Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 173 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

День рождения Федора Михайловича Достоевского

     10.11.2024 21:53

11 ноября 1821 года родился Федор Михайлович Достоевский. В храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове состоялось заупокойное поминание великого православного мыслителя.

Писатель родился в Москве, в многодетной семье военного медика.

В 15 лет после смерти матери с братом Михаилом вынужден переехать в Санкт-Петербург. После завершения образования в пансионе, Федор поступает в Инженерное училище. В период его учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского.

Впоследствии он отказывается от наследственных прав на это имение. В 1843 году поступает на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде. В этот период писатель переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди», который сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. 

В 1849 году Достоевского приговаривают к смертной казни по делу Петрашевского. Однако казнь в последний момент была заменена каторгой.

Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Каторгу Достоевский отбывал в Омске и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в Петербург.

Федор вместе с братом основал журнал «Время», который был запрещен спустя три года. В 1860-е годы Достоевский написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период. Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Федором Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок», который требовалось представить в весьма ограниченные сроки. Чтобы уложиться в ограниченный издателем срок, писатель берет в помощь стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая позже становится его второй женой.

С 1872 года Достоевский жил в городе Старая Русса. Здесь он написал свои бессмертные произведения «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие. Многие из его творений в наши дни были экранизированы российскими и зарубежными режиссерами.

Федор Михайлович Достоевский умер (28 января) 9 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге. 

Достоевский не стал создателем собственной законченной философской системы с точки зрения формального подхода западного (немецкого) представления о философии. Для этого писатель не обладал ни узкоспециальным образованием, ни желанием, поскольку главным жизненным поприщем избрал литературу. Тем не менее, художественные произведения и публицистика писателя содержат основополагающие философские идеи, ставшие фундаментом русской классической философии, оформившейся во 2-й половине XIX века.

Произведения Ф. М. Достоевского содержат квинтэссенцию русского национального самосознания. Философскими идеями пронизаны «Записки из подполья» и романы «великого пятикнижия», где писатель изложил свою религиозную философию, христианскую антропологию и этику.

Достоевский впервые сформулировал понятие «русская идея», ставшим одной из основ отечественного философствования.

В «Легенде о Великом инквизиторе», которую В. В. Розанов назвал философской поэмой, Достоевский выразил идею сочетания свободы воли с абсолютным моральным законом. Великий инквизитор отрицает Христа, не верит в человека и его духовную природу.

Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь. Этот вопрос занимал писателя уже в юности, о чём он писал брату Михаилу 16 августа 1839 года: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Речь о Пушкине стала философским завещанием русского писателя: «всемирная отзывчивость» русского человека воплотилась в национальном гении Пушкине. Русский национальный идеал «всечеловечности» не несёт враждебности Западу. Речь Достоевского о Пушкине укрепила авторитет писателя как властителя дум русского общества и примирила, к великому сожалению на короткое время, два противоборствующих лагеря западников и славянофилов.