Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2018 года) 20.12.2018 22:03
21 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылосьежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Преосвященные Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры! Мы собрались в преддверии гражданского новолетия, чтобы подвести итоги уходящего года, наметить планы на будущее и поговорить о наиболее важных темах нашей церковной жизни. Завершается десятый год моего служения как Патриарха и, соответственно, правящего архиерея Московской епархии. Благодарю тех, кто все эти годы помогал и помогает мне в архипастырском попечении о московской пастве. В первую очередь особые слова благодарности хотел бы адресовать Патриаршему наместнику митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Первому викарию по городу Москве митрополиту Истринскому Арсению, Преосвященным викариям Московской епархии, а также тем архиереям, которые ранее несли послушания в Москве или Московской области, а сейчас трудятся в других епархиях. Свою благодарность хотел бы выразить членам епархиального совета, который в период новейшей истории нашей Церкви был впервые создан в нашей епархии ровно 30 лет тому назад в 1988 году. Сегодня работа епархиального совета ведется на высоком уровне, с подробным и всесторонним рассмотрением всех возникающих вопросов, без какого-либо формализма. Благодарю руководителей епархиальных структур, отцов благочинных, настоятелей, клириков, монашествующих и мирян Московской епархии. Молюсь о вас и в свою очередь прошу ваших молитв обо мне. Этот год был весьма непростым для всей Православной Церкви и особенно для православных верующих Украины. Даже 1030-летие Крещения Руси, яркий повод вспомнить о многовековом единстве наших народов, бережно хранимом со времен святого равноапостольного князя Владимира, некоторые политики и поддерживаемые ими вожди раскола попытались использовать как предлог для того, чтобы расколоть нашу Церковь. А самое печальное, что в этом стремлении их поддержал Константинопольский Патриархат. В то время, как представители Поместных Православных Церквей прибыли в Москву и в Киев для того, чтобы молиться и праздновать вместе с нами, посланники Константинополя были заняты другим. Они общались со светскими деятелями и с людьми, далекими от Православной Церкви. Затем, в сентябре, последовало назначение в Киев «экзархов» Константинопольского престола, что стало грубым нарушением церковных канонов и получило надлежащую оценку со стороны Священного Синода Русской Православной Церкви: было прекращено молитвенное поминовение имени Патриарха Константинопольского за Патриаршими богослужениями в Русской Православной Церкви, приостановлено сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. К сожалению, на этом антиканоническая агрессия Константинополя не остановилась. 11 октября Константинопольская Патриархия сообщила о решениях, принятых ее Синодом: «предоставить автокефалию Украинской Церкви», которая на самом деле о том не просила; «восстановить» в священном сане руководителей украинского раскола, «отменить» все наложенные на них канонические прещения и без разбора принять всех их и их последователей в «церковное общение»; «отменить» действие подписанной 332 года назад соборной грамоты о переходе Киевской митрополии в состав Московского Патриархата; открыть в Киеве свои «ставропигии». И все это сопровождалось лицемерным призывом «воздерживаться» от захватов храмов и насилия «ради мира и любви». В то время, как давление, оказываемое на наших братьев — епископов, клириков, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, не желающих участвовать в антиканонических начинаниях политиканов и схизматиков, в действительности только возрастало и возрастало. Высшие должностные лица государства все чаще стали публично заявлять, что верующие канонической Церкви — чужие, им нет места в своей стране. А ведь речь идет о миллионах граждан Украины! Фактически Синод Константинополя и его Патриарх стали на сторону гонителей. Говорю об этом с великой болью. Ведь речь идет о церковных властях Поместной Церкви, которая была нам Матерью. О людях, с которыми я столько раз встречался, молился, искал общего понимания, того, что служит единству. Но правда требует сказать и о том, что ведь такое происходит не в первый раз. Вспомним 20-е, 30-е годы прошлого века, вспомним время святителя Тихона. Русская Церковь подвергалась атеистическим гонениям, а Константинополь делал все возможное, чтобы оторвать от ее живого тела те части, которые оказывались в пределах досягаемости: Эстонию, Финляндию, Польшу, Латвию. Вспомним, как пытался Константинопольский Патриарх Григорий VII низложить святителя Тихона исповедника, обращаясь к нему с призывом отречься от Патриаршества — якобы для блага и «мира» Церкви, для того же торжества «любви», о котором говорит нынешний преемник Патриарха Григория. Мы не можем совершать таинства вместе с теми, кто вступил в общение с уклонившимися в раскол и даже с отлученными от Церкви. Мы говорим: «Христос посреде нас», — тем, кто ныне притесняем на Украине, тем нашим братьям, с которыми мы ощущаем полную солидарность. Мы восхищаемся их мужеством, смирением, духовным дерзновением. Мы молимся за них на каждой литургии, мы молимся о единстве нашей Поместной Церкви и о единстве Святого Православия в мире. Но мы не можем сказать этих же слов: «Христос посреде нас», — тем, кто оказался на одной стороне не с гонимыми, а с гонителями. Поэтому в нынешней ситуации наш Священный Синод принял именно то решение, которое только можно было принять: «Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении». В этих условиях нам следует укрепляться в молитве, ибо молитва Церкви — великая сила. Еще в сентябре Священный Синод благословил возносить во всех храмах Русской Православной Церкви за литургией особые усердные моления о единстве Святого Православия. И я призываю каждого из вас к горячей, трепетной, сердечной молитве о единстве Святых Божиих Церквей, о мире для Украинской Православной Церкви. Возносите эти прошения не только за богослужениями, но и в домашней молитве, повторяйте их в паломничествах, призывайте к этому ваших прихожан, обращайтесь с сердечным воздыханием и к священномученику последних времен — святому Владимиру, митрополиту Киевскому, столетие убиения которого пришлось на начало этого года, дабы он своим предстательством отвел от Украинской Церкви угрозу новых страданий. Помня о тех, кому сейчас намного тяжелее, чем нам, будем стараться еще более ревностно исполнять наш пастырский долг: в совершении богослужений, в проповеди, в душепопечении, в заботе о просвещении паствы всех возрастов, в христианском участии в жизни тех, кто беден и обездолен в этом мире, кто болен и лишен помощи близких. Слава Богу, нам-то с вами в этом ничто не мешает, нам ныне никто всерьез не угрожает; и горе будет нам, если мы не сможем использовать благоприятные обстоятельства времени. Об основных направлениях епархиальной жизни мы сегодня поговорим, заслушав доклады второго секретаря епархиального совета, а также руководителей некоторых епархиальных отделов и комиссий, по примеру прошлого года. Обзор епархиальной жизни по всем направлениям приведен в печатном приложении к моему докладу1. Также здесь представлена подробная информация по различным юридическим новшествам, с которой следует внимательно ознакомиться Преосвященным викариям, отцам благочинным, настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям обителей2. Обратимся теперь к статистическим итогам 2018 года. *** На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 1793, то есть на 25 больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения4. Также за пределами Москвы я совершил 10 великих и малых освящений храмов. В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов. Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов5. Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц). В клир Московской епархии вошли три новых архиерея: архиепископ Верейский Амвросий — некогда уже бывший московским викарием, архиепископ Егорьевский Матфей и епископ Домодедовский Иоанн. Желаю им плодотворных трудов на новых послушаниях. Скончались 26 московских клириков, а также насельников и насельниц ставропигиальных монастырей. Почившие клирики г. Москвы: 1. протоиерей Георгий Фомин (†20.01.2018); 2. протоиерей Иоанн Слугин (†02.02.2018); 3. многолетний Патриарший архидиакон Андрей Мазур (†03.05.2018); 4. протоиерей Владимир Антонов (†24.05.2018); 5. диакон Александр Лежнев (†09.08.2018); 6. протоиерей Алексий Лапин (†01.09.2018); 7. протоиерей Вадим Грушко (†05.09.2018); Почившие насельники монастырей: 8. архимандрит Венедикт (Пеньков; †22.01.2018); 9. игумен Георгий (Бестаев; †09.06.2018); 10. монах Михаил (Груздев; †14.08.2018); 11. игумен Иларион (Ермолаев; †11.12.2018); 12. схиигумен Рафаил (Шишков; †20.12.2018); Почившие насельницы монастырей: 13. схимонахиня Михаила (Малыхина; †01.12.2017); 14. монахиня Леонтия (Халамендюк; †18.12.2017); 15. монахиня Сергия (Рыбина; †15.01.2018); 16. монахиня Акилина (Евсеева; †24.01.2018); 17. инокиня Михея (Айм; †07.02.2018); 18. послушница Вера (Никитина; †09.03.2018); 19. монахиня Анастасия (Пивченкова; †17.03.2018); 20. послушница Антонина (Бородина; †20.03.2018); 21. схимонахиня Венедикта (Свеженцева; †31.05.2018); 22. монахиня Корнилия (Лозян; †27.06.2018); 23. монахиня Анатолия (Фролова; †23.08.2018); 24. монахиня Дорофея (Самичка; †26.08.2018); 25. схимонахиня Марфа (Пигальчук; †29.09.2018); 26. монахиня Игнатия (Глухова; †03.12.2018). Также в этом году скончался многолетний староста Патриаршего Богоявленского Елоховского собора — Николай Семенович Капчук (†18.02.2018). Пропоем почившим «Вечную память». Обзор деятельности Патриарха в 2018 году В уходящем году мы вспоминали столетие убийства Царской семьи. Мне довелось побывать на земле расстрела Царственных страстотерпцев, в Екатеринбурге и его окрестностях, а также в Алапаевске. На меня произвело неизгладимое впечатление совершение Божественной литургии в ночь с 16 на 17 июля в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, членов Священного Синода и сонма архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви на площади перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых Церкви Русской в городе Екатеринбурге. После литургии мы прошли крестным ходом протяженностью 21 километр. В монастыре святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма был совершен молебен Царственным страстотерпцам. В богослужениях и крестном ходе приняли участие около ста тысяч человек. Богомольцы прибыли на Урал из различных регионов России, а также из более, чем 20 стран, включая страны Дальнего Зарубежья. Как я уже упомянул, нынешний год прошел под знаком 1030-летия Крещения Руси. Торжества в Русской Православной Церкви прошли 27 и 28 июля в Москве, Киеве, Минске, Кишиневе, а также в других городах России, стран СНГ и Балтии, дальнем зарубежье. В праздновании в Москве приняли участие официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира, 28 июля, вместе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским Феодором, членами делегаций Поместных Православных Церквей, сонмом архиереев и духовенством Русской Православной Церкви мы совершили Божественную литургию на Соборной площади Московского Кремля. По окончании богослужения состоялся крестный ход к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади, где был совершен молебен. В крестном ходе и в молебне Крестителю Руси принял участие Президент России Владимир Владимирович Путин. В 2018 году под моим председательством прошло 5 заседаний Священного Синода6 и 9 заседаний Высшего Церковного Совета7, еще по одному заседанию каждого из этих органов церковного управления пройдет на следующей неделе. Впервые в истории Русской Православной Церкви заседания Священного Синода состоялись в Екатеринбурге и Минске. В связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата члены Священного Синода собирались на внеочередное заседание 14 сентября, а также заочно обсудили и приняли заявление от 8 сентября 2018 года. В прошлом году я говорил о важности особенно благоговейного совершения в Москве 18 ноября (5 ноября по юлианскому календарю) памяти святых отцев Поместного Собора 1917-1918 годов, поскольку этот Собор проходил именно в Первопрестольном граде. Обращаю ваше внимание, что в октябре текущего года Священный Синод утвердил текст службы этой памяти. Священный Синод учредил одну епархию и избрал 6 архиереев. Всего мною совершено в 2018 году 7 архиерейских хиротоний8, включая хиротонию одного архиерея, избранного в декабре 2017 года. Синод Украинской Православной Церкви избрал 7 архиереев, а Синод Русской Зарубежной Церкви — одного. Сегодня в Русской Православной Церкви 381 архиерей и 304 епархии. В Киеве запланирована еще одна хиротония архиерея, избранного Синодом Украинской Православной Церкви 17 декабря. Также еще одна архиерейская хиротония запланирована в Русской Зарубежной Церкви. В октябре 2018 года Священным Синодом произведена четырехлетняя ротация состава Межсоборного Присутствия. Из 195 человек, входящих в состав Присутствия, 86 архиереев, клириков и мирян — из Москвы и Московской области. Это обусловлено, в том числе тем, что в Москве находятся центральные церковные учреждения и несколько церковных высших учебных заведений. В связи с этим на