с отечественной культурной традицией, вновь искажают достоверность дней воинской славы России, выхолащивают то духовное содержание памятных дат, которое было на момент события и вдохновляло наш народ на сокрушение врагов. К чести Совета Федерации следует сказать, что поправки им были отклонены. Предки наши для себя и для нас, своих потомков, отмечали дни побед не только в летописях, но воплощали их в каменных святынях — храмах и часовнях — в честь православного святого или праздника, в день памяти которых произошла победа. Например, Полтавское сражение свершилось 27 июня по национальному российскому Юлианскому календарю (10 июля по ныне действующему Григорианскому календарю), в день памяти Преподобного Сампсона Странноприимца. В честь знаменательной победы был сооружен Сампсониевский собор (архитектор В.В.Растрелли) в Санкт-Петербурге (восстановленный в ноябре 2003 года после многолетнего осквернения) и одноименный собор в Полтаве. Однако Госдума прошлого созыва предложила отмечать Полтавское сражение 8 июля, в результате чего искажается истинный день победы и великолепный Сампсониевский собор перестаёт быть памятником воинской славы, как это задумал Царь Петр Великий. Сооружая храмы-памятники в честь победных дней, Царь Петр Великий, известный как радикальный реформатор, в данном случае продолжил традиции Православной Руси и её столицы — Москвы. Гордиться славою своих предков Москва стала столицей в самую тяжелую пору — время монголо-татарского нашествия. Приняв в себя беженцев из разоренных городов и сел, маленький город рос, укрепляя свою военную силу, и постепенно превратился в щит Русской Земли, а затем и её меч. Победа на Куликовом поле окончательно выдвинула Москву на передний край борьбы с врагом. К XVII веку московское войско занимало большую часть города. По данным С.К.Богоявленского, в середине XVII века в Москве пребывало 35—40 тысяч воинов — примерно треть общерусского войска. Военная символика раньше других появилась в Москве. С течением времени разрозненные элементы военной символики объединяются в стройную систему и превращаются в огромную градостроительную структуру — памятник воинской славы России. Градостроительную среду этого памятника составляло поселение московского войска. В черте Белого города (ныне — Бульварное кольцо) жили родовитые воины — крупные военачальники (бояре, воеводы), титулованная и дворянская конница. В границах Скородома (ныне — Садовое кольцо) располагались слободы конных и пеших стрельцов и пушкарей со своими слободскими храмами и съезжими палатами. Слободы сосредотачивались при 12 воротах, выводящих на основные дороги, по которым мог вести приступ неприятель, и образовывали четыре зоны рассредоточения войска: с севера, юга, востока и запада. Вся система напоминала по форме равноконечный крест. В центре столицы мемориал воинской славы состоял из трёх основных частей: 1 — укрепленные монастыри и городские крепостные стены, не раз отражавшие врага; Храмы и монастыри объединяются в группы памятников, посвященных одной войне. Каждое сооружение отмечает какое-либо событие войны и связано с датой этого события своим посвящением. Комплекс памятников воинской славы был огромным не только по величине, но и по охвату исторического периода жизни страны, отраженного в нём — с XIII по XIX века — 700 лет! Большое количество храмов Москвы связано с периодом борьбы с Ордой: событиям до Куликова поля, Куликовской битве и тому, что после неё. В память о битве на реке Воже в 1378 году строится монастырь: «А бой был месяца августа в II день. Того же лета Преподобный Сергий поставил монастырь на Стромыни». Памятники, связанные с Куликовской битвой, посвящены преимущественно празднику Рождества Богородицы, так как именно в этот день былаРождественский монастырь одержана победа над мамаевскими полчищами. В Москве это были: — церковь Рождества Богородицы на Сенях в Кремле, построенная в 1393 году по желанию супруги Благоверного Великого Князя Димитрия Донского Преподобной Великой Княгини Евдокии (в инокинях Ефросинии) в память о победе на Куликовом поле; — Рождественский монастырь, основанный матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией, собор Рождества Богородицы — 1505 г.; — церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове — усыпальница героев Куликовской битвы иноков-воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби; — церковь Великомученика Георгия Победоносца в селе Коломенском, построенная Благоверным Великим Князем Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле; — церковь Рождества Христова в селе Беседы (конец XIV — начало Х V веков) основана в память похода Благоверного Великого Князя Димитрия Донского; — церковь Всех Святых на Кулишках (Х IV —Х VII века) на братской могиле воинов, погибших на Куликовом поле; у древнейшего храма на этом месте совершался молебен-клятва войска перед походом на Куликово поле; — Высоко-Петровский монастырь основан в X IV веке, обновлён в честь победы на Куликовом поле и перестроен в XVII — XVIII веках. В память спасения Москвы от разорения ордами Тамерлана основан Сретенский монастырь (сретенье — встреча): в 1395 году, во время нашеСретенский монастырьствия Тамерлана, по желанию великого князя Василия Димитриевича, ожидавшего врага под Коломной, в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери и с благоговением встречена там народом. Был отслужен молебен. По преданию и историческим источникам, Матерь Божия явилась во сне Тамерлану, окруженная небесным воинством, которое ему угрожало погибелью. Проснувшись, Тамерлан велел своей бесчисленной рати немедленно повернуть от Ельца обратно в степи. Встреча иконы была 26 августа, и в том же году была воздвигнута часовня, а в 1482 году заложили церковь Сретения Святыя Богородицы на Поле. С отражением нападения хана Мехмета в 1440 году связан Кресто-Воздвиженский монастырь (ныне снесён). В XV веке на месте этого монастыря Высоко-Петровский монастырьбыл дом боярина Владимира Григорьевича Ховрина. Во время нашествия войск хана Мехмета он организовал отражение татар и отбил полон. В 1450 году на месте своего дома и деревянной церкви он построил каменную и вскоре основал монастырь, в котором сам принял иночество. По случаю спасения Москвы от угрожавшего ей разорением сына хана Ногайской орды Мазовши, который внезапноЦерковь Ризоположения бежал со своими воинами 2 июля 1451 года в праздник Положения Ризы Богородицы, митрополит Иона в том же году основал церковь Ризоположения в Кремле. 31 августа 1486 года на этом месте митрополит Геронтий освятил новый храм того же посвящения: «В лето 6967 (1459 год от Р.Х.), татарове Седи Ахметовы похвалився, на Русь пошли, и Князь Великий Василей отпустил противу их к берегу сына своего Великого Князя Ивана со многими силами; пришедшим же татарам к берегу и не перепусти их Князь Великий, но отбися от них, они же побегоша; и тоя ради их похвалы Иона митрополит поставил церковь камену, Похвалу Богородици, придел к Пречистая алтарю возле южныа двери» (Воскресенская летопись). В селе Остров на юге от Москвы при великокняжеском загородном дворце была отстроена белокаменная церковь Преображения Господня (1521 г.) в ознаменование отхода войск хана Мухамед-Гирея. В связи с победой Великого Князя Василия III над Казанью в 1530 году при его дворце в селе Коломенском в 1532 году возвели церковь Вознесения Господня на месте старой деревянной церкви Великомученика Георгия Победоносца. В 1533 году Великий Князь Василий III руководил отсюда военными действиями против крымских орд хана Сафи-Гирея. В том же селе Коломенском в память столетия взятия Казани в 1649 году был построен храм Казанской иконы Божией Матери. — престол святой Троицы, обетный; В 1550-х годах в память чуда явления Благоверного Великого Князя Даниила Московского и победы над Казанским ханством Царь Иоанн ВасильевичХрам Семи Вселенских соборов Грозный в древнем Свято-Даниловом монастыре возвёл храм в честь Семи Вселенских соборов. Донской монастырь — памятник отражения войск крымского хана Казы-Гирея. В 1592 году Царь Феодор Иоаннович основал его на месте, где в 1591 году был разбит со своим войском хан Казы-Гирей. Там стояла походная полотняная церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского с иконою Донской Богоматери (дар донских казаков Благоверному Великому Князю Димитрию Донскому на Куликовом поле), осененная царскими знаменами. В 1593 году зодчим Феодором Конем в монастыре был построен собор в честь иконы Донской Богоматери. В конце XVI века на месте, где во время налета войск хана Казы-Гирея располагались стрельцы под командованием боярина Бориса Годунова, им была перестроена в память победы церковь Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок). Памятниками знаменательного события — освобождения Москвы и всей Руси от польско-шведской интервенции — стали многие старые и вновь построенные храмы. В 1612 году Казанское ополчение вручило список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери князю Димитрию Пожарскому, под покровительством которой 22 октября взяли штурмом Китай-город. В благодарность за победу князь возвёл на Красной площади собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот обетный храм стал главным памятником, а в 1648 году было установлено всероссийское празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления от поляков 22 октября по национальному Юлианскому календарю/ 4 ноября по современному календарю. С именем этого славного героя связано также строительство прекрасного шатрового храма Покрова Богородицы в селе Медведково, в родовом имении князя, на месте молебна ополчения перед Казанской иконой Божией Матери о победе в битве за Москву. В память освобождения Москвы от поляков были построены следующие храмы: — церковь апостолов Петра и Павла в Солдатской слободе в 1613 году; — церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке в 1629 году; — церковь Спаса Преображения (Святителя Николы в Заяицком) основана в начале XVII века. Придел Святителя Николая Чудотворца в память участия яицких (уральских) казаков в освобождении Москвы (Раушский переулок). В 1619—1627 годах в Покровском-Рубцове по заказу Царя Михаила Феодоровича построена церковь Покрова Богородицы в память отражения польских войск царевича Владислава 1 сентября 1618 года. Особое место в ряду памятников воинской славы занимает Крутицкий митрополичий дворец. На этом месте возник центр Сарской и Подонской епархии, ставшей затем Крутицкой епархией, а потом Крутицкой и Коломенской митрополией. При дворце сохранились два храма: церковь Воскресения Христова, у которой нижний белокаменный храм относится к началу XV века, и церковь Успения Богородицы, перестроенная в 1667-1685 годах. Крутицкий дворец с начала своего существования связан с войнами за освобождение и объединение Руси: — с XIII века здесь был один из центров борьбы против монголо-татарских завоевателей; — в XV веке это главный центр борьбы против польско-литовских войск; — в XVII веке — центр сопротивления польско-шведской интервенции. В начале XVII века, когда Кремль был занят войсками Лжедимитрия, церковь Успения Богородицы в Крутицах была кафедральным собором Руси вместо кремлевского Успенского собора. Храм Троицы Живоначальной в Листах (Сухаревская площадь) построен стрельцами и освящен в 1661 году. Он является памятником Троицкого, Виленского, Низовского и Чигиринского стрелецких походов. Придел Покрова Божией Матери освящен в память похода 1678 года против войск султана Селима под город Чигирин. В стенах его увековечена память Царей Алексия и Феодора, Императоров Петра I и Александра III, патриархов и святителей. Традиция создания в Москве памятников воинской славы не прервалась после XVII века. В XVIII веке походы русских войск к южным и западным границам и присоединение новых земель также отмечались строительством храмов: — церковь Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной (1705—1719 гг.). Сооруженная в честь победы над шведами, выхода России к Балтийскому морю и присоединения Прибалтики; — церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (1693 г.) построена в память присоединения Карелии; — церковь Святителя Николая Чудотворца в Новой слободе (ул. Новослободская), построенная в XVI веке, перестроена в начале XVII века при Императоре Петре I в честь Константинопольского договора с Турцией; — церковь Великомученицы Екатерины с приделом Великомученицы Ирины в селе Покровском (на Ирининской улице) построена в 1766 году на средства Императрицы Екатерины II, в 1790 году перестроена на средства граждан с посвящением Троице Живоначальной с одноименными приделами. Строительство церкви связано с присоединением Крыма, утверждением России в Прикубанье и на берегах Черного моря; — собор Богоявления в Елохове (1792—1793, 1835-1845 гг.) возведен на месте более старого храма в честь присоединения к России кавказских берегов Каспийского моря (1722-1731 гг.). Первый кирпич при закладке храма уложил Император Петр I. В XIX веке наибольший след в структуре московского комплекса памятников воинской славы оставила война с Наполеоном — «нашествие двунадесяти языков». Возле Никольских ворот Кремля была построена часовня Святителя Николая, в которой находились иконы: — Апостола из 70-ти Филиппа (память 11 октября — день ухода французов из Москвы); — Апостола Первомученика и Архидиакона Стефана (память 27 декабря — день очищения от французов русской земли); — Мучеников Адриана и Наталии (память 26 августа — день Бородинского сражения); — Апостола Фомы (память 6 октября — день Тарутинского сражения); — Апостола и Евангелиста Матфея (память 16 ноября — день переправы французов при отступлении через реку Березину); — Мучеников Хрисанфа и Дарии (память 19 марта — день взятия Парижа); — Казанская икона Божией Матери (память 22 октября — день сражения под Вязьмой); Церковь 40 мучеников Севастийских около Новоспасского монастыря стала поистине символом жертвенности за Веру: временщики-завоеватели не только разграбили древнейший храм (1625—1645 гг.), но зверски замучили священника Петра Веньяминова-Святославского за отказ отдать церковную утварь. Обнаруженное летом 1813 года зарытое тело его было нетленным и источало свежую кровь. Вблизи Новодевичьего монастыря в 1525 году был сооружен храм Иоанна Предтечи, в котором находился придел Святителя Николая Чудотворца. В 1812 году французы взорвали древний храм. По изгнании просвещенных варваров местный прихожанин С.А.Милюков обратился к московскому архиепископу Августину с проектом нового храма. Владыка Августин предложил построить храм во имя святых отцов Седьмого Вселенского собора, память которого совершается 11 октября, в день, когда французы покинули Москву. Храм был сооружен с приделами Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца (1818 г.) и освящен в 1833 году митрополитом московским Филаретом «на вечную память изгнания нечестивого врага из Первопрестольной столицы Российской». В Новодевичьем монастыре был устроен придел к колокольне в честь Апостола Иакова Алфеева (память 9 октября — день спасения монастыря от взрыва и освобождения его от французов в 1812 году). Главным памятником в честь победы над Наполеоном явился, безусловно, Храм Христа Храм Христа СпасителяСпасителя (Рождества Христова), освященный в 1883 году (архитектор К.А.Тон). Император Александр I в праздник Рождества Христова — 25 декабря 1812 года — объявил манифест об изгнании неприятеля из пределов Отечества. Этот день стал также народным праздником избавления России от нашествия «галлов». Памятником войны с Турцией 1877—1878 годов стала часовня героям Плевны (Плевена) у Ильинских ворот Китай-города, сооруженная в 1887 году на средства, собранные личным составом частей Московского гарнизона, а также гренадеров, участвовавших в пленении 40-тысячной турецкой армии. Внутри часовни были помещены доски с именами погибших, а также воздвигнувших часовню (архитектор В.О.Шервуд). Московский Мемориал воинской славы живо воспринимался народом, прежде всего потому, что престолы храмов посвящались тому святому или церковному празднику, в день которого произошло само историческое событие. Так как храмов-памятников было в столице множество, то в течение года то в одном, то в другом из них отмечалась годовщина какой-либо победы и поминались погибшие воины. Таким образом осуществлялось повседневное общение народа со своей героической историей. Архитектор Т.Н.КУДРЯВЦЕВА |