![]() |
Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ![]() |
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
![]() |
![]() |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
![]() |
![]() |
Сейчас 135 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Экскурсия накануне Дня моряка-подводника на борту подводной лодки-музея Б-396, музея истории ВМФ в парке «Северное Тушино» 18.03.2025 20:30
Б-396 - отечественная дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б "Сом". Она была построена в 1980 году на знаменитом заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 1981 г. она начала свою службу на Северном флоте, в свои лучшие годы она совершала боевые походы в Средиземное море, несла боевую службу в Северной и Южной Атлантике. Разумеется, чаще всего она "работала" в Баренцевом и Норвежском морях. После списания в 1998 г. она была выкуплена правительством Москвы. В октябре 2000 г. подлодка Б-396 из г. Полярный была отбуксирована в Северодвинск. В одном из цехов ФГУП "ПО "Севмаш" она была "переоборудована" в музейный корабль. 4 июля 2003 года подводная лодка-музей была спущена обратно на воду, а в конце августа корабль отправился в свой последний переход к месту вечной стоянки. Пройденный маршрут: Северодвинск - Белое море - Беломорско-Балтийский канал - Онежское озеро - Волго-Балтийский канал - Рыбинское водохранилище - Канал имени Москвы - Химкинское водохранилище. Подводная лодка состоит из семи отсеков и двух корпусов: легкого и прочного. Легкий и прочный корпуса выполнены из высоколегированной стали. Толщина легкого корпуса 5-20 мм. Длина корпуса 90,2 метра. Легкий корпус облицован специальным резиновым покрытием, окрашенным специальной черной краской. Покрытие предназначено для уменьшения шумности подводной лодки при работе многочисленных механизмов на борту, особенно важно при нахождении в подводном положении. Подлодку очень трудно обнаружить. За эти качества не зря ее прозвали «Черная дыра в океане». В дни государственных праздников на растяжках вывешиваются флаги расцвечивания. На флоте подъем флага производится в 08.00 в будние дни и в 09.00 в выходные и праздничные дни. Спуск флагов производится при заходе солнца. Что внутри подводной лодки проекта Б-396.Первый отсек. Торпедный.В носовой части отсека находятся шесть торпедных аппаратов, в которые загружаются торпеды или мины. Подводная лодка могла иметь торпедный боезапас (обычный и ядерный), минный боезапас, и смешанный минно-торпедный. Всего торпед или мин на борту могло находиться 24 шт. Шесть загружались в торпедные аппараты, а 18 находились на стеллажах по правому и левому борту, так называемый стеллажный боезапас. Торпеда — это боевой подводный самоходный снаряд. В корпусе торпеды находится двигатель (электрический или газовый). В хвостовой части вращающиеся винты. Поэтому торпеды подразделяются на электрические и кислородные. Торпеда движется под водой в заданном направлении на дальность до 19 км. В носовой части торпеды находится БЗО – боевое зарядное отделение с зарядом взрывчатого вещества (обычный заряд – морская смесь или ядерный заряд), массой 300 кг. Ещё одно предназначение торпедных аппаратов – выход подводников на поверхность из подводного положения при аварии подлодки и залегании на грунт. Второй отсек. Аккумуляторный, жилой.Во втором отсеке находятся аккумуляторные ямы, которые расположены в два яруса. На каждом ярусе находится 112 элементов аккумуляторной батареи, в сумме их в отсеке 224 элемента весом по 720 кг каждый. Во втором отсеке также расположены жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов корабля. На нижней палубе в агрегатной находились 2 койки. Здесь же расположена каюта командира корабля. По левому борту располагается буфетная и офицерская кают-компания. Кают-компания это не только место приема пищи, отдыха и общения офицеров, но в случае необходимости, она является и местом оказания медицинской помощи, превращаясь в операционную. Право на одноместную каюту имели:
В кормовой части отсека расположен гальюн (туалет) для офицерского и мичманского состава, а внизу, только по правому борту, располагался душ. Помывка производилась по боевым частям в три смены. В этом душе мылся офицерский и мичманский состав, часть старшинского состава. Для остального личного состава оборудовался душ, совмещенный с гальюном в 6 отсеке. Третий отсек. Центральный пост.Любая подлодка имеет свой мозговой центр — главный командный пункт. Здесь он располагался в третьем отсеке. Отсюда осуществляется оперативное управление всеми процессами, всеми боевыми частями при плавании, как в надводном, так и подводном положении. Для эффективного управления кораблем и организации торпедной атаки корабль оснащен различными средствами. Для определения параметров движения кораблей вероятного противника и организации торпедной атаки, лодка оснащена автоматизированными комплексами:
По правому борту расположены приборы командира боевой части, машинные телеграфы, тахометры, блок клапанов воздуха высокого давления и продувания цистерн главного балласта вручную, гидравлическая машинка воздушной захлопки шахты. Четвёртый отсек. Аккумуляторный, жилой.Этот отсек аналогичен второму. Здесь находятся аккумуляторные ямы, жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов. В начале отсека по левому борту расположена радиорубка, которая предназначена для оперативной связи командира подлодки со штабом флота и другими надводными и подводными кораблями в надводном положении. По правому борту расположен камбуз (кухня), обеспечивающий питанием экипаж лодки. Питание экипажа в походе организовано одинаково для всех. Приготовление пищи производилось из одних и тех же продуктов и в одинаковом количестве для каждого члена экипажа. Использовались продукты высшей категории. В рацион подводника включались деликатесы: икра, балыки, колбасы твердого копчения, консервированные оленьи языки, севрюга, мясо, рыба, в том числе красная, яйца, овощи, фрукты, сметана, мед, сгущенное молоко, варенье и джемы, вобла. Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительный паек за обедом 20 граммов черного шоколада и 50 граммов сухого красного вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови, улучшения пищеварения и повышения тонуса организма в условиях замкнутого пространства. Пятый отсек дизельный.Это сердце подводной лодки. Подлодка имела три дизеля, которые входят в состав главной энергетической установки. Мощность двигателя – 1900 л.с. Эти дизели в свое время были признаны самыми лучшими в мире в своем классе не только по мощности, компактности, надежности, но и по экономичности, что является их главным достоинством. Когда все три дизеля работают на полную мощность, в отсеке грохочет 43 тонны раскаленного металла с огромной теплоотдачей. Уровень шума превышал 120 Дб. Для понижения температуры воздуха в отсеке работала судовая вентиляция и отсечный воздухоохладитель. Однако в южных широтах это не спасало от жары. Температура в отсеке достигала +50-60°С. Мотористы менялись через каждые 15-20 минут, а не через 4 часа как обычная вахта. Потому что выдержать это время в отсеке невозможно физически. Шестой отсек подлодки. Электромоторный.Помимо трёх гребных электродвигателей в этой части подлодки размещались семь коек. А по правому борту в корме располагался совмещенные гальюн и душевая. В душевой использовалась только забортная морская вода. Ее температура на глубине в северных широтах могла быть от -1°С до 0°С. Поэтому для мытья личного состава вода подогревалась в водяных теплообменниках системы охлаждения. Помывка производилась в основном 1 раз в неделю по субботам, строго по расписанию. Чтобы привести себя в порядок, каждому отпускалось 10-15 минут. Изобретенное нашими химиками специальное мыло и шампунь позволяли мыться в соленой забортной воде. После помывки выдавалось одноразовое постельное и нижнее белье на 10 дней. Использованное белье собиралось, упаковывалось и удалялось за борт через устройство для удаления контейнеров. В достаточно агрессивной, едкой и соленой морской воде тонкое белье из хлопка за короткий период времени разъедалось и растворялось. Седьмой отсек кормовой, жилой.В отсеке показаны общекорабельные системы, механизмы и устройства, приводы управления кормовыми рулями. Этот отсек был также жилым. Здесь же и питались старшины и матросы на раскладном столе и лавочках, по аналогии с первым отсеком. Сейчас в отсеке находится 9 коек, а было 12. Располагались в 2-3 яруса. Длина койки 1 м 80 см. Здесь же, в часы свободные от вахты, матросы смотрели художественные фильмы с помощью кинопроектор «Украина», представленного в экспозиции. Вся подлодка освещалась специальными светильниками, выполненными по морской технологии брызгозащитного и герметичного исполнения. В то же время, плафоны светильников используются для проведения одного из ритуалов – «посвящение в моряки-подводники». При первом выходе в море на боевую службу молодых моряков, на глубине 100 метров. Посвящаемый в подводники был обязан выпить из этого плафона 350-500 граммов забортной соленой, холодной воды, при этом не отрываясь и не морщась. После этого ритуала зачитывается приказ по громкоговорящей корабельной связи и молодому члену экипажа вручалось удостоверение «Моряк-подводник» с указанием даты и места погружения подлодки.
|