Московской епархии лежит особая ответственность по обеспечению деятельности Присутствия, в том числе по активному участию в дискуссиях, возникающих вокруг тем повестки дня Присутствия. С 24 августа по 15 октября состоялось принесение в пределы Русской Православной Церкви ковчега с десницей святителя Спиридона Тримифунтского. Мощи были доступны для верующего народа в четырнадцати городах России. Только в Москве с 21 сентября по 14 октября им молитвенно поклонились свыше полумиллиона человек. К концу 2018 году количество Патриарших богослужений, включая запланированные в оставшиеся до конца года дни, составит 190. В уходящем году я посетил 18 епархий Русской Православной Церкви в России и Белоруссии9. Общее количество моих визитов в епархии в 2018 году, с учетом повторных посещений Московской области и Санкт-Петербурга — 21. Особое внимание в этом году старался уделить общению с духовенством и мирянами северных епархий. Отрадно, что в этих суровых землях строятся храмы, сюда приходят священнослужители, у людей появляется возможность чаще участвовать в церковных Таинствах, налаживать духовную жизнь, укрепляться в вере православной. Усилия церковных тружеников в этих далеких областях приносят добрые плоды. В 2018 году мне довелось вспоминать исторический выбор Православия славянских народов не только в контексте торжеств 1030-летия Крещения Руси. Со 2 по 4 марта по приглашению Патриарха Болгарского Неофита состоялся мой официальный визит в пределы Болгарской Православной Церкви, на родину равноапостольных Кирилла и Мефодия. Визит был приурочен к празднованию 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. За освобождение православных братьев-болгар тысячи русских воинов отдали свои жизни в теперь уже далеком XIX веке. Нам с вами важно помнить о таких исторических вехах. На этой памяти зиждется не только наш национальный дух, но и нечто большее — православное мироощущение, носителям которого свойственно, не жалея своего живота, отстаивать саму возможность жить по-христиански, с дерзновением «подвизаться за веру, однажды преданную святым»(Иуд. 3). Сегодня мы переживаем непростые времена. Да, от нас пока не требуют с оружием защищать Православие, но это вовсе не значит, что мы должны предавать забвению ратный подвиг наших предков. Народ, забывающий своих героев, открывает себе дорогу к историческому небытию. Также по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия 28 и 29 апреля я побывал в Албании. Албанская Церковь, как и Русская Православная Церковь, в ХХ веке подверглась страшным гонениям и была практически уничтожена. Исповеднический подвиг, выпавший на долю наших Церквей, роднит наши православные народы. Хочется верить, что память о гонениях будет основой нашего проповеднического служения в веке нынешнем. Как правящий архиерей Москвы я неоднократно встречался с мэром столицы Сергеем Семеновичем Собяниным, в частности в связи с реализацией программы строительства новых храмов. За восемь лет возведены и уже действуют 47 храмов. Это на 6 больше, чем в прошлом году. В 16 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 28 храмов. На стадии разработки проектной документации находятся более 50 храмов10. В 2018 году произошел окончательный переход от типового к индивидуальному проектированию, при котором каждый храм обретает свой неповторимый облик. В этом году произошло несколько поджогов строящихся храмов или зданий при них с нанесением существенного ущерба. В связи с этим следует обратить внимание на то, что строительству храмов противостоят, с одной стороны, те, кого часто, и справедливо, именуют «храмоборцами» — это ожесточенные люди, принципиально пытающиеся воспрепятствовать созданию и укреплению православных общин. Они немногочисленны, но весьма активны и обеспечены широкими информационными возможностями. Важно, чтобы в ответ православные миряне, в том числе те, кто пользуется социальными сетями, не стеснялись защищать права верующих на создание храмов и на развитие церковных общин. К сожалению, мы еще не всегда достаточно активны в этом направлении. С другой стороны, храмостроительство порой вызывает отрицательную реакцию у местных жителей. Однако, как правило, эта реакция обусловлена не принципиальным неприятием храма, а разными сиюминутными опасениями. Правильным ответом здесь будет дружелюбная разъяснительная работа со стороны местного священника и общины, а также выстраивание жизни прихода таким образом, чтобы показать его встроенность