Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 135 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • odamian

Вход на сайт

Епархиальное собрание города Москвы состоялось в Храме Христа Спасителя

     20.12.2015 21:50

21 декабря в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, началось ежегодное итоговое Епархиальное собрание г. Москвы.

В президиуме собрания присутствуют: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; 

митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве митрополит Истринский Арсений; секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве протоиерей Владимир Диваков.

В Епархиальном собрании принимают участие викарии Московской епархии, члены Епархиального совета и советов викариатств, благочинные церковных округов г. Москвы, настоятели и клирики московских приходов, наместники мужских обителей и настоятельницы женских монастырей г. Москвы, председатели приходских советов.

Заместителем председателя Епархиального собрания был избран митрополит Истринский Арсений, секретарем Собрания — протоиерей Владимир Диваков.

Для подписания протокола были избраны игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, и игумения Фаина (Кулешова), настоятельница Троице-Одигитриевой Зосимовой ставропигиальной женской пустыни.

Был избран состав редакционной комиссии, которой предстоит подготовить итоговый документ Епархиального собрания. В ее состав вошли:

  • епископ Егорьевский Тихон — председатель;
  • протоиерей Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая Чудотворца на Трех Горах;
  • протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке;
  • архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Божия Илии в Черкизове.

По предложению Святейшего Патриарха Кирилла были продлены на три года полномочия двух избираемых членов церковного суда — протоиерея Леонида Ролдугина и протоиерея Владимира Чувикина. Сотрудником аппарата церковного суда был назначен Алексей Викторович Никитский.

Во вступительном слове Святейший Патриарх Кирилл представил повестку заседания и приступил к оглашению ежегодного доклада.

В своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви уделил внимание вопросу образования духовенства и распределения выпускников духовных школ.

Затронув тему, связанную с кандидатами в московский клир, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что среди кандидатов «встречаются люди, не обладающие минимальным знакомством с совершением богослужений, затрудняющиеся в ответах на самые простые вопросы по христианскому вероучению и Священной истории».

«Нестабильность при подготовке кандидатов священства в последние годы имела место, в частности, в наших университетах, — признал Святейший Владыка. — В связи с этим в апреле сего года нами было принято решение, что только выпускникам Православного Свято-Тихоновского богословского института, то есть религиозного высшего учебного заведения в рамках ПСТГУ, учащиеся которого удовлетворяют всем каноническим требованиям Русской Православной Церкви и поступают с благословения духовника, может быть предоставлено равное с выпускниками семинарий право ходатайствовать о рукоположении».

Святейший Патриарх Кирилл напомнил о постановлении Архиерейского Собора 2011 года, согласно которому «хиротонии в диаконский сан могут совершаться только над лицами, окончившими не менее двух курсов семинарии, а в священнический сан — над лицами, имеющими полное семинарское образование или находящимися в конечной стадии очного обучения». Ходатайства о лицах, указанного образования не имеющих, впредь рассматриваться не будут.

«Тем более не будут рассматриваться кандидатуры лиц, учеба которых проходила за пределами церковного духовного образования. В Московском регионе есть учебные заведения, названия которых могут создать ложное впечатление об их связи с системой духовного образования нашей Церкви. Ни одно из них не дает права выпускникам на рукоположение в клир Русской Православной Церкви» — подчеркнул Святейший Владыка.

В докладе Его Святейшества было также уделено внимание распределению выпускников духовных учебных заведений. Положение о распределении применяется к выпускникам Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Православного Свято-Тихоновского богословского института, Сретенской, Николо-Угрешской и Перервинской семинарий.

Предстоятель сообщил, что в этом году более 30 выпускников были распределены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви — Анадырскую, Ханты-Мансийскую, Читинскую, Якутскую и другие. Указав на недопустимость уклонения выпускников духовных школ под надуманными поводами от распределения, Святейший Владыка также напомнил об ответственности епархий за обеспечение переезда распределяемых и членов их семей, за предоставление приемлемых жилищных условий и достойного материального вознаграждения.

«В случаях, когда мы будем получать подтвержденные сигналы от выпускников о том, что епархия, запросившая к себе людей, не способна организационно обеспечить их тем, что предписано положением, будут приниматься меры, вплоть до самых строгих», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

В докладе Предстоятель Русской Православной Церкви коснулся вопросов молодежного служения в столице.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 2 марта 2015 года Комиссия по делам молодежи при Епархиальном cовете города Москвы была преобразована в Молодежный отдел Московской городской епархии. Преобразование было связано с необходимостью систематизации молодежной работы в Московской городской епархии. Отдел возглавил М.Г. Куксов.

«За неполный год существования Молодежному отделу удалось не только собрать вокруг себя тех, кто профессионально связан с приходской молодежью — профильных помощников настоятелей, но и объединить через социальные, культурные, образовательные, информационные проекты многих православных молодых людей, проживающих в российской столице», — рассказал Святейший Патриарх Кирилл.

По приблизительным подсчетам, московский приходской молодежный актив можно оценить сегодня в 6000 человек. И это не просто верующие молодые люди, а те, кто находится в контакте с Молодежным отделом. Значительное число этих молодых людей входит в движения «Православные добровольцы». Спектр деятельности организации широк: молодые люди участвуют в Патриарших богослужениях, помогают верующим сориентироваться в храме, поют за богослужениями в разных приходах, задействованы в работах по восстановлению нескольких храмов и монастырей, вместе с добровольцами службы «Милосердие» окормляют социальные учреждения, собирают гуманитарную помощь и т.д.

«Отрадно, что всеми этими трудами православные христиане занимаются уже в молодом возрасте, от всего сердца отзываясь на призыв Спасителя к следованию за Ним, в первую очередь в милосердном служении», — отметил Святейший Владыка.

«Причина успеха волонтерского доброделания — в том, что мы позволяем молодежи проявить инициативу, доверяем ей ответственные направления, укрепляем ее в желании послужить Церкви и раскрыть таланты, дарованные Богом, — полагает Святейший Патриарх. — Творчество, смелость, бесстрашие были частью порыва апостолов во время их земной жизни. Эти же качества важно сохранить и преумножить в среде православной молодежи».

Предстоятель Русской Православной Церкви, призвав духовенство благословлять и активно поддерживать молодежные инициативы, пояснил: «Почувствовав однажды ваше доверие, молодежь ответит горячей любовью. Мне известны примеры, когда молодые люди поначалу стеснялись открыто свидетельствовать о себе как о православных христианах. