Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 150 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Путешествие в историю российского книгопечатания 01.04.2024 20:00
1 апреля 2024 года прихожане храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове совершили экскурсию в центр Москвы. Каждый метр там наполнен историей города и всей страны. Тут и величественная Красная площадь, тут и Большой театр, тут и огромный список исторических мест. Конечно, нельзя не отметить как похорошела наша Столица, как она аккуратна, ухожена и красива. Но особенно прихожане обратили внимание в своем путешествии на Никольскую улицу и ее один адрес, Никольская, дом 15. Этот дом на Никольской – одна из интереснейших достопримечательностей исторического центра Москвы. Сейчас здесь находится Историко-архивный институт (являющийся составной частью Российского государственного гуманитарного университета), а до революции располагалась Синодальная типография. Которая, в свою очередь, являлась «преемницей» московского Печатного двора – колыбели книгопечатания в России. В 2024 году мы празднуем 460-летие книгопечатания в России, это сподвигло паломников посетить само место исторического события. У истоков русского книгопечатания стоял русский царь Иван IV, вошедший в историю под именем Грозного. Эта личность до сих пор вызывает споры историков, но никто не ставит под сомнение образованность царя и его вклад в русское просвещение. Как писал в начале ХХ века историк С.Ф. Платонов, «нет ни малейшего сомнения в том, что Грозный принадлежал к числу образованнейших людей своего века» (Платонов С.Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. СПб, 1994 г. т.2, с. 15). Идею царя поддержал митрополит Макарий, благословивший начало печатного дела в России. В 1550-х годах, по указу царя и благословению митрополита, на Никольской (на месте нынешнего дома № 15) был заложен Печатный двор – первая русская типография. Пока шло строительство, в Кремле действовала т.н. «анонимная типография», названная так потому, что работавшие там печатники не подписывали свои работы. Тиражи напечатанных книг были невелики, эту деятельность многие историки воспринимают как своего рода тестирование процесса, подготовку к серьёзной организации дела. Наконец, в 1563 году Печатный двор на Никольской был открыт. А 1 марта (по юлианскому календарю) 1564 года его работники - диакон Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец выпустили первую печатную книгу – «Апостол». Это часть Нового завета, включающая в себя Деяния святых апостолов и апостольские послания. А вскоре был напечатан «Часослов» – книга, по которой дети той эпохи учились грамоте. После пожара на Печатном дворе, случившемся на рубеже 60-х – 70-х гг. XVI века, царь Иван открыл новую типографию – на этот раз в Александровской слободе, царской резиденции в период опричнины. А в 1580-е годы, при царе Фёдоре Ивановиче, возродился и московский Печатный двор. В этот период им руководил Андроник Тимофеевич Невежа – вопреки фамилии, образованный и талантливый человек. Он стал достойным продолжателем дела Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. Андронику помогали его сыновья – Иван и Алексей, продолжившие дело отца после его смерти (в 1602 году). Первая русская типография сильно пострадала во время Смуты. Деревянные палаты Печатного двора сгорели в пожаре 1611 годы. На этом месте при царе в 1620-е годы было возведено новое каменное здание – работами руководили зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов. Первые Романовы оказывали всяческую поддержку печатному делу. При царе Михаиле Фёдоровиче был образован Приказ книгопечатных дел – своего рода министерство печати. Благодаря этому книгопечатание вышло на новый уровень. В середине XVII века число сотрудников Печатного двора доходило до 165 человек. Была построена специальная правильная (с ударением на второй слог) палата, где правили, то есть редактировали тексты. На должность справщика (редактора) брали наиболее образованных и подготовленных людей. По словам современного учёного, доктора исторических наук Дмитрия Володихина, «в середине XVII столетия заезжие иностранцы сравнивали Печатный двор с крупнейшими европейскими предприятиями» (Володихин Д.М. Средневековая Москва. Столица православной цивилизации. М.,2020. – с. 63). Кроме богослужебной, издавалась и светская литература. Например, «Книга райтарского (рейтарского) строя», вышедшая в 1649 году, с гравюрами из меди. Большой популярностью пользовалась «Азбука» Бурцева. Тогда же на Никольской открылась книжная лавка Печатного двора, пользовавшаяся большой популярностью, причём не только среди москвичей. Продукция Печатного двора отправлялась в Кострому и Ярославль, Казань и Нижний Новгород. Большую роль в распространении просвещения сыграла открывшаяся при Печатном дворе Типографская школа – одна из предшественниц Славяно-греко-латинской академии. Её библиотека была одна из крупнейших в Москве. В ней, помимо богослужебных книг, были труды Гомера, Эсхила, Аристотеля, Платона и других мыслителей древности. Это свидетельствует о круге авторов, которых изучали ученики Типографской школы. Синодальная типография При Петре I столица была перенесена в Петербург, который стал новым центром книгопечатания. А московский Печатный двор царским указом был передан в ведение Святейшего Синода (1721 год) и преобразован в Синодальную типографию. Она просуществовала до 1917 года. К концу XVIII века типографские строения сильно обветшали. Окончательно их разрушили события 1812 года. Поэтому в 1810-х годах было выстроено новое здание, в псевдоготическом стиле. Архитекторами выступили Иван Мироновский и Алексей Бакарев (ученик Матвея Казакова). Во дворе Синодальной типографии находится «Теремок» – бывшая правильная палата. Её реконструировали в конце XIX века по проекту архитектора Н. Артлебена. Сегодня, к сожалению, в Теремок попасть с улицы нельзя. Синодальная типография была одним из ведущих книгопечатных предприятий Москвы. В начале ХХ века в ней работали крупные специалисты и учёные. Среди них – известный литературовед, академик Александр Орлов, а также историк и библиофил Алексей Покровский. Историко-архивный институт После 1917 года деятельность Синодальная типографии была остановлена. Её бывшее помещение заняли архивы различных госучреждений. А в 1930-х годах здание отдали только что созданному Историко-архивному институту. В новом вузе готовили специалистов для работы в государственных архивах СССР. Однако при этом он давал очень хорошее гуманитарное образование. В начале 1990-х годов Историко-архивный институт вошёл в структуру РГГУ – одного из ведущих гуманитарных вузов России. В этом качестве он продолжает свою деятельность в стенах дома № 15 на Никольской улице. |