Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 132 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Проповедь в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово

     21.07.2013 16:57

21 июля, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в день памяти иконы Божией Матери «Казанской», настоятель храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан (Залетов) принял участие в служении Божественной Литургии в Богоявленском кафедральном соборе в Еловохо. Богослужение возглавил Преосвященный епископ Подольский Тихон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата,  управляющим Северо-восточным викариатством г. Москвы, председателя Правления Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы».

 

Владыке сослужили почетный настоятель собора, протопресвитер Матфей Стаднюк, благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы, архимандрит Дионисий (Шишигин), настоятель собора протоиерей Александр  Агейкин, гости и духовенство храма.

В Богоявленском кафедральном соборе хранится великая всероссийская Святыня – чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, память которого собирает тысячи верующих москвичей и паломников.

После запричастного стиха игумен Дамиан произнес проповедь по теме Евангельского чтения и праздника. После богослужения по приглашению настоятеля собора протоиерея Александра Агейкина игумен Дамиан принял участие в братской праздничной трапезе. 



 

Проповедь

21 июля 2013 года,

в неделю 4-ю по Пятидесятнице,

настоятеля Патриаршего подворья-храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове

игумена Дамиана (Залетова)

на тему: «Основания веры во Христа».

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали Евангельское чтение (Мф. 8:5-13) об исцелении слуги сотника в Капернауме. Об этом же чуде повествует нам и Евангелист Лука (Лк. 7:1-17). Оба этих рассказа прекрасно дополняют друг друга, и их наличие говорит о важности события, произведшего особое впечатление на учеников Христа.

 Хотя речь в Евангельском отрывке идет о чуде исцеления, главной мыслью этого повествования является утверждение в человеке веры во Христа. Ведь по мысли апостола Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Но и «вера без дел мертва» (Иак. 2:17-26). Получается, что мало просто знать о вере, даже очень основательно, мало быть сторонником религии, и даже исполнять внешние ее атрибуты. Еще больше противоречит вере во Христа мысль о своей праведности. Тогда как человек, стремящийся к Истине, прилагающий искреннее усердие и к слышанию и к делам, незаметно оказывается настолько близким к Богу, чем может удивить не только окружающих, но и Самого Христа.

Итак, во время земной проповеди Спасителя в Капернауме жил римский офицер. Он был сотником и стоял во главе местного гарнизона, но в отличие от большинства римлян, он уважал иудеев, их Бога и законы. Тем не менее, он не стал прозелитом, однако, построил иудеям синагогу. Этот офицер заслужил гораздо большей похвалы ещё за то, что он беззаветно верил в Иисуса, о Котором несомненно уже не мало слышал и его сердце открылось Христу. Он также заботился о своём слуге, что было совершенно необычным для людей его сословия, но именно эта его добродетель стала поводом для его встречи со Христом. Отметим это, не свои частные интересы, а забота о благе ближнего, более слабого и внешне не значительного, скорее открыла для человека путь богообщения. И это именно то, что сейчас мы называем делами милосердия. Принимая посильное участие в социальной работе, мы оказываемся рядом со Христом.

 Узнав о возвращении Иисуса в город, сотник решил попросить у Него помощи для своего больного слуги. Будучи скромным, он не пошёл к Иисусу сам, но попросил иудейских старейшин передать Ему его просьбу. Они не могли отказать своему благодетелю, которому многим были обязаны. Они "просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу" (Лк. 7: 5). Может быть, незаметно для себя он сам построил не просто место для молитвы, земной храм, а храм своей души. И сегодня, мы, тоже призваны к такому храмоздательству, не в чужом народе и не для другой веры, а у себя на Родине, в городе Москве, для своей родной Православной Церкви, для себя самих, мы можем воздвигать храмы Божии. Насколько же такое благое дело будет для его участников многоплодно и душеполезно, послужит возможности нашей частой встречи с Господом!

Блаженный Иероним отмечает, что Спаситель «обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, потому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру, – в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие, – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри».

Апостол Лука далее уточняет, что сотник, когда Христос был уже недалеко от его дома, послал к Нему с повторной просьбой своих друзей, после чего, как передает апостол Матфей, и сам вышел навстречу подходившему к его дому Господу. Необычный пример встречи человека с Богом. Сотник не считает себя достойным принять Христа у себя дома. Дом есть образ души человека. И сотник проявляет в своем поведении не что иное, как заповедь Евангельского блаженства – «блаженны нищие духом». Посылая к Спасителю сначала иудеев, тех, кто является свидетелем его добрых дел, а потом друзей – свидетелей его доброжелательства, преданности и порядочности, сотник свидетельствует о своем приобщении всей Евангельской Истине своими делами. Все это также говорит нам, как важно для нас ходатайство перед Богом Богородицы, святых и Церкви, которых символизируют в данном случае благодарные за храм верующие и друзья.

В  словах сотника, сказанных Господу: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8), - звучала столь необыкновенная для язычника вера и смирение, что Господь, как передают оба Евангелиста, удивился и счел нужным отметить эту веру перед всеми окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашел и у самих представителей избранного народа Божия. «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10).

В Евангелиях запечатлены только два случая, когда Иисус удивлялся. Он удивлялся неверию Своих земляков в Назарете, где Он как раз не совершил многих чудес по неверию их (Мф.13:53-58) и глубокой вере этого римского воина. «Ничему не удивляется Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – ничьей мудрости, ни уму, ни красоте этого мира, ни дивным событиям, которые происходят в истории. Он удивляется только вере и ее только ищет. Если Он находит веру хотя бы с зерно горчичное, то совершает великое чудо: «Иди, – говорит Иисус сотнику, – и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Удивимся же и мы вместе с Господом вере сотника, беря с него пример.

Сотник просит у Христа для исцеления слуги не сотворить чудо, а сказать слово. Удивительное указание на благотворную и спасительную силу слова Христова для человека. Мы тоже можем сами испытать эту силу на себе, обращаясь к Священному Писанию. Чтение Евангелия вразумляет и исцеляет душу каждого.

В своей молитве мы часто перекладываем на Бога решение наших проблем, причина которых кроется в нас же самих. Мы смело призываем Бога, считая даже, что «Он уже у нас в душе», тогда как сами не предприняли ни одного шага к Нему, не постарались исполнить ни одну Его заповедь, не совершив настоящего доброго дела. В словах сотника обращенных ко Христу: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8, 6), видится его милующее сердце и необыкновенное внимание к нужде простого человека, несмотря на его статус. Сам сотник даже не просит Христа, а просто взывает к Нему, только указывая на свою боль, не дерзая что-то выпрашивать у Бога, указывать, как лучше Ему поступить. Может сотник и не слышал молитвы Господней, но своим сердцем он ясно говорит: «Да будет воля Твоя, как на Небе так и на земле».

Наоборот, часто нас преисполняет чувство самодовольства, превосходства и успокоенности. Разговаривая с иудеями, Иисус заметил, как резко контрастировало их чувство собственного превосходства со скромностью язычника. Их неверие является ещё большей загадкой в свете его глубокой и осмысленной веры. Они были прямыми потомками верного Авраама. И Бог послал к ним Своего Сына, чтобы Он нашёл среди них тех, кто уверует и откликнется на Его несущие жизнь слова, которые Он подкрепил чудесными делами. Но никто из израильтян не откликнулся. Откликнулось лишь чуткое сердце римского сотника. "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства будут извержены во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 11-12). Эти слова являются подтверждением Божьего обетования Аврааму и предсказаний пророков. Становится понятным, что это обетование распространяется не на формально принадлежащих к числу потомков ветхозаветных праведников, а их последователей в вере.  Несомненно, что неподалеку от дома сотника начальники синагоги получили сильнейший удар по своей уверенности в будущем спасении. Они были уверены, что будут находиться в выгодном положении не только сейчас, но и в конце бытия мира. Однако они неминуемо утратили своё древнее и, как им казалось, бесспорное преимущество. То, что они с гневом будут извержены во внешнюю тьму, в то время как язычники со всех концов земли будут наслаждаться утраченными ими благами, было совершенно недоступно их пониманию. Но Иисус представил им неопровержимое свидетельство истинной веры. Раб сотника был исцелён в соответствии с верой своего господина.

Итак, «когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его» (Мф. 8, 5). Как удивительно мало мы знаем об этом человеке, но при этом как много о его внутреннем мире, его личности. Мы не знаем его имя, но уверены, что оно вписано в Книгу Жизни. Но все-таки нам дано знать главное о нем. Он по-настоящему верует во Христа. Он знает, Кто стоит перед ним. Свою веру в Иисуса Христа он выражает обращением: Господи! Странное обращение от значимого римского военного офицера к Сыну плотника. Немыслимо, что сотник увидел в Иисусе не земного господина, но Самого Господа, Творца и Спасителя мира. «Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7, 30-31).

  

Аминь!