в местную жизнь. Следует обратить особое внимание на то, что при недавнем поджоге в Тушино храмоборцем был разрушен не только храм, но и детская площадка, устроенная приходом и радовавшая местных жителей. Самое важное в связи с печальной темой поджогов – это то, что нападки на храмы послужили поводом к еще большему сплочению их общин, а также к братской помощи со стороны соседних приходов. Как недавно выразился один священник в передаче на телеканале «Спас», перефразируя святого апостола Павла: нас поджигают, но мы укрепляемся (ср. 2 Кор. 6:9-10). Возвращаясь к теме взаимодействия со столичными властями, хотел бы поблагодарить градоначальника и его сотрудников за их неоценимую помощь при организации III Международного православного молодежного форума в Москве, собравшего множество активных молодых людей. Также с благодарностью обращаюсь к мэру Москвы и службам, ответственным за сохранение столичных памятников архитектуры, в связи с замечательной работой, которая проводилась и проводится в последние годы в исторических обителях и храмах Москвы, в том числе, в этом году: завершение реставрации внешнего облика Высоко-Петровского и Новоспасского монастырей, а также живописей храма Большого Вознесения, проектирование реставрации Антиохийского подворья. Как было уже мною сказано, тему итогов года продолжат второй секретарь епархиального совета и ряд руководителей епархиальных учреждений, я же теперь обращусь к некоторым сторонам жизни и служения пастырей Московской епархии. Практика проведения огласительных бесед Начну с довольно простой темы, на которую, тем не менее, вновь обратили внимание некоторые благочинные и члены епархиального совета в докладных записках, представленных мне при подготовке епархиального собрания. Это тема огласительных бесед перед таинством Крещения. На сегодняшний день опыт проведения таких бесед прочно закрепился на московских приходах. И это меня весьма радует. Однако дело это относительно новое, и потому все еще возникают отдельные практические вопросы. К примеру, из-за того, что в немалом числе храмов огласительные беседы проводятся один или два раза в неделю, причем не всегда во вполне удобное для работающих людей время, оглашаемые нередко проходят такие беседы не там, где планируют участвовать в таинстве, а в том храме, где им это сделать проще и удобнее. Приходя креститься или участвовать в Крещении своих детей или будущих крестников, такие люди приносят свидетельства о прохождении оглашения в другом храме. Эта практика соответствует изданному несколько лет тому назад Патриаршему распоряжению по Москве. Однако считаю нужным подчеркнуть, что в любом случае окончательное решение о допуске человека к участию в таинстве остается за священником, совершающим таинство. Если человек принес справку из другого прихода, но не способен осмысленно прочитать «Отче наш», то у крестящего священника могут возникнуть справедливые сомнения. Вместе с тем недопустима и обратная крайность, когда с человека, прошедшего оглашение, требуют знание наизусть, например, тропарей двунадесятых праздников. Оба приведенных мною примера взяты из жизни, хотя, слава Богу, являются скорее исключением. Во всем должна быть разумная мера. Касаясь же предкрещальной катехизации в целом, просил бы отцов настоятелей составлять графики проведения огласительных бесед таким образом, чтобы у работающих людей или у многодетных родителей была возможность принять участие в таковых в достаточно удобное для них время. Трудно подладиться под график всех и каждого, но следует все же учитывать реалии жизни людей в большом городе. В сфере катехизации следует избегать крайностей формализма. К сожалению, бывали случаи, когда люди звонили в храм, спрашивали, как пройти беседы, и получали ответ, что могут пройти беседы с батюшкой непосредственно в день Крещения во время совершения таинства. Такая ситуация недопустима. Во время таинства Крещения можно разъяснять какие-то отдельные моменты, перед началом или по завершении таинства нужно еще раз призывать пришедших к христианскому воспитанию детей и личной жизни по вере, но все это не может заменять катехизических бесед, которые направлены на то, чтобы кратко и доходчиво разъяснить людям элементарные понятия о Вере, о Церкви, о Таинствах, об основах христианского образа жизни. Противоположной крайностью является превращение небольшого цикла бесед в воскресные школы для взрослых, с заявлением об обязательности посещения таковых до участия