Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 120 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Приобщение к святыням – радость духовная

     27.08.2012 07:11

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at52070

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Беседовал Александр Сергиенко

БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 

 

Беседа с кандидатом богословия игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз» 

 

Человек – не прах, а мощь и сила 

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. У нас в гостях кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов). Тема нашей беседы – святыни и чудеса. Повод поговорить о святынях – прибытие в Россию из Греции Пояса Пресвятой Богородицы. Какое место в нашей жизни занимают святыни?

– Говоря светским языком, можно сказать, что Русская Церковь в первую очередь и наше Отечество переживают историческое событие. Потому что прибытие в Россию артефакта христианской истории, библейской евангельской истории само по себе великое событие – ведь эта вещь принадлежала Божией Матери. И, конечно, велико духовное значение, которое для нас на первом месте, ведь это святыня Вселенского Православия. Непонятно и невозможно бы было наличие святынь на земле без того факта, что Христос воплотился и восстановил нашу человеческую природу, сделал человека сопричастником благодати Святого Духа, – без наших основополагающих истин веры. Что было бы без Бога? Грех, нечистота, прах. Что такое мир? Появился из ничего. Что такое человек? Прах, из земли появившийся и в землю ушедший. Что в этом святого и величественного?

А благодаря Христу воплотившемуся, Воскресшему, мы сопричастники Святого Духа. Именно благодаря этому на Земле есть святыни. Прежде всего это Церковь Христова, святые таинства, то, что всегда с нами. И мы должны быть всегда причастниками этих святынь: когда человек причастен святости, он сам становится ее источником. Вспомним Евангелие – Христос говорит, что «у верующих в Меня из чрева потекут реки воды живой». Это Он говорил о Духе Святом, Которого должен принять каждый верующий.

Вспомните, как уже после распятия и Воскресения Христа, даже тень апостолов исцеляла, а в Священном Писании отражено, что поясные платки апостолов приносили исцеления и помощь. То есть святыня стала, так скажем, одной из составляющих жизни христианина и Церкви.

У нас имеются, например, мощи святых угодников Божиих. Сама этимология этого слова говорит, что человек – это не прах, а мощь, сила. Если ты с Богом, значит, ты сила, и даже если ты временно уснул, умер, все равно сила не отходит от человека. Тело, которое потрудилось ради Христа, остается причастником Святого Духа. Мы знаем святые мощи преподобного Сергия, Саввы Сторожевского, Серафима Саровского. Новомученики сейчас прославляются, и есть, слава Богу, святыни, связанные с новомучениками.

Мы богаты святынями, но когда к нам прибывает святыня от Самой Божией Матери, то, конечно, мы должны радоваться и обязательно приобщиться к ней. И приобщение должно быть, так скажем, не формальное.

– Как правильно это сделать, чтобы избежать духовной корысти, которая наверняка у человека возникает?

– То, что бы мы назвали потребительским отношением? Конечно, все люди немощны и имеют всегда какие-то материальные, физические потребности. И святые, и Божия Матерь, и Сам Господь все это ведают и не оставляют нас. Но человек не должен опускаться до попрошайничества духовного, а приобщаться к святыне прежде всего для достижения главной цели – спасения своей души, своего воцерковления. Потому первой просьбой должна быть такая – приобщиться к Богу, к святой жизни Божией Матери или святого угодника Божия, стать лучше духовно. Всегда помните слова Христа: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам».

Нельзя путать цель и средства

– Послушаем звонок от телезрительницы из Пскова.

– Хочу поделиться своим счастьем. Когда привезли в Петербург святыню, я в первый день не попала к ней, видимо, по Божию Промыслу, потому что на следующий день попала и на Литургию, и на молебен. Так получилось, что я приложила к ковчежцу со святым Поясом уже почти полностью выцветшую иконку. А когда на следующий день стала молиться, достала ее из сумочки и удивилась, насколько она изменилась: краски стали яркими, необыкновенными. Я бы не сказала, что я очень воцерковленный человек, года четыре всего в церковь хожу, теперь хочу спросить у батюшки совета. Нахожусь в таком состоянии, что сама себе не верю, ищу подтверждения этому чуду, рассказываю всем, как будто сама себя стараюсь в этом убедить. Может быть, кому-то я бы и не поверила, а тут собственными глазами увидела. Скажите, как мне относиться к этому чуду, как мне нести это состояние всю свою жизнь благоговейно и не растерять эту радость?

– Как замечательно услышать такой духовный опыт соприкосновения со святыней! Стоит сказать, что каждому христианину надо приобщаться к святыне с молитвенным настроем. Не полениться и службу отстоять, молебен, Литургию – что будет. Если большая очередь, взять с собой книжицу, акафист, может, не раз прочитать, помолиться и поблагодарить святыню. Просто за факт милости к нам, за то, что в этом сером греховном мире такие проблески радости духовной Господь нам посылает.

Что касается вашего вопроса, вы сами ответили: я не верю себе. И не надо верить себе, а надо верить Господу нашему Иисусу Христу. К этому вас призывает святыня, и вы наконец-то сформулировали ту проблему, от которой надо уходить. Наша человеческая проблема – верить в себя, обожествлять себя. И вот мы встречаемся с источником святости, чуда и радости, и чувствуем свое место в этой иерархии: что есть Отец Небесный, а мы Его чада, и надо переложить свою любовь, свое доверие на Господа. Как сохранить это? Дальнейшим воцерковлением. А иконочку поместите в киотик, поставьте на достойное место и благодарите Царицу Небесную не только словами, но и делами дальнейшего воцерковления.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

 

– Может ли верующий прийти к Богу с помощью святыни? В первые века христианства христиане своей жизнью доказывали любовь к Богу. Сейчас христианин ходит в церковь, молится перед иконами, познает себя, работает над своей душой, и таким образом он должен прийти к Богу. А святыни, мне кажется, наоборот мешают.

– Частично ответ на ваш вопрос уже прозвучал. Есть цель, а есть средства. Цель – спасение души, приобщение к Богу. А есть средства для этого. Церковь сама по себе – наша величайшая святыня, Евангелие, Священное Писание – это тоже наши святыни, и надо каждый день к ним приобщаться. Молитва, общение с Богом – вот вам еще одна святыня. Молитесь, продолжайте контакт с Богом, главным и единственным источником святости. По мере своих грехов мы от этого иногда удаляемся, но милостью Божией поддерживаемся, восстанавливаемся.

Святыни – артефакты христианской жизни (скажем, Крест Господень, гроб Господень, Терновый венец, Пояс Пресвятой Богородицы) – сохранились до наших дней. Для нас это сердечные напоминания о реальности Христа и Его жизни, но это не просто история, а еще и возможность быть сопричастниками благодати Божией. Она, естественно, передается от тех, с кем они соприкасались, кому послужили. Это не может мешать ни в коем случае, это может лишь только поддерживать веру. Ни в коем случае нельзя отказываться от святыни и от соприкосновения с ней, это утешение и наша радость.

– Ответим на звонок из Белгородской области.

 

– Батюшка, как Вам кажется, не можем ли мы впасть в прелесть, когда в каждом действии видим чудеса: то иконочка заплакала, то еще что-то? Как говорится, не хули, но и не принимай.

– Очень хороший вопрос. Я повторяю, конечная цель наша – спасение души, внутреннее духовное совершенствование, сопричастность Христу. Это реальный процесс жизни. А другое – средство достижения. Мы уже указали одну ошибку, когда отношение к святыне и к Богу у нас потребительское: только получить что-то, решить какие-то земные проблемы. И мы сказали, что первая просьба должна быть о спасении.

Второе – не надо путать цели и средства. То есть ставить на место Бога, допустим, те же святыни. Когда это происходит? Когда человек бывает, так скажем, прельщен по своей гордыне. Особенно это касается тех, кто, может быть, ведет духовную жизнь, но по своей «самости» не руководствуясь мнениями Церкви, святых отцов, духовных наставников. Такой человек может впасть в состояние прелести и возомнить о себе, что он святой подвижник, вокруг него одни чудеса. И часто это выражается через бесконечные мироточения, явления, сны и прочее.

Человек должен очень осторожно относиться к этим вещам, и самая лучшая реакция – сказать себе, что я, грешный, недостоин чего-то такого. Смирение, самоукорение – лучшее средство от прелести. Человек должен быть не в море святости, а в море слез покаяния в своих грехах.

У каждого свой путь

– Слушаем вопрос из Зеленодольска.

– Меня смущают такие вещи, как записочки святым, и то, что на иконах вешают цепочки, колечки. Объясните, не от язычества ли такие вещи?

– Прежде всего, не надо все наши религиозные проявления сразу отдавать на откуп другим религиям и язычеству. Это простое человеческое рвение, хотя бывает оно и не по разуму. Записочки не так часто пишут, хотя этот опыт есть, Ксении Петербургской, например. Но это было в годы гонений, запретов, когда была невозможна полноценная молитва и люди молиться-то не умели. Поэтому они писали записку и засовывали ее в стеночку. Такие есть явления, но не очень уж частые. Думаю, что если мы с вами созрели до традиционной церковной молитвы через богослужение, молебен, то давайте позаботимся, прежде всего, о нашем состоянии. Пускай люди растут, совершенствуются, кому-то подскажем с любовью, кто-то сам постепенно вырастет – пока он может так выразить свое религиозное чувство; плохо, если он на этом остановится, конечно.

Сейчас Святейший Патриарх и наша Церковь призывают всех нас – и мирян, и духовенство – еще более активно подключиться к миссионерской работе. Так что, если у вас есть такая боль и желание просветить, думаю, вам надо обратиться к местному Священноначалию, настоятелю и сказать, что вы хотите кого-то просвещать в вере.

– Омск в эфире, слушаем Вас.

 

– Я приложилась к Поясу Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге. Там давали пояски, освященные на этой святыне, – сейчас у меня много желающих и нуждающихся, просят разделить пояс на части и отдать им. Не грех ли это делать?

– Я думаю, что вы очень хорошо поступите, если поделитесь своей радостью, своим духовным утешением с ближними. Если это люди еще невоцерковленные, объясните им, как надо хранить бережно. Потому что наличие святыни (а это уже святыня) – это сопричастие; у нас в Православии есть учение об иконе: образ, Первообраз, и если мы воспринимаем Пояс как икону Божией Матери, то освященный от него ваш маленький поясок – это тоже уже сопричастие святыне. И к ней надо относиться с благоговением, а не считать, что это просто амулет или какой-то предмет на счастье. Хорошо призвать тех людей, кому вы будете отдавать частичку святыни, к молитве, к чтению Евангелия, к посещению церкви. И вы еще больше духовно возрадуетесь. Какая бы великая ни была святыня, нет ничего выше простого храма, самого скромного, в котором совершаются таинства. Не будем этого забывать. И пусть эта святыня станет для кого-то началом пути в храм.

– Может быть, желание иметь в доме святыню свидетельствует, что люди ждут проявления каких-то чудес в жизни? Почему не возникают чудеса в доказательство существования Бога?

– Существование Бога доказано существованием этого мира, нас самих. Просто люди часто не замечают этого великого чуда: Божия мира, сотворенного из ничего, нас – из праха земного. Мы, люди, – образ Божий. Жизнь разве не величайший дар Божий, который мы должны каждый день замечать, ценить, оберегать и хранить? Не превратить то, что нам дано от Бога, в серость, греховность, какую-то безалаберность духовную, устроить себе жизненное болото, сидеть и требовать: дайте нам еще что-то особенное. Это обличал еще Сам Господь, когда говорил тем, кто требовал от Него чудес и обещал тогда в Него поверить, что не даст роду сему, грешному и прелюбодейному, знамения, кроме знамения Ионы пророка. Это знамение – Христово Воскресение. Но многим все кажется мало.

Так что никакие внешние факторы не служат внутреннему развитию веры. Они могут, конечно, поддержать что-то, направить, но если этого нет, то люди найдут кучу оправданий, исказят, придумают, оболгут, как это было со Христом. Поэтому не надо искать чудес, нам они уже даны: Христос, Святая Церковь. И надо просто стать сопричастником, соучастником этого чуда. А все остальное от Божией воли исключительно по каким-то индивидуальным ситуациям происходит.

– Давайте ответим на вопрос из Нефтеюганска.

 

– Хочу сказать, что чудеса проявляются и в наше время. Несколько лет назад у меня случился пожар в квартире, а на кухне был небольшой иконостасик. Все вокруг сгорело, кроме иконостаса и икон, даже сухие вербочки в вазочке, да еще две клетки с птицами не тронул огонь. Вот такое случилось чудо.

– Спасибо за ваш опыт. Я просто добавлю, что не только на вашей кухне такое произошло, подобные явления и прежде происходили. Вспомним, что раньше пожары на Руси были огромным бедствием, Москва не раз выгорала полностью. Но очень часто случалось чудо, связанное со спасением великих святынь, когда храмы сгорали или разрушались полчищами врагов, а святые образа сохранялись невидимой рукой Божией на наше утешение. И люди оказывались на руинах, на пожарищах, но с той святыней, с которой жили. И как они радовались, что сохранилось главное, духовное из той жизни, которая исчезла в огне. Люди радовались не тому, что сундук не сгорел, люди радовались, что сохранилась святыня и не прервалась преемственность поколений, материализованных в этой святыне, – преемственность духовная, опыт духовный. И нам это передалось, потому что по сей день эти святыни с древности Господь сохранял для нас. Один из столпов нашего Православия – это Предание. И мы становимся сопричастниками передачи веры. Будем это ценить.

Чудо как толчок к спасению

– Балашиха на связи, слушаем Вас.

 

– Батюшка, хочу спросить о самом понятии чуда. Когда оно появилось для человечества? Адам, по-моему, в этом смысле был в лучшем положении, чем мы, для него слова «чудо» не существовало, хотя он видел и духовный мир, и атомы, из которых соткана материя. Не для всех же людей чудеса бывают одинаковые – Господь воскрешал людей, но для фарисеев это не было чудом. Я в лучшем положении, чем Адам, или нет?

– Конечно, в лучшем. Я не помню, где в Священном Писании сказано, что он какие-то атомы видел, но, главное, он общался с Господом, был в раю. Повторяю, в первом раю, а не в том, который будет. Но заметьте, что он находится в раю, с Богом разговаривает, но это же начальный был путь. При всем величии и удивительности, это было только начало пути. Нельзя было спросить «а что чудо?», когда все кругом было чудом. И Адам при всем этом не удержался и пал.

Почему мы в лучшем положении? Потому что ради нас, ради спасения Адама и его потомков Сам Господь, Спаситель наш Иисус Христос сошел на Землю. И мы с вами уже причастники величайшего дела милосердия Божия, Его Воплощения, Его Воскресения. Адаму даже это и не снилось тогда, возможно, у него был свой путь спасения, но, видите, он не смог его реализовать.

А к нам Сам Господь сошел, это еще величественнее и удивительнее. Поэтому мы должны правильно видеть и осознавать это чудо – чудо Христа, чудо Его Воскресения, чудо Церкви Христовой, чудо нашей духовной жизни, наших таинств. Это великое дело любви и милосердия Божия, которое надо чувствовать, понимать, стремиться к этому. Конечно, кто не стремится и кто избирает себе какие-то другие пути (как те не веровавшие в Христа еще при Его земной жизни, так и сейчас есть заблудшие), для них Христос – Какой-то исторический персонаж, церковь – просто дом, колокольный звон – это шум, и так далее. Для них это ничего не значащие вещи, потому что они не причастники чуда, они не ищут духовного осмысления и поэтому обедняют себя, их жизнь остается вне чуда.

И, конечно, кто здесь станет сопричастником Христа, Его дела, те снова вернутся, и в значительно большей степени, чем Адам, к прямому Богообщению.

– Есть звонок из Краснодара.

 

– Отец Дамиан, как объяснить четырехлетнему ребенку, что такое святыня?

– Как Христос говорил, есть почва, на которую сеется семя, поэтому чтобы что-то кому-то объяснить (мне кажется, это общее правило), нужно подготовить почву.

Если ребенок любит маму, любит котенка, любит природу, у него есть в жизни это доброе и он это ценит, то уже можно попробовать объяснить: «Ты маму любишь, а у нас есть еще одна, общая Мама, Божия, посмотри, вот Ее икона, а вот это Ее вещь, ее надо беречь». И тут имеет огромное значение воспитание и формирование человека с самых первых дней жизни, ведь душа каждого человека по природе христианка, надо только воззвать и готовить постепенно почву.

– Должны ли мы удивляться чудесам, которые могут происходить в нашей жизни?

– Во-первых, мы должны быть осторожными и помнить слова апостола Павла: испытывайте духов, чтобы не быть обманутыми злыми силами. Мы в опыте пастырском часто встречаемся с тем, что дьявол может потакать человеку: вот тебе что-то приснилось, вот у тебя все как-то хорошо сложилось… А это подстроил он сам. Чтобы избранных совратить (а это христиан), он даже с неба огонь будет сводить, написано в Апокалипсисе. Поэтому нужно быть внимательными, самое лучшее средство для этого – покаяние, осознание своего недостоинства, смирение. Конечно, есть какие-то индивидуальные события, о которых мы сегодня слышали. Значит, должна быть благодарность Богу, не надо устраивать никакого шоу, не делать это объектом болтовни, а со смирением и благодарностью все принимать. Необходимо, чтобы это событие стало для вас дальнейшим толчком к спасению. Если это случилось, значит, это верный путь. А если это эмоции или повод для гордыни, даже чудо может повредить. Потому Господь и не злоупотребляет этим. Часто люди, когда ищут чудес, хотят, чтобы их кто-то куда-то тащил. Это неправильно. В Царствие Небесное за ухо никого не ведут. Только добровольно, искренне человек может свободной волей прийти к Богу. Так что Господь, даровав нам сплошное чудо, надеется сейчас на наш добровольный выбор пути к Нему.

 

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.