Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 150 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
21–го ли декабря ждать конца света? 17.12.2012 15:46
Кропотливые исследователи-эзотерики воедино сводят разрозненные вещания древних пифий, сивилл, мудреных иероглифов китайской Книги перемен, предсказания безумного пророка Мерлина и прочее и прочее, вплоть до прогнозов по финансам современных интернет-программ, не забывая упомянуть, конечно, и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова, мол, всё в редчайшем единодушии указывает на 21 декабря 2012 года как на конец. Основной же упор делается на календарь майя, прописанный до указанной даты: якобы именно в этот день «солнце войдет в черный разлом и наступит конец света». Собственно с календаря индейского племени майя всё и началось, но о нем речь впереди.
Слухи, как им и положено, разрастаясь, приобретают самые причудливые черты и формы. Наиболее оптимистичные из лиц, поверивших слухам, считают, что конец света в декабре, скорее всего, не наступит, но какая-то экологическая катастрофа все же произойдет – свет померкнет, мороз опустится до –50°С, провода обледенеют, а мощная магнитная волна от Солнца обесточит все энергоносители, так что выживут лишь те, у кого есть частный дом с печкой. Имея опыт жизненных превратностей, человек легко поддается пессимистичным прогнозам. Вот уже и в церковной среде можно услышать, что на 21 декабря придется пик краткосрочного апокалипсиса. Одна знакомая пожилая женщина, желавшая до этого купить пылесос, увлекшись паникой, попросила купить вместо пылесоса печку-буржуйку, чтобы можно было трубу выводить прямо в форточку. «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52: 6), – сказано про таковых в Священном Писании. А что же собственно вызвало страх? Вся сложная аргументация защитников конца света, которую нет смысла полностью воспроизводить, имеет за собой элементарную схему: в календаре майя история проходит несколько циклов, и вот последний прописанный цикл заканчивается, по ряду предположительных версий, 21 декабря 2012 года. Вообще-то даже с позиции племени майя конец света в указанный день крайне сомнителен. Например, археолог из Бостонского университета Уильям Сатурно, возглавляющий экспедицию в джунглях Гватемалы, не так давно обнаружил наиболее древний календарь майя: астрономические таблицы с информацией об интервалах лунных месяцев. Эти таблицы не содержат никаких упоминаний плачевного характера о 2012 годе, а в самом календаре есть расчеты на тысячелетия далее, чем 2000-е годы. Представление о том, что конец света случится 21 декабря 2012 года, основано на надписи, которая была найдена в 1950-е годы в городище Эль-Тортугеро в мексиканском штате Табаско. На монументе VII века по Р.Х. повествовалось о жизни местного правителя, его рождении, воцарении, о том, как он завоевывал соседние земли. В тексте также говорилось, что по прошествии определенного времени закончится крупный исторический цикл – 13-й бактун – и тогда нечто произойдет. А вот что именно, не разобрать из-за плохо сохранившейся, поврежденной надписи. Одни исследователи интерпретируют это, как обновление мироздания, другие – как особое явление божества, третьи – как прекращение всего старого. Дата окончания бактуна гипотетически соответствует 21 или 23 декабря 2012 года. Если не углубляться в мистику, то речь идет всего лишь об окончании календарного цикла, так же как и расчет православной Пасхалии всегда совершается на определенный период, после которого его следует продолжать. Просуществуй племя майя на должном культурном уровне до нашего времени, оно несомненно продлило бы календарь. Если же углубиться собственно в содержание календаря майя, то мы увидим обыкновенную языческую мифологию, в которую современному человеку будет трудно поверить. Согласно этой мифологии, люди появляются на свет в результате нескольких божественных экспериментов, создаются то из грязи, то из кораллового дерева и тростника, а нынешнее человечество сотворено из сердцевины кукурузы. Сам человеческий род, по майянскому календарю (учитывая, что боги уничтожили предыдущие роды), появился в 3113 году до Р.Х. Представим самую трагичную трактовку предсказаний майя (гипотетически эта версия допустима ввиду того, что, по представлениям индейцев, каждая историческая эра оканчивалась гибелью живых существ). Но откуда черпало свои откровения о первых и последних временах племя майя? Майя было языческим племенем, не имевшим должного представления о Небесном Отце, оно поклонялось богам и приносило им кровавые жертвы. В жертву хладнокровно приносили людей посредством таких казней, как повешение, утопление, отравление, избиение, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось вспарывание живота и вырывание из груди еще бьющегося сердца. В племени майя считалось, что боги нуждаются в подкармливании подобными жертвами. Что же это за боги, которые требуют кровавых жертв и истязаний людей, а взамен дают какие-то свои откровения? Кто в духовном мире готов выступить в роли богов, когда люди утратили связь с Богом Истинным? В 95-м псалме святого царя Давида сказано: «Бози язык бесове: Господь же небеса сотвори» (то есть «боги язычников – бесы, Господь же небеса сотворил») (Пс. 95: 5). И если говорить об откровениях этих «богов», то вспомним, что дьявол есть «лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Демон никогда не скажет правды, а в лучшем случае только какую-то часть правды всегда с примесью лжи. Цель демона – внести смуту, посеять панику, парализовать силы к деятельности. И вот, мы видим, как люди суеверно боятся каких-то чисел и дат, как будто нашей жизнью управляет не Бог, а холодный фатум и заранее прописанная судьба. Господь Иисус Христос говорил однозначно: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36). Даже ангелы, а тем более падшие ангелы, этой даты не знают. Следовательно, всякое провозглашение людьми конкретной даты конца света всегда есть ошибка и никогда не исполнится. Более того, в Священном Писании сказано, что Судный день придет не тогда, когда его будут кропотливо высчитывать, но «когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес. 5: 3). Бог посрамляет человеческие измышления, являя Свой Промысл тогда, когда человек подчас не рассчитывает и не ожидает. Таким образом, для христианина Священное Писание дает очень четкий критерий в отношении любых апокалиптических чисел: если кем-то утверждается конкретная дата кончины мира, значит, в указанный день совершенно точно никакой кончины мира не случится. Поэтому христианину следовало бы ответить всем предсказателям и вычислителям последних дат словами Священного Писания: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7). Без воли Отца Небесного «ни у кого из вас не пропадет волос с головы» (Деян. 27: 34). Священное Писание свидетельствует: всё подвластно единому Богу, а не человеческим расчетам или коварным замыслам падших ангелов. Детерменизма нет, но Бог управляет миром, учитывая свободное волеизъявление людей, имея Свой Промысл о каждой мельчайшей частице Вселенной. Городу Ниневии было предсказано страшное разрушение за грехи жителей, но Бог смиловался и пощадил город ради покаяния населявших его людей. А Содом и Гоморру даже не стали предупреждать: пороки жителей, их нераскаянность оказались такими, что Бог вывел оттуда только праведного Лота с семьей, и огонь с неба уничтожил распутные города. Значит, всё в руках Божиих. Во всякий момент с каждым из нас может случиться всё что угодно, и выигрывает только тот, кто всегда и везде стремится быть с Богом.«Если Бог за нас, кто против нас»(Рим. 8: 31)? В конце концов, подлинное откровение о судьбах мира может дать только Бог, и Он дал его в Священном Писании. Не случайно в Библии самый последний день назван днем Господним. То есть он всецело подконтролен Богу, это собственно Его день, Им одним назначенный и Им являемый в установленный Им же срок, а не провоцируемый духовно-нравственным состоянием мира или даже техногенной ситуацией на планете Земля, тем более какими-то жалкими расчетами давно вымершего языческого племени. «Великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостанет силе мышцы Твоей? Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю. Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты всё щадишь, потому что всё Твое, душелюбивый Господи» (Прем. 11: 22–27). Как Сам Бог неподконтролен Своим созданиям – планетам, звездам, людям и ангелам, так и день Его неподконтролен чьим-либо расчетам, планам и замыслам. Поэтому невозможно день Господень высчитать наблюдением за светилами, компьютерными программами или назначать вещаниями экстрасенсов, шаманов и медиумов. Если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что ожидание конца света и назначение его на какой-то близкий день оказывается явлением весьма заурядным. Так было в 1000 году по Р.Х., а потом в 1037-м, когда подумали, что отсчитывать тысячелетие надо с момента Вознесения Христа плюс три с половиной года на действие тайных беззаконий. 1492 год по Р.Х. (то есть 7000-й от сотворения мира) на Руси чуть ли не повсеместно считался последним, Пасхалия была рассчитана только до этого года, многие в 1491 году не засеяли полей, из-за чего начался голод. Так было в 1666 году, в котором узревалось число антихриста, и с этой датой соотносили проходившие церковные реформы. Свидетели Иеговы назначали эсхатологические даты на 1874, 1914, 1925 и 1975 года. А прочие мошенники и проходимцы объявляли конец света в 1980, 1993, 1995, 1999, 2000, 2008 и 2011 годах – люди совершали самосожжения, убивали друг друга в целях самопожертвования или запирались в пещерах, желая и впрямь приблизить конец. Если задуматься, для христианина более актуальна его, выразимся так, личная эсхатология. Сотни тысяч, а может, и миллионы людей покинут этот мир до 21 декабря 2012 года по вполне естественным причинам (каждую секунду, по статистике, умирает два человека в мире), безмерно больше покинут его после. Их личная кончина для них более актуальна, нежели конец всего остального мира. Какими мы явимся перед Христом? Что покажем мы Богу в сокровенных тайниках своего духа? И какое мне дело до конца света, если по своим грехам я могу быть навеки осужден в ад? С другой стороны, какой вред праведнику причинит катастрофа планеты, если его душа по своей чистоте соединена с Творцом вселенной? Но человек любопытен. Ему хочется знать будущее, хочется заранее предусмотреть возможные неприятности. И Бог приоткрыл нам завесу тайны в той мере, в какой это полезно для нас. В Священном Писании открыты знамения апокалиптического времени. Эти знамения нужно знать хотя бы ради того, чтобы не спешить в каждой провозглашаемой дате боязливо предполагать конец света. Святой апостол Павел в одном из своих посланий начинает откровение о будущих судьбах мира с предостережения «не спешить колебаться умом и смущаться… будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2: 2). А затем о самом дне апостол уточняет: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2: 3 – 4). Речь идет о явлении антихриста как мирового правителя, принимающего религиозное поклонение. Не может наступить кончина мира, покуда Бог не попустит явиться самому ярому и лживому Его противнику. Царство антихриста, как можно заключить из Откровения Иоанна Богослова, будет длиться вполне определенный срок, а именно три с половиной года, что обозначено либо символически: «в продолжение времени, времен и пол-времени» (Откр. 12: 14) (то есть, согласно многим толкованиям, год, два года и полгода) либо более конкретно: «тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12: 6). Святой Андрей Кесарийский, знаменитый толкователь Откровения святого Иоанна Богослова, обобщивший толкования предшествовавших отцов, также поясняет, что царство антихриста продлится три с половиной года: «Когда диавол в лице антихриста вооружается на Церковь, то избранные и достойнейшие, презрев гражданские почести, суету и удовольствия, побегут, как говорит Мефодий, в пустыню, чуждую нечестия и плодотворную для любящих добро, и там избегут нападений демонских и злых людей. Правдоподобно, что и чувственная пустыня спасет убегающих от наветов отступника и антихриста в горах, пещерах и пропастях земных, как прежде спасала мучеников. Три с половиною года – срок, в течение которого будет господствовать отступление… С особенною же силою это (духовное укрепление праведников. – В.Д.) совершится в пришествие антихриста, который будет господствовать определенное время, как говорилось неоднократно и ранее, – три с половиною года. Тогда, может быть, укрывшиеся в чувственной пустыне – горах, пещерах и пропастях – избегнут его прещений». Соотнося хотя бы эти предсказания с нашими реалиями, ввиду отсутствия в прошедшие три с половиной года «сына погибели», конец света 21 декабря 2012 года придется отменить. По большому счету, объявление конкретных дат есть явление того же порядка, что и духовное самозванство, когда являются лжехристы и лжепророки. В том и другом случае близорукое человечество доверчиво принимает уверенно провозглашаемое число или уверенно самопровозглашенного «мессию». В Евангелии читаем: «И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» (Лк. 21: 7–8). То есть когда нам ждать Тебя, когда наступит последний день, в который Ты явишься? Ответ Христа, запечатленный в Евангелии, наиболее точно переведен с греческого подлинника епископом Кассианом (Безобразовым):«Он же сказал: смотрите, чтобы не ввели вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: “это Я” и “время близко”. Не идите за ними» (Лк. 21: 8). Известный византийский толкователь Евфимий Зигабен пояснял этот текст так: «Придут, говорит, под Моим именем, чтобы ввести в заблуждение тех, которые им поверят, и будут говорить каждый, что это Я, то есть Христос, и что время приблизилось, то есть Второго Моего пришествия. Не ходите вслед их или кого-либо из них». Итак, нам говорят, что в декабре 2012 года время апокалипсиса пришло, а Христос говорит: не идите за утверждающими такое. Кого нам послушаться? Впрочем, большая часть суеверных людей, с завороженным вниманием наблюдающая за раскручиванием в СМИ страшных пророчеств о декабрьском конце света, все равно продолжает, как бы на всякий случай, ходить на работу, зарабатывать деньги, готовиться к Новому году, как бы наглядно выражая древнюю мудрость: «умирать собирайся, а рожь сей», на самом же деле воспринимая сведения о 21 декабря как интересную басню, о которой можно посудачить с приятелями, но которая не способна кардинально изменить чью-то жизнь. Не хочет человек пресной информации, всегда ищет острого, а что может быть более острое, как не конец света? Тем не менее, подобные страхи отвлекают многих людей от решения реальных, насущных проблем. Вместо того чтобы активно участвовать в жизни и вносить личный вклад в ее преображение, такой человек забивается в уголок, предварительно накупив продуктов, спичек и дров. А потом, когда ничего не случится, он опять будет покупать пылесос вместо печки-буржуйки и ждать нового пророчества о новом конце света. Дух мира наполнен пессимизмом. Желая побольше урвать, поглотить и попользоваться, человек держится за материальные блага как за единственное свое счастье. И в этом смысле последний день воспринимается как всецелое крушение жизненных планов. Христианство же воспринимает последний день мира не как планетарную катастрофу, а как долгожданную встречу со Спасителем Иисусом Христом, победоносно шествующим в Своей небесной славе. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3: 19–21). Первые христиане жили этой ясной верой, что Спаситель вознесся для того, чтобы приготовить обители на Небесах для Своих верных чад, а потом, в отведенный Им срок, Он вернется за нами, как об этом во время Его Вознесения сказали святые ангелы: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11). В молитве Господней, произносимой христианами каждый день, есть такие слова: «Отче наш… Да приидет Царствие Твое». Именно этого чаем мы – явления Царствия Божия, которое сменит иллюзии земного счастья теми подлинными благами, о которых сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Еще хочется напомнить, что вот уже две тысячи лет Церковь несет освящение окружающему миру, и в церковном календаре каждый день посвящен какому-то священному событию либо памяти какого-то святого. 21 декабря вспоминаются некоторые апостолы от 70-ти и наш русский святой преподобный Кирилл Челмогорский († 1367). Но что наиболее важно, это канун совершенно особого праздника, о котором ныне мало кто знает, – зачатия Пресвятой Богородицы, посредством Которой в мир пришел Христос, разрушивший все страхи язычества. И провозглашать конец мира накануне праздника Пресвятой Богородицы – значит забывать о Святой Деве, Покровительнице и Ходатаице перед Богом, молитвами Которой во многом и держится наш мир. Еще 22 декабря вспоминается совершенно удивительная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Эта икона принесла спасение человеку-преступнику, не ожидавшему со стороны Богородицы какой-либо духовной милости. Пусть же для людей, панически верящих в конец всего 21 декабря, следующий день станет нечаянной радостью, в который они возблагодарят Бога, разрушившего козни лукавых смутителей, и помолятся Божией Матери, терпеливо ходатайствующей перед Богом за всех суеверных и малодушных, преступных и мнительных, помолятся Той, Которая простирает покров Свой над нами во всякое – даже самое последнее – время. Валерий Духанин 14 декабря 2012 года ПРАВОСЛАВИЕ.RU |