![]() |
Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ![]() |
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
![]() |
![]() |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
![]() |
![]() |
Сейчас 56 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Проповедь в Богоявленском кафедральном соборе в Елохово 21.07.2013 16:57
Владыке сослужили почетный настоятель собора, протопресвитер Матфей Стаднюк, благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы, архимандрит Дионисий (Шишигин), настоятель собора протоиерей Александр Агейкин, гости и духовенство храма. В Богоявленском кафедральном соборе хранится великая всероссийская Святыня – чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, память которого собирает тысячи верующих москвичей и паломников. После запричастного стиха игумен Дамиан произнес проповедь по теме Евангельского чтения и праздника. После богослужения по приглашению настоятеля собора протоиерея Александра Агейкина игумен Дамиан принял участие в братской праздничной трапезе.
View the embedded image gallery online at:
https://hramushakova.ru/index.php/news/hramnews/997-propoved-v-bogoyavlenskom-kafedralnom-sobore-v-elokhovo#sigProGalleriacd242823f8
Проповедь 21 июля 2013 года, в неделю 4-ю по Пятидесятнице, настоятеля Патриаршего подворья-храма святого праведного воина Федора Ушакова в Южном Бутове игумена Дамиана (Залетова) на тему: «Основания веры во Христа».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали Евангельское чтение (Мф. 8:5-13) об исцелении слуги сотника в Капернауме. Об этом же чуде повествует нам и Евангелист Лука (Лк. 7:1-17). Оба этих рассказа прекрасно дополняют друг друга, и их наличие говорит о важности события, произведшего особое впечатление на учеников Христа. Хотя речь в Евангельском отрывке идет о чуде исцеления, главной мыслью этого повествования является утверждение в человеке веры во Христа. Ведь по мысли апостола Павла: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Но и «вера без дел мертва» (Иак. 2:17-26). Получается, что мало просто знать о вере, даже очень основательно, мало быть сторонником религии, и даже исполнять внешние ее атрибуты. Еще больше противоречит вере во Христа мысль о своей праведности. Тогда как человек, стремящийся к Истине, прилагающий искреннее усердие и к слышанию и к делам, незаметно оказывается настолько близким к Богу, чем может удивить не только окружающих, но и Самого Христа. Итак, во время земной проповеди Спасителя в Капернауме жил римский офицер. Он был сотником и стоял во главе местного гарнизона, но в отличие от большинства римлян, он уважал иудеев, их Бога и законы. Тем не менее, он не стал прозелитом, однако, построил иудеям синагогу. Этот офицер заслужил гораздо большей похвалы ещё за то, что он беззаветно верил в Иисуса, о Котором несомненно уже не мало слышал и его сердце открылось Христу. Он также заботился о своём слуге, что было совершенно необычным для людей его сословия, но именно эта его добродетель стала поводом для его встречи со Христом. Отметим это, не свои частные интересы, а забота о благе ближнего, более слабого и внешне не значительного, скорее открыла для человека путь богообщения. И это именно то, что сейчас мы называем делами милосердия. Принимая посильное участие в социальной работе, мы оказываемся рядом со Христом. Узнав о возвращении Иисуса в город, сотник решил попросить у Него помощи для своего больного слуги. Будучи скромным, он не пошёл к Иисусу сам, но попросил иудейских старейшин передать Ему его просьбу. Они не могли отказать своему благодетелю, которому многим были обязаны. Они "просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу" (Лк. 7: 5). Может быть, незаметно для себя он сам построил не просто место для молитвы, земной храм, а храм своей души. И сегодня, мы, тоже призваны к такому храмоздательству, не в чужом народе и не для другой веры, а у себя на Родине, в городе Москве, для своей родной Православной Церкви, для себя самих, мы можем воздвигать храмы Божии. Насколько же такое благое дело будет для его участников многоплодно и душеполезно, послужит возможности нашей частой встречи с Господом! Блаженный Иероним отмечает, что Спаситель «обещает сейчас же пойти и исцелить отрока, потому что видит веру, смирение и благоразумие сотника. Веру, – в том, что он из числа язычников веровал в возможность исцеления Спасителем расслабленного. Смирение, – в том, что он считал себя недостойным того, чтобы Господь вошел под кровлю его. Благоразумие, – в том, что он под телесной оболочкой усмотрел скрывающееся Божество, ибо знал, что ему поможет не то, что было видимо даже и неверующими, а то, что скрывалось внутри». Апостол Лука далее уточняет, что сотник, когда Христос был уже недалеко от его дома, послал к Нему с повторной просьбой своих друзей, после чего, как передает апостол Матфей, и сам вышел навстречу подходившему к его дому Господу. Необычный пример встречи человека с Богом. Сотник не считает себя достойным принять Христа у себя дома. Дом есть образ души человека. И сотник проявляет в своем поведении не что иное, как заповедь Евангельского блаженства – «блаженны нищие духом». Посылая к Спасителю сначала иудеев, тех, кто является свидетелем его добрых дел, а потом друзей – свидетелей его доброжелательства, преданности и порядочности, сотник свидетельствует о своем приобщении всей Евангельской Истине своими делами. Все это также говорит нам, как важно для нас ходатайство перед Богом Богородицы, святых и Церкви, которых символизируют в данном случае благодарные за храм верующие и друзья. В словах сотника, сказанных Господу: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8, 8), - звучала столь необыкновенная для язычника вера и смирение, что Господь, как передают оба Евангелиста, удивился и счел нужным отметить эту веру перед всеми окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашел и у самих представителей избранного народа Божия. «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10). В Евангелиях запечатлены только два случая, когда Иисус удивлялся. Он удивлялся неверию Своих земляков в Назарете, где Он как раз не совершил многих чудес по неверию их (Мф.13:53-58) и глубокой вере этого римского воина. «Ничему не удивляется Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – ничьей мудрости, ни уму, ни красоте этого мира, ни дивным событиям, которые происходят в истории. Он удивляется только вере и ее только ищет. Если Он находит веру хотя бы с зерно горчичное, то совершает великое чудо: «Иди, – говорит Иисус сотнику, – и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Удивимся же и мы вместе с Господом вере сотника, беря с него пример. Сотник просит у Христа для исцеления слуги не сотворить чудо, а сказать слово. Удивительное указание на благотворную и спасительную силу слова Христова для человека. Мы тоже можем сами испытать эту силу на себе, обращаясь к Священному Писанию. Чтение Евангелия вразумляет и исцеляет душу каждого. В своей молитве мы часто перекладываем на Бога решение наших проблем, причина которых кроется в нас же самих. Мы смело призываем Бога, считая даже, что «Он уже у нас в душе», тогда как сами не предприняли ни одного шага к Нему, не постарались исполнить ни одну Его заповедь, не совершив настоящего доброго дела. В словах сотника обращенных ко Христу: Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8, 6), видится его милующее сердце и необыкновенное внимание к нужде простого человека, несмотря на его статус. Сам сотник даже не просит Христа, а просто взывает к Нему, только указывая на свою боль, не дерзая что-то выпрашивать у Бога, указывать, как лучше Ему поступить. Может сотник и не слышал молитвы Господней, но своим сердцем он ясно говорит: «Да будет воля Твоя, как на Небе так и на земле». Наоборот, часто нас преисполняет чувство самодовольства, превосходства и успокоенности. Разговаривая с иудеями, Иисус заметил, как резко контрастировало их чувство собственного превосходства со скромностью язычника. Их неверие является ещё большей загадкой в свете его глубокой и осмысленной веры. Они были прямыми потомками верного Авраама. И Бог послал к ним Своего Сына, чтобы Он нашёл среди них тех, кто уверует и откликнется на Его несущие жизнь слова, которые Он подкрепил чудесными делами. Но никто из израильтян не откликнулся. Откликнулось лишь чуткое сердце римского сотника. "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны Царства будут извержены во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 8, 11-12). Эти слова являются подтверждением Божьего обетования Аврааму и предсказаний пророков. Становится понятным, что это обетование распространяется не на формально принадлежащих к числу потомков ветхозаветных праведников, а их последователей в вере. Несомненно, что неподалеку от дома сотника начальники синагоги получили сильнейший удар по своей уверенности в будущем спасении. Они были уверены, что будут находиться в выгодном положении не только сейчас, но и в конце бытия мира. Однако они неминуемо утратили своё древнее и, как им казалось, бесспорное преимущество. То, что они с гневом будут извержены во внешнюю тьму, в то время как язычники со всех концов земли будут наслаждаться утраченными ими благами, было совершенно недоступно их пониманию. Но Иисус представил им неопровержимое свидетельство истинной веры. Раб сотника был исцелён в соответствии с верой своего господина. Итак, «когда вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его» (Мф. 8, 5). Как удивительно мало мы знаем об этом человеке, но при этом как много о его внутреннем мире, его личности. Мы не знаем его имя, но уверены, что оно вписано в Книгу Жизни. Но все-таки нам дано знать главное о нем. Он по-настоящему верует во Христа. Он знает, Кто стоит перед ним. Свою веру в Иисуса Христа он выражает обращением: Господи! Странное обращение от значимого римского военного офицера к Сыну плотника. Немыслимо, что сотник увидел в Иисусе не земного господина, но Самого Господа, Творца и Спасителя мира. «Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7, 30-31).
Аминь!
|