Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 325 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Паломническая поездку в Ярославскую область по местам юности святого адмирала Феодора Феодоровича Ушакова

     25.08.2019 18:41

25 августа директор Воскресной школы Кормилицына Л.И. и прихожане Леонова Е. А.и Леонов А. В. завершили паломническую поездку в Ярославскую область по местам юности святого адмирала Феодора Феодоровича Ушакова.

Целью поездки было ознакомление с объектами, которые сыграли роль в становлении личности Федора Ушакова как адмирала, так и православного христианина, причисленного к лику святых.

Рано утром 24 августа паломники отправились в автопутешествие от ворот храма святого праведного воина Феодора Ушакова по заранее намеченному плану:

         Отправление из Москвы в 6.00-6.30 24.08.19

Г. Углич

- Преображенский собор

 -Храм «Царевича Димитрия на крови»

С экскурсией посещение Алексеевского женского монастыря, Воскресенского мужского монастыря.

Г. Рыбинск

- Спасо-Преображенский собор . Вечерняя служба.

- возложение цветов к  памятнику святого адмирала Федора Ушакова

- ночь в отеле

Отъезд утром 25.08.19

С. Хопылево

Прибытие 8.00-9.00

- Храм Богоявления. Утренняя служба. Беседа с игуменом Савватием.

- Храм св. Александра Невского

Г. Тутаев

Прибытие 11.30-12.00 (левый берег)

- Покровский собор (Икона «Прибавления ума»)

 Отъезд в Москву через Ярославль, Ростов Великий, Переяславль-Залесский.

         Проехав по ухоженным московским магистралям и, оставлявшим желать лучшего, дорогам российской глубинки, путешественники прибыли в г. Углич Ярославской области.

Первым местом посещения была «Церковь царевича Димитрия на крови». Настоятель храма протоиерей Владимир провел экскурсию по храму, затронув цепь исторических событий, происшедших в 16 веке: 18 марта 1584 года умер царь Иван IV Грозный. На царство венчался его старший сын Федор Иоаннович: по свидетельству современников, слабый, болезненный человек. Регентом при государе стал боярин Борис Федорович Годунов, брат жены царя. У царя Федора детей не было, но был царевич Димитрий, малолетний сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Маленький царевич вместе с матерью и огромной свитой в четыре тысячи человек был выслан в древний Углич, город на Волге, подаренный мальчику его отцом Иваном Грозным ко дню рождения.

Обстоятельства преступления или несчастного случая, произошедшего в Угличе в полдень 15 мая 1591 года, так и не были выяснены.

В 1692 году вместо обветшавшего деревянного храма вырос каменный, в праздничном и ярком «московском» стиле. Особенный интерес представляет огромная, свободно скомпонованная мастерами фреска по мотивам лубочной картинки XVIII века «Убиение святого благоверного князя царевича Димитрия Угличского» на западной стене храма.

Далее паломники отправились в Угличский кремль, где опытный экскурсовод, провел экскурсию по самым знаменательным местам Углича: дому, где родился Салтыков-Щедрин, снимал комнаты М. Чехов (брат А.П. Чехова), писал свои произведения А.Н.Островский.  Большое впечатление на путешественников произвела Угличская ГЭС. Это одна из старейших гидроэлектростанций России. Она была запущена еще в 1940 году. Именно эта ГЭС полностью обеспечивала Москву электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

В прямой видимости от ГЭС стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Изящный храм был сооружен в 1690 году богатым помещиком Никифором Чеполосовым в память о сыне Иване, невинно убиенным чернокнижником.

Далее паломники вместе с экскурсоводом отправились в Алексеевский женский монастырь.

Основанный в конце XIV века Алексеевский монастырь входит в десятку самых старых  монастырей в России. Первые деревянные строения обители погибли в пожарах польско-литовской интервенции XVII века. Но уже в 1628 году здесь выстроили красивую трехшатровую каменную Успенскую церковь с трапезной. За ее красоту и изящество церковь прозвали «Дивной». А еще через пятьдесят лет на территории монастыря возвели церковь Иоанна Предтечи.

Побывав в кельях монастыря и приложившись к многочисленным старинным иконам, путешественники направились в Воскресенский мужской монастырь.  Дата основания монастыря неизвестна. Одна из версий основана на житии святого Паисия Угличского, и связывает основание монастыря с пребыванием в Угличе 1 октября 1482 года на освящении каменного соборного храма Покровского монастыря воскресенского архимандрита Нафанаила. По другой версии, это мог быть один из многих монастырей, основанных угличским князем Романом Владимировичем (1261—1285). Все здания монастыря строились одновременно, они выстроены в ряд и соединены гульбищем, что придаёт комплексу большую слитность и цельность впечатления. В 1999 году монастырские здания возвращены церкви и в них возобновилась монашеская жизнь.

Помолившись и приложившись к старинным иконам Воскресенского монастыря, путники отправились в старинный русский город Рыбинск. Именно он был тесно связан с юностью Феодора Ушакова.

Приехав в отель, путешественники были приятно удивлены тому, что владельцем его оказался Волков В.Н.- иконописец, написавший 7 икон святого праведного воина Феодора Ушакова!

Побеседовав с иконописцем, паломники отправились на вечернюю службу в Свято-Преображенский собор, где в этот вечер служил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

Если заглянуть в историю собора, то можно узнать, что  в начале XVII в. на месте нынешнего собора стояли деревянные церкви, Преображенская и Петропавловская. В 1654-1660 гг. построен каменный пятиглавый Преображенский храм, который в 1779 году стал городским собором. В 1796-1804 гг. построена ярусная колокольня. На кузнечные работы было использовано 20 тонн металла, которые выполнил Я.М. Третьяков. В 1804 г. к празднику Преображения Господня, подняли колокола. В 1811 г. в быстро богатевшем, растущем городе был поставлен вопрос о строительстве большого, вместительного собора. Купеческий спор о месте главного храма Рыбинска и сохранении существующего Преображенского собора длился 20 лет. 
        В старом соборе 14 июня 1838 г. была отслужена последняя Божественная литургия, а 8 сентября 1838 г. на месте разобранного храма совершен чин освящения основания нового храма. 
Собор построен в 1838-1851 гг. на средства рыбинских купцов М.Н. Вязьмина, И.А. Миклютина, Л.П. Кувшинникова, А.Д. Смирнова.
В 1846 г. храм был расписан артелью палехских мастеров во главе с подрядчиком – крестьянином Н. Л. Сафоновым. 
      Кроме стенной росписи, этой же артелью написаны 40 икон для иконостаса.

Собор освящен 26 июня 1851 г.
      Особенно почитались древний деревянный Крест; частицы мощей святых угодников Божиих в серебряной гробнице; часть Ризы Господней; врезанной в две доски в форме ветхозаветных скрижалей.
        Прежде было три престола: главный – в честь Преображения Господня, правый – в честь свв. Апостолов Петра и Павла и св. прор. Илии, левый – в честь Иконы Божией Матери «Знамение» и благ. князя Михаила Тверского.
Полное освящение собора и Престолов состоялось 12 июня 2007 г. Архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом в сослужении других Архипастырей. Престолы имеют следующее посвящение: главный – в честь Преображения Господня, правый – в честь св. прав. Воина Феодора Ушакова, левый – в честь Иконы Божией Матери «Знамение».
       Собору принадлежит чтимая икона Божией Матери «Недремлющее Око», а также прежде принадлежала чтимая икона Божией Матери «Прибавление ума», в настоящее время находящаяся в Покровской церкви г. Тутаева.

В чтимых образах находятся частицы мощей праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Феодора Санаксарского. 
Побывав на службе и прикоснувшись к святыням Собора, паломники испросили благословения и совета по дальнейшему пути у Владыки. Получив его, отправились полюбоваться красотами набережной реки Волги.

Утром путники отправились в село Хопылево, где в храме Богоявления был при рождении крещен маленький Феодор Ушаков! А в трех километрах от этого сельца располагалось село Бурнаково, где в1745 году родился будущий адмирал флота!

         Здесь, на краю села, находится собор Богоявленского Островского монастыря.  Возникнув в начале XVI века на островке посреди Волги, монастырь позднее был перенесен на левый берег. Известно, что во второй половине XVII века монастырские власти жаловались самому царю Алексею Михайловичу на самоуправства соседних помещиков, на дерзость романовских питейных целовальников, открывших кабак прямо под стенами тихой обители. К началу XVIII века монастырь, владевший несколькими сотнями крестьянских душ, уже имел достаточные средства для постройки каменного собора, который и был возведен в 1701 г.

В 1764 г. Екатерина II отобрала у монастырей принадлежавшие им земли. Сотни мелких монастырей были закрыты, а их храмы превращены в обычные приходские церкви. Эта же участь постигла и Островскую обитель. Сохранилось составленное в связи с этим в 1766 году описание монастыря. Оно зафиксировало не только движимость, но и все имевшиеся тогда постройки. Кроме каменного Богоявленского собора, в описи упоминаются и деревянные здания: надвратная церковь, корпус братских келий, поварня, хлебня, два амбара, погребок, сушило и притворная изба. Окружала монастырь прямоугольная в плане деревянная ограда со сторонами 150 на 130 метров. Из всего этого до наших дней уцелел один лишь древний собор – свидетель трех веков. Богоявленский храм представляет собой массивный, поднятый на высокий подклет четверик, увенчанный крупным пятиглавием.  На южной стене помещена патрональная храму композиция Богоявления, на западной стене интересна композиция богоматерь Одигитрия с предстоящими.

К северу от Богоявленского собора находится сильно поврежденное приземистое здание из красного кирпича. Это выстроенная в 1910-1914 гг. церковь Александра Невского. Ее суховатые эклектичные формы резко контрастируют с архитектурой собора. С берегового откоса и от пристани видно, как волнами колышется под ветром темная зелень старых деревьев, а над ней словно корабль, плывущий по океану времени, высится древний Богоявленский собор.

Побывав на утренней службе и, зарядившись необыкновенной благодатью, паломники тепло побеседовали с настоятелем храма – игуменом Савватием.

В храме было видно, как односельчане любят и чтут славного адмирала: ростовая икона с изображением святого праведного воина Феодора Ушакова, стенд с изображением основных вех жизни адмирала, икона в алтаре…И, конечно же, напротив храма, на самом берегу Волги установленный памятник Феодору Санаксарскому и Феодору Ушакову.  Это необычный памятник. Тут заложено все: и преемственность поколений — мы же видим тут и отрока Феодора, и его дядю Феодора Санаксарского; и духовное призвание будущего адмирала в форме игрушечного кораблика в руках.

Посещение этого исторического и значимого для нас места долгое время было лишь в планах и мечтах. И вот теперь, когда эта поездка была, наконец осуществлена, мы как бы ощутили связь времен, мощь и красоту русской природы, где незримо чувствовалось присутствие славного адмирала.

Наш паломнический путь заканчивался в старом русском городке Тутаеве, где мы посетили Покровский храм с чтимой иконой Божией Матери «Прибавление ума».  

По преданию икона была написана  после видения неизвестным иконописцем Божией Матери. Этот иконописец во время раскола русской церкви никак не мог уразуметь для себя смысла никоновской реформы и впал в безумие. Тогда он стал горячо молиться Пресвятой Богородице о вразумлении. После Её видения он получил обещание об исцелении, если он напишет икону Богородицы в том виде, в котором Она ему явилась. Иконописец исполнил свой обет и назвал написанный образ «Прибавление ума Пресвятой Богородицею.

Приложившись к иконе и другим Святыням храма, путники отправились обратно в Москву через старинные русские города Ярославль, Ростов Великий и Переяславль-Залесский.

Выражаем особую благодарность родителям ученика Воскресной школы Саши Леонова – Елене Александровне и Алексею Владимировичу в осуществлении поездки!