Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 237 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Мы сами должны содействовать спасению своей души

     27.08.2012 07:18

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51975

№38 (647) / 4 октября ‘11

Беседовал Александр Сергиенко

 

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

 

Беседа с кандидатом богословия клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире  телеканала «Союз» 

– В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов). Здравствуйте, батюшка, тема нашей сегодняшней беседы – первые шаги в храме, и мой первый вопрос связан с недоумением: уже сотни и тысячи лет существует храм, люди его посещают, и в наше время ничего не должно меняться, но что-то все-таки изменилось?

– Наверное, тут правильнее сказать, действительно, христианская Церковь (а до этого была ветхозаветная церковь), существует тысячи лет. Церковь вообще существует от создания мира, и, соответственно, люди приходят и уходят, и в ней находятся, но всегда есть что-то новое и необычное. Это связано с личным опытом каждого человека. Каждый человек – это индивидуальность, особая личность, неповторимое творение Божие, и поэтому, конечно, у каждого человека в жизни есть свои какие-то события, свои моменты, в том числе и по отношению к Церкви – свой личный опыт, свои личные какие-то открытия, конечно, и какие-то свои проблемы. Поэтому мы можем говорить о том, что существует ряд проблем поиска пути в храм.

– То есть это связано с тем, как человек приходит к вере, входит в храм? Но видите, батюшка, здесь существует большая проблема: среди людей еще невоцерковленных есть те, которые не знают, как войти в храм, – может быть, чего-то боятся, чего-то стесняются.

– Да, люди должны понять, что «прийти в храм» – это синоним «прийти к вере», и чем ближе мы к храму, чем глубже мы в него входим, тем больше это должно отражаться на нашей внутренней духовной жизни. И, соответственно, какие-то проблемы возникают тогда, когда приход в храм совершается только внешне или как-то духовно скудно. Конечно, у каждого человека есть свое собственное начало и какие-то свои первые шаги, первые опыты. Но, тем не менее, надо готовиться прийти в храм, прийти к вере, втянуться, а потом, никогда не останавливаясь, постепенно углубляться. Нельзя просто прийти и остановиться, это всегда какое-то движение вперед. Конечно, если мы в храме занимаем определенное место (чисто практически, об этом можно два слова сказать – мужчине желательно с правой стороны, женщине с левой стороны), то в духовной жизни должен быть постоянный рост, и тогда в храме мы будем чувствовать себя гармонично и по-родственному. И тогда путь в храм – это путь обретения веры, и если человек стремится войти в храм и найти там свое место, он прежде всего должен обратиться к самому себе: зачем и почему это ему нужно?

– Следующий звонок – Новокузнецк на связи; Вы в эфире, задавайте вопрос.

 

– Вот Вы говорите, что тысячи людей приходят в храм и говорят, что они веруют, ставят свечи, целуют руки священникам. А выходя из храма, нарушают нравственные законы – врут, воруют, прелюбодействуют, убивают, лукавят. Как Вы считаете, почему это происходит?

– Спасибо за вопрос. Во-первых, будем различать цели и средства, их очень важно не путать. Мы спасаемся не из-за того, что простояли много часов на службе, или поставили тонну свечей, или выпили сто литров святой воды за жизнь. Это – средства нашего духовного воспитания и внутреннего созидания. Цель же всего – внутреннее приобретение Христа, раскрытие в себе Христа. Я считаю, что сформулировать можно так: изменить себя, стать похожим на Христа – это главная цель. Если мы называем Бога Отцом, то дети должны быть похожи на родителя. Почему Христос и воплотился – Он показал нам этот идеал, этот пример, что Он подлинный Христос. И поэтому мы должны во всем уподобляться Христу, – конечно, это уподобление не означает стать равным или равноценным, это пример, который для нас всегда открыт, можно бесконечно совершенствоваться, идти и идти вперед, все выше и выше. Это замечательно, и это – цель, а не просто отстоять в церкви на службе и свечки поставить: это – средства, которые нельзя отвергать при этом. Ведь у нас есть две крайности – или непонимание целей, или игнорирование средств; конечно, игнорирование средств тоже сопряжено с непониманием цели. Но это надо четко различать – без средств нельзя достичь цели, и средства без цели станут бессмысленными; это проблема, которую мы видим, это рабочая проблема. Она говорит не что мы должны отказаться от средств, но чтобы люди, ходящие в церковь и живущие церковной жизнью, никогда не забывали целей – зачем они все это делают: спасение своей души и уподобление Христу.

– Все-таки мы говорим про первые шаги в храме, и я в последнее время слышу вопрос от пока еще невоцерковленных некрещеных взрослых людей: «А что нужно, чтобы окреститься, и сколько это будет стоить?»

– Бывают люди, которые спрашивают у священников: а что мы вам должны? И я всегда отвечаю: вы должны посодействовать спасению своей души, вы должны стать хорошими христианами. Все остальное – это средства, в том числе и какие-то материальные вопросы. Но для Крещения, конечно, самое главное и первое – это усвоение понимания своей веры; без Евангелия и Нового Завета просто не обойтись, это первое, что нужно брать в руки, ну и в помощь, конечно, нужно взять и духовного наставника. И идти к Крещению, не только собрав полотенчико и рубашечку и сделав какие-то пожертвования, а надо полностью разобраться, зачем человек идет туда. Для каждого человека логично задаться вопросом: что такое христианство, какое я имею к нему отношение, каких изменений в моей жизни, в моем поведении оно потребует от меня? И даже более того, еще до Крещения человек должен уже очень много поработать над собой. Не зря с первых веков христианства у нас есть древнейший опыт – так называемые огласительные слова. Вот, например, у святителя Кирилла Иерусалимского есть огласительные слова, предуготовительные ко Крещению, а есть тайноводствующие – человек должен готовить себя к Крещению, знать основы веры и даже иметь первый опыт, – например, поститься. Даже некрещеному не возбраняется почитать молитвы, приобрести какой-то опыт: вы ведь не будете учиться уже в процессе работы, например, вождению машины или профессии хирурга, есть вещи, которым надо учиться «до»; конечно, потом этот опыт развивается, осваиваются уже какие-то непосредственные дела – так и здесь основные, базовые вещи нужно знать до принятия Крещения. А потом открывается все больше и больше информации, тайны веры, доступной только крещеным людям, – мы понимаем, что здесь речь идет о таинствах Церкви, доступных только крещеному человеку. Вот это действительно настоящая подготовка ко Крещению, и сейчас мы этому уделяем особое внимание. Было время, когда необходимо было людей поддержать и чуть-чуть ускорить этот процесс, а сейчас Святейший Патриарх и Священноначалие определили, что мы должны просто начать людей готовить ко Крещению уже осознанному. Слава Богу, что уже прошли года дефицита храмов и духовенства, просто люди должны проявить мудрость и понять, что от того, как вы подготовитесь, будет зависеть и ваш результат, – с каким импульсом и скоростью вы вступили в этот процесс, так дальше у вас и будет развиваться.

Это касается не только Крещения, а любого таинства, и вообще любых шагов в жизни нашей Церкви, поэтому у нас сейчас очень активно разрабатываются все темы духовного просвещения и поэтому мы стараемся привнести это людям пораньше, в школы и даже в детские сады.

– Следующий звонок к нам поступил из Московской области, слушаем вопрос.

 

– Ребенку исполнилось семь лет, и он делает только первые шаги, он ходит в храм, но он не может отстоять всю службу, а ему нужно подготовиться к Причастию и исповедаться. Может быть, есть какие-то послабления или рекомендации?

– Мы все хорошо понимаем, что жизнь человека делится на этапы, и в разные этапы какие-то вопросы по-разному решаются. И это касается не только детского, но, может быть, уже и очень почтенного возраста. Очень важно понимать, что мы должны не просто ориентироваться на поиск удобств и льгот, а должны сами для себя искать пути, чтобы выразить себя полноценнее и укорениться в Церкви.

Я не конкретно отвечаю сейчас, а просто советую: многие моменты церковной жизни надо начинать с более раннего возраста. Когда-то младенца просто принесли на Причастие; годик прошел – его на пять-десять минут нужно уже подольше подержать в храме, еще годик прошел – еще пять-десять минут добавим. И когда постепенно, по чуть-чуть набавлять, к 6-7 годам у нас будут дети спокойно стоять на службе. Понятно, что это не всегда получается, но здесь не должно быть какого-то надрыва; я думаю, что индивидуально в каждом храме нужно посоветоваться со священником. Понятно, что здесь нужда в Исповеди – это проблема номер один, мне кажется. А здесь уже нужно много рассказать, объяснить – по ходу жизни говорить, например, не просто «хорошо» или «плохо», а что «это грех» и почему это грех. Почитайте вместе с ребенком несколько молитв, детский молитвослов – это тоже не требует особого душевного напряжения, и это должна быть ежедневная работа. Готовясь к Причастию, пусть ребенок побольше молитв прочитает, чтобы он почувствовал: это что-то особенное, а не просто что-то там проглотил в церкви. Надо найти этот путь и это, конечно, все индивидуально. А о необходимости стоять на службе скажу: надо просто сориентироваться в храме, когда какая часть службы идет, – можно ненадолго выйти на улицу, посидеть на скамеечке, но не слишком попуская, все-таки ребенка нужно убеждать, ему нужно предлагать поучаствовать в службе, и это возможно. Но придя в храм чуть попозже, опасайтесь опоздать на Исповедь. Главный смысл в том, что здесь надо действовать очень разумно, со стремлением повышать и углублять.

– Следующий звонок – из Казахстана, послушаем вопрос.

 

– Батюшка, я совсем недавно стала духовным чадом и мне хотелось бы знать свои обязанности по отношению к своему духовному отцу.

– Мы вас поздравляем с этим замечательным, важнейшим событием в жизни – стать духовно родным человеком кому-то, и дай Бог, чтобы такое духовное общение усилилось и продлилось. Но, исходя из этого положения, мне кажется, что именно к своему духовному отцу вам нужно обращаться со всеми вопросами, и это должно стать частью вашей духовной жизни. И главнейший этап в этом – ваше регулярное появление у него на Исповеди, исходя из его возможностей и наличия времени. В дальнейшем можно подключиться и к его работе, где-то в чем-то ему помогать. Если вы говорите, что вы – чье-то духовное чадо, то одновременно вы становитесь кому-то братом и сестрой; видите, какое чудо происходит. И надо почувствовать локоть рядом, надо подключиться к приходской церковной жизни, социальной, миссионерской работе. И это имеет огромнейшее, принципиальнейшее значение в церковной жизни – реализовать себя, свою любовь и свою веру вовне. Это не просто ваша какая-то внутренняя обязанность, это все входит в круг вашей православной семьи, где есть отец, чадо, братья и сестры. Конечно, есть всегда и личные какие-то отношения через Исповедь, во время которой вы искренне и усердно кайтесь в своих грехах и поинтересуйтесь у батюшки, нет ли еще вам применения. А дальше уже не спеша все откроется, и какие-то нюансы будут развиваться уже по мере вашего духовного слияния с батюшкой.

– Как человеку, который только пришел в храм, только крестился, познакомиться с традициями и обрядами?

– Наверное, самое правильное – захотеть это сделать до Крещения, чтобы не чувствовать себя в церкви как в какой-то инородной среде. У каждого человека сейчас есть возможность получить такие знания, читать, слушать, просто надо не лениться. Не надо стесняться спросить, в храме всегда найдутся лица, которые вам подскажут. Я всегда советую записаться в библиотеку – там работают люди адекватные, с благословения батюшки, они станут вашими первыми друзьями в храме. Нельзя идти впереди паровоза, надо осваивать знания, это процесс ответственный. И тогда ходишь в церковь уже и как в здание, и как в общество людей, и ты уже чувствуешь себя комфортно, уютно, без всяких испугов, резкостей и непонятностей.

– Следующий вопрос нам задают из Анапы.

 

– Батюшка, скажите, в Вашем храме соблюдается ли такое старинное благочестивое правило, что подходят ко всем чинам сначала детишки, потом братья, и только потом сестры? Это такое чудо, когда ты понимаешь, что тебя сестра пропускает, что потом хочется чуть ли не на руках ее нести. Нет никакой давки, все чинно и благочинно идут к Причастию и к Исповеди.

– Вы меня просто обрадовали своими эмоциями; я думаю, что наши телезрители, чувствуя ваше такое живое восприятие этой темы, поймут, насколько это замечательное у нас правило. И мы, конечно, вас поддерживаем, об этом благочестивом нашем обычае можно много говорить, здесь наблюдается мироустройство, миропорядок, иерархия ценностей, личностей и гармония. Иерархия и гармония – это отдельный разговор, в том числе и о месте мужчины и женщины, но в данном случае – это их техническое воплощение в Церкви: каждый знает свое место, и так реализуются слова Священного Писания, смысл которых в том, что принижающий себя возвысится, а возвышающий себя унизится. Гордость и тщеславие в итоге разрушают и подрывают человека, а если человек смиренный, значит, это сильный, достойный человек.

Таких много есть прекрасных традиций, но почему они не везде соблюдаются? Главная причина – во времена гонений были нарушены и утрачены все традиции; будем надеяться, что они будут возвращаться к нам, и, конечно, это уже труд пастырей на каждом приходе, и это допустимо и возможно.

– Мы сегодня говорим про сложности, с которыми приходится сталкиваться человеку, совершающему свои первые шаги в храме. Батюшка, а как часто нужно читать Священное Писание, как часто нужно молиться?

– Это вопрос не абстрактный – естественно, человека ведет в храм какое-то религиозное чувство, иногда даже страх, потребность или проблема. Но все-таки по-настоящему привести в церковь может только сознательная вера: если человек задает себе вопрос, а в чем смысл жизни, а Кто есть мой Бог? Эти вопросы можно разрешить быстрее, если просто начать читать и изучать Евангелие, хотя бы чуть-чуть, каждый день. То же и наша общая молитва в храме, главная, церковная, литургическая, но молиться в храме надо постоянно: памятование о Боге мы должны развивать в себе постоянно, это великая добродетель, которая людей на Небо возносила – постоянно чувствовать себя перед Лицом Божиим. Для этого существует и домашняя молитва, молитвенное правило, которое постепенно должно перерастать в Иисусову молитву. Молитва – это постоянная связь с Богом, как же можно от нее отказаться? И если человек старается дома молиться, у него получится и в храме хорошо молиться.

– Следующий вопрос – из Серпухова, Вы в эфире, слушаем Вас.

 

– Во время службы люди, которые пришли попозже, ходят по храму, ставят свечки, они всем мешают, а батюшка говорит, что им замечания делать нельзя. Правильно ли это?

– Просто надо знать, когда делать, кому делать, и как делать – вот в чем вопрос. Ведь часто люди, которые приходят в храм, жалуются, что им ответили грубо, нетактично. Поэтому решение таких вопросов в храме должно быть налажено системно, не каждый из прихожан может делать такие замечания.

В храме этим должно заниматься все-таки больше духовенство, руководство храма, и если это все так проблемно, вы можете просто подойти к священнику и посоветоваться, объяснить, что какие-то люди мешают вам молиться. А если вы будете расстраиваться и сами отвлекаться от молитвы, это ни к чему хорошему не приведет; здесь надо иметь подвиг терпения и жалости – он-то уж точно безошибочный. Конечно, священнослужителям в своих храмах надо эти вопросы решать, а если каждый прихожанин будет делать замечания другому, шума от этого не убавится.

Вы пришли в храм, чтобы решать какие-то свои вопросы, какую-то свою молитву вознести, но ведь вы пришли не в какой-то «дом индивидуальных религиозных услуг», а в общину, семью, где происходит какое-то совместное дело. Взять, например, театр, там прозвучал третий звонок, и никто уже не может зайти в зал, – так почему же в церкви вы можете мешать кому-то молиться, а потом еще удивляетесь, почему вы кого-то рассердили и кто-то вами недоволен? И нужно знать, что во время совместной службы уже нельзя ходить по храму, а все вопросы со свечками решать до или после богослужения. Надо спокойно и разумно подходить к решению этого вопроса совместно. И я думаю, что если спокойно и с терпением отнестись к нему с позиции церковной общины, все легко можно решить.

– Насколько важен в храме внешний вид человека и его одежда?

– Тоже болезненный вопрос. К сожалению, часто летом можно видеть в храмах почти полураздетых людей. Никто не спорит, жарко и тяжело, но обратите внимание, как одевались наши предки, – это тоже отдельная и глубокая тема о месте одежды в нашей духовной жизни. И хотя бы самые первые внешние шаги – это такт и культура, и проблема в церкви – это как бы продолжение всех наших жизненных недостатков. Это упадок культуры, такта, несоблюдение какого-то протокола, как сейчас говорят, дресс-кода, когда люди теряют культуру и у них такой внешний вид, в котором вообще нигде не прилично появляться. А если человек привык так одеваться, он же не будет специально переодеваться, чтобы зайти в церковь, – значит, дорогие братья и сестры, нужно всегда одеваться так, чтобы прилично было в любое время зайти в церковь. Мне кажется, что это самый верный подход к решению проблемы.

Но всегда нужно уважать чувства других людей – в какое же приличное место, учреждение вас пустят на прием в шортах, например, или в мини-бикини? В общем-то, пока еще все знают, куда и как нужно соответственно одеваться, хотя есть опасность, что скоро джинсы и ветровка станут всеобщей одеждой. А Церковь – место уважения к другим людям хотя бы, а если мы еще задумываемся о Боге, то, конечно, мы должны предстать перед Ним в скромной серьезной одежде. Мы не будем сейчас говорить об отличиях женской и мужской одежды, мы будем говорить, что к одежде надо подходить скромно, благоговейно, и намного приятнее будет Богу, если вы не будете сверкать в храме полуголыми частями своего тела. Наша одежда – это определенный срез культуры, это тоже, скажем так, забота родителей; хорошо бы, чтобы на это обращали внимание и родительские, и школьные коллективы. Так что хотя бы культура и такт здесь должны быть.

– Следующий звонок у нас – Подольск на связи; здравствуйте, Вы в эфире, задавайте вопрос.

 

– Батюшка, Вы сейчас говорили о дороге в храм, а меня интересует дорога в обратную сторону. Как батюшки предполагают проповедование хотя бы в деревенских церквах? Иногда жители деревни вообще не ходят в церковь, приезжают только паломники из других городов. И второй вопрос: почему у нас совмещаются таинства Причастия и Исповеди, и будет ли когда-нибудь возврат к возможному опыту разделения их?

– Я начну с ответа на второй вопрос. Считаю, что здесь вы неправильно все абсолютизируете, – я думаю, что вы вполне можете прийти и просто поисповедоваться, и никто вам не скажет, что после этого вы должны обязательно пойти причащаться. Мы, конечно, спрашиваем у людей, как они готовились к Причастию, чтобы что-то посоветовать, и знать, кто будет причащаться. А так к Причастию подходит процентов тридцать от всех исповедовавшихся, и это нормально, и я не вижу в этом проблемы. Да, к Причастию надо готовиться особым образом, очищать тело и душу, а просто поисповедоваться вы можете в любое время покаянием, Исповедью и молитвой. Это отдельный разговор, и это вопрос не абсолютный, но индивидуальной церковной жизни. Искусственно разорвать и сказать, что «мы пойдем причащаться тогда, когда мы хотим», это вопрос поспешности, гордыни и самомнения. А по первому вопросу хочу еще раз обратиться ко всем братьям и сестрам – нам надо жить в ритме церковной жизни, надо знать, чем живет наша Церковь, изучать ее. У нас есть интернет, официальные сайты, газеты, журналы, где достаточно информации: здесь и решения Архиерейских Соборов, и слова Святейшего Патриарха Кирилла, и обращения епархиальных архиереев – это наша боль, это призыв ко всем нам, верующим, подключиться к слову Божию. Просто надо обращаться почаще к голосу нашей Церкви, и это очень актуально для нас, особенно сейчас, когда расширяется миссионерская работа, работа с молодежью, у нас сейчас вся Церковь пронизана этой работой. И мое пожелание такое – подключайтесь, и вы увидите, что у нас сейчас это очень активно все идет.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.