в Крещении. Были случаи, когда от будущих крестных требовали чуть ли не сдать экзамен по итогам цикла бесед. Это явный перегиб. Воскресные школы для взрослых — это безусловно очень хорошее дело, но обучение в них может быть только добровольным и не может являться обязательным условием для участия в таинствах Церкви. Повсеместное проведение катехизических бесед — это одно из очень важных достижений нашей совместной пастырской работы в Москве за прошедшее десятилетие. Благодарю вас за это. О семейной жизни священнослужителей В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно — больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь ее с праведными и да дарует ей Царство Небесное. Эта трагедия вновь обращает нас к теме семейной жизни священнослужителей. Одно из свойств современных средств коммуникации состоит в том, что они, обнажая недостатки в жизни общества, которые, быть может, существовали всегда, придают им не вполне соразмерный реальности масштаб. Это верно и в отношении так называемого кризиса священнических семей. Благодарение Богу, несмотря на сложности, время от времени возникающие в семьях священнослужителей, а нередко это такие же сложности, какие встречаются внутри любой другой семьи, семьи клириков в большинстве случаев сохраняются. Но проблема, тем не менее, нуждается в осмыслении. В последние два-три года эта тема стала предметом обсуждения с участием архиереев, священнослужителей и их жен, о чем я хорошо информирован. Далеко не со всеми оценками, звучащими в ходе этой дискуссии, можно согласиться, но уже сейчас совершенно очевидно, что недопустимо упрощать проблему, сводя ее к вопросам административного и материального характера или игнорируя влияние этих вопросов на семейную жизнь духовенства. Мы имеем дело с целым комплексом накопленных не одним десятилетием проблем, среди которых — и общий кризис семьи, и экономические трудности, и, порой, неготовность семей будущих священнослужителей к жизненным обстоятельствам, связанным с принятием главой семьи священного сана, и многое другое. За последние годы в Первопрестольном граде уже приняты решения, в соответствии с которыми при собеседованиях с кандидатами в священный сан также проходят отдельные встречи Преосвященных управляющих викариатствами с женами ставленников. Разумеется, всех возникающих в будущем проблем это разрешить не сможет, однако порой уберегает от принятия явно преждевременного решения. Кроме того, как уже отмечалось на епархиальных собраниях прошлых лет, в духовных школах на регулярной основе должны проводиться беседы на темы семейной жизни, воспитания детей, норм общения с лицами другого пола, для чего следует приглашать опытных в семейной жизни священников. Надо подумать и о том, чтобы сведения о христианском понимании брака были включены в учебные программы соответствующих дисциплин в рамках духовного образования будущих клириков — в существующих курсах пастырского богословия, например, эти вопросы пока что освещены недостаточно. Те, кто намерен сделать делом своей жизни служение алтарю Господню, должны иметь осознанное евангельское представление о браке и семейной жизни. В ходе обсуждения кризисных явлений в семьях духовенства много говорят о материальных и бытовых трудностях. Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует. В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди — с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие. Но все же положение священнослужителей — особое. Из Священной истории мы знаем, что при распределении земель между племенами ветхозаветного Израиля колено Левия, ветхозаветное священническое колено, не получило никакого надела. «Сам Господь есть удел его», — говорит Священное Писание о священнике (Втор. 10:9; Ис. Нав. 10:33 и др.). Таким образом, источник земного благополучия для священника — не труд в привычном понимании этого слова. В этом смысле священник беззащитен, у него нет земных гарантий. Он, в конце концов, живет за счет того, что приносится Богу, с Которым он связан как служитель Божией Церкви — главного и единственного дела его жизни: «Я [Господь] часть твоя и удел твой» (Числ. 18:20). Если так было сказано о ветхозаветном священстве, то еще в большей степени эти слова относятся к призванным к новозаветному священству. Недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между жертвой главным делом своей жизни — служением алтарю — и поиском необходимых средств к существованию. Такое искушение поистине страшно, ведь каждый священнослужитель в глубине сердца понимает: когда им оставляется служение алтарю Господню, основание его жизни рушится. Он вверил себя и жизнь своих близких Богу и Церкви, он надеется на Церковь, и она не должна отказать ему в поддержке. Преосвященным викариям и отцам благочинным поручаю иметь особое о том попечение. Архиерейским Собором 2013 года принято Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, а определение Архиерейского Собора 2017 года отмечает необходимость дальнейших усилий епархиальных архиереев по осуществлению мер, предусмотренных этим документом, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. С удовлетворением отмечу, что деятельность попечительской комиссии при епархиальном совете города Москвы в последние годы расширяется, и в идеале должна сложиться ситуация, при которой никто из остро нуждающихся не остался бы за рамками ее внимания. Кроме того, Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул в соответствующем постановлении, что при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи. К сказанному Собором я добавил бы, что обстоятельства жизни семей священников и диаконов должны учитываться настоятелями и благочинными также при составлении богослужебного расписания на приходах и при распределении отпускного времени. К примеру, семьи священнослужителей с детьми школьного возраста должны иметь приоритет при выборе времени отпуска в период летних или иных школьных каникул. На одном из епархиальных собраний прошлых лет мною было предложено Преосвященным управляющим викариатствами приглашать священнослужителей с женами в дни юбилеев или другие памятные для них дни, поддерживать священнические семьи, искать возможности проявлять больше внимания к женам священников. Не следует пренебрегать этой возможностью. Опыт показывает, что доброе мудрое участие в судьбе терпящей кризис семьи во многих случаях может изменить ситуацию. Однако важно, чтобы такие встречи не оказались формальными. В особенности следует избегать в их организации методов административного руководства. Избыточное внимание к вопросам семейной жизни со стороны начальства порой воспринимается с опаской и недоверием как вмешательство и попытка неоправданного контроля. Деликатность в этой чувствительной сфере не будет излишней. Особое значение, дорогие отцы и братия, имеет добросердечное внимание друг к другу собратьев по алтарю, тех, кто видит друг друга почти каждый день. Ведь раздор в семье не наступает в одночасье. Разрыв между самыми близкими людьми начинается с охлаждения, угасания любви, нарастающего потока обид и невнимательного отношения друг к другу, а иной раз — просто с усталости, вызванной самыми разными причинами. Видишь помрачневшего собрата — поинтересуйся, что с ним происходит, искренне помолись о нем и его близких, предложи помощь и дружеский совет, даже походатайствуй о нем и его семье перед приходским или епархиальным руководством. Все высказанные выше соображения не умаляют самого главного и важного. Благополучная семейная жизнь, возрастание во взаимной любви — это христианский подвиг, аскетическая и — в нашем случае — пастырская задача. Все ли наша собратья помнят об этом? Не в забвении ли этих основ находится корень проблемы? Да, кризис в семьях священнослужителей — отражение — слава Богу в меньшем масштабе — подобного кризиса в жизни народа. Но если не знающие Церкви люди сквозь свои трудности нередко бредут без евангельского ориентира, то кому как не священнику должно быть понятно, что кризис в семьях есть в первую очередь аскетическая неудача и грех— грех равнодушия, невнимания, оскудения любви, за которым, увы, порой следует неверность, а порой и ненависть вплоть до готовности поднять руку на самого близкого человека?! Излишне говорить, что крах семейной жизни священника неизбежно ложится мрачной тенью и на его пастырское служение. Как он будет чистым сердцем служить Церкви Христовой, когда его домашняя церковь распалась? Обыденному сознанию свойственно судить о христианской аскезе как о каком-то наборе ограничений, пусть даже принимаемых добровольно, как о необходимом средстве обуздания зла. Но ведь за хорошо известными словами Псалмопевца: «Уклонись от зла», — следуют другие: «И сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33:14). И если о том, как уклониться от зла, мы размышляем и говорим много и охотно, то о второй части этого императива Священного Писания бываем склонны забывать, считая, что благо в нашей жизни совершается само собой. А ведь именно стремление к благу, к миру Христову требует подвижнических усилий обеих сторон супружеского союза и особенно — главы семьи, облеченного священным саном. Общая молитва, сохранение взаимной любви и возрастание в ней, обретение общего взгляда на мир, способность хранить внимательное, благодарное и признательное отношение друг к другу, великодушное терпение, умение слушать и слышать — все это должно быть содержанием ежедневного духовного подвига священнослужителя и его супруги, причем не только в период становления молодой семьи, но и — это не менее важно — много позже, в годы зрелости и даже в преклонном возрасте. Мы говорим о жертвенности в пастырском служении. Жертвенность пастыря — это в первую очередь готовность жертвовать собой, своими силами, своим вниманием, своим отдыхом и временем. Но это не означает, что следует полностью жертвовать ближними! Всегда ли отцы внимательны к своим супругам? Не бывает ли так, что занятый пастырскими трудами священник не смотрит на настроение жены, на ее нужды, не замечает ее усталости, оставляет ее наедине со скукой и однообразием домашних дел? Внимательное и чуткое отношение к прихожанам есть норма пастырского поведения. А ведь не в меньшей мере в таком внимательном и чутком отношении нуждаются домашние священника и в первую очередь — та, кто связала с ним и его служением свою жизнь. Она вместе с детьми — в первых рядах его паствы. Если учитывать все это, многие из упомянутых выше житейских трудностей не будут иметь рокового характера. Даже вопрос готовности семьи к священству мужа теряет свою болезненность и остроту. Да, не всегда супруга священника или диакона с первых дней может вполне понести связанные с ее положением обязанности и определенные ограничения, действительные или мнимые тяготы. Но там, где есть подлинная общность жизни и не угасает взаимная любовь и привязанность, там рано или поздно формируется и мировоззренческое единство, общий взгляд на вещи, единомыслие и готовность к несению тягот друг друга и исполнению закона Христова (ср. Гал. 6:2). Традиция избрания на диаконское и пресвитерское достоинство состоящих в браке людей — это не просто древний обычай нашей Церкви. Это свидетельство ее мудрости, вдохновленной Духом Святым; это широко распахнутое окно возможностей для деятельного распространения правды Христовой в мире. Именно поэтому апостол Павел в послании к Тимофею (см. 1 Тим. 3:4) напоминает нам, что способность хорошо управлять своим домом есть один из критериев доброго пастырского служения. Воспользуюсь случаем, чтобы передать мою глубокую признательность матушкам — супругам наших священников и диаконов, поблагодарить их за молитвы, за деятельную любовь, за преданность Церкви Христовой и своему призванию. Их каждодневный подвижнический труд почти не виден извне, но практически всегда доброе пастырское служение в значительной мере сопряжено с незаметной, подчас молчаливой, но постоянной поддержкой и участием матушки. *** Завершу на этом свой доклад. Да хранит Господь всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры. В радости и обстояниях будем хранить единство духа в союзе любви. Будем усердно просить Господа, да умилосердится Он о Церкви Своей и дарует людям Своим глубокий и неотъемлемый мир. Еще раз благодарю всех вас за труды и за молитвы обо мне. Благословение Божие да пребывает со всеми нами. *** 1 — Обзор деятельности всех отделов и комиссий смотреть в Приложении II. 2 — Смотреть развернутую статистику в Приложении I, раздел 10. 3 — Смотреть развернутую статистику в Приложении I, раздел 1. 4 — Списки освящений смотреть в Приложении I, разделы 6-7. 5 — Списки хиротоний смотреть в Приложении I, разделы 4-5. 6 — 7 марта, 14 сентября — в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря в Москве, 14 мая — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге, 14 июля — в Екатеринбурге, 15 октября — в Минске. Запланировано еще одно заседание в Москве 28 декабря. 7 — 28 февраля, 16 марта, 11 мая, 13 июня, 25 июля, 30 августа, 7 сентября, 25 октября, 16 ноября — в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя в Москве. Запланировано еще одно заседание в Москве 26 декабря. 8 — Список хиротоний смотреть в Приложении I, раздел 3. 9 — Список посещенных епархий смотреть в Приложении I, раздел 2. 10 — Подробные списки по этой программе смотреть в Приложении I, разделы 8-9. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси |