— Ваше Святейшество! Вы посетили отдаленные регионы, как с суровым климатом, так и с богатой природой. Но везде, как мы заметили, — люди с щедрой душой. А какие выводы Вы как Предстоятель Церкви сделали после поездки?
— Если говорить о горизонтальном измерении, то есть об отношении к материальной жизни, то я сделал очень важный для себя вывод: мы живем в богатейшей стране. Нам Бог дал столько, сколько, может быть, не дал никому. Это и природные ископаемые, это и совершенно поразительная природа, это трудолюбивый народ, способный на подвиг в мирное время. Все это, конечно, заставляет задуматься о том, почему мы до сих пор не живем так, как многим бы хотелось. Совершенно очевидно, что ответ на этот вопрос таится в сознании наших людей, их психологии, привычках и некоторых социальных условиях. Поэтому работа над человеком и работа над улучшением социальных факторов есть непременное условие того, чтобы Россия стала сильным, динамично развивающимся государством, богатой страной.
Что же касается духовной жизни, то в этом отношении у меня еще больше оптимизма. Потому что я видел, какая крепкая вера у людей, в том числе у тех, кто небогато живет. Я встречался с людьми на Крайнем Севере, я побывал в станах кочевников, я видел их лица, светлые глаза, замечательный энтузиазм, крепкую веру и то, что, может быть, очень странно прозвучит для жителей столицы и крупных городов, — я видел в них счастливых людей, которые никуда не хотят уезжать, которые свою землю называют святой землей, которые опускаются на колени и целуют эту землю, для которых среда их обитания является священной средой. Сочетание человека и окружающей среды в такой гармонии, конечно, являет некий образ Божиего Царства. Начинаешь понимать, почему подвижники уходили из городов, с шумных перекрестков, почему они уходили в пустыню, почему они уходили туда, где природа и Бог. Вот с таким образом жизни современных людей на лоне природы я имел счастье соприкоснуться, — для меня это был очень богатый духовный опыт.
Я увидел также героизм людей, которые трудятся в этих местах. Достаточно посмотреть на наших шахтеров, которые работают в «Норникеле», которые создают огромные шахты для того, чтобы проникать на тысячи и тысячи метров под землю, где лежат несметные сокровища и богатства. Но очень важно, чтобы развитие всей этой огромной индустрии сопровождалось повышенным вниманием к экологической проблематике, вопросам спасения и сохранения природы. Чтобы это сопровождалось также развитием транспортной и культурной инфраструктуры. Чтобы люди, работающие на Крайнем Севере, не чувствовали себя в отрыве от культурного мира. Ну и, конечно, очень важно, чтобы эстетика повседневной жизни была достаточно высока, потому что красота оказывает огромное воздействие на внутренний мир человека. Я хотел бы поблагодарить всех тех, кто сегодня трудится в «Норникеле», — и руководство, и акционеров этого общества, — за те усилия, которые предпринимаются для того, чтобы жизнь в этих местах поменялась к лучшему.
Наконец, не могу не сказать о Горном Алтае. Это особое место в нашей стране. Я имел возможность встретиться с замечательной парой, мужем и женой не самого молодого возраста, которые живут на берегу озера в полном уединении от цивилизации. Я внимательно наблюдал за ними и обратил внимание на то, как они разговаривают друг с другом. Я посмотрел на их лица — в них была любовь, нежность, доброта и невероятная заинтересованность в общении друг с другом. И я понял, что для этих людей абсолютно безразличны уединенные условия их жизни, что они счастливы на берегу этого озера. И это еще и еще раз показало мне, что именно внутреннее состояние души определяет человеческое счастье.
Сегодня я имел возможность, как и вчера в Горно-Алтайске, послужить, помолиться с народом, — вчера на площади, сегодня в освящаемом храме. Везде есть потребность в укреплении духовной жизни, потребность в том, чтобы вера вошла более прочно в жизнь людей. Я молюсь Господу о том, чтобы так и произошло — не только в местах, которые я имел счастье посетить, но и в масштабах всего нашего Отечества.
— За эту долгую поездку Вы успели также оценить северную, алтайскую кухню, посмотреть производство. Как Вы считаете, в условиях санкций реально ли нам, по силам ли справиться с импортозамещением, развивать свой, отечественный туризм на Алтае и в других местах?
— Я вообще не понимаю, в чем суть проблемы. Когда соприкасаешься с богатствами нашей страны, с ее колоссальными возможностями, то диву даешься: а почему еще существует тема импортозамещения? Мы можем практически все, кроме выращивания тропических фруктов, — просто нужно немножко поработать, нужно отвыкнуть от дешевых денег, от зарабатывания на разнице между теми кредитными ставками, которые предоставляли западные банки, и теми, под которые давали кредиты собственному народу и производству. И я думаю, все станет на свои места. Если бы эти санкции не ввели, нужно было бы обязательно их выдумать. Потому что, к сожалению, без шоковой терапии мы иногда не умеем работать так, как это необходимо. Думаю, условия санкций очень многих научат работать и пользоваться теми богатствами, которые предоставляет наша страна. Россия — абсолютно самодостаточное государство с точки зрения продовольствия, и я думаю, что по милости Божией в ближайшее время то же будет наблюдаться и в других сферах экономики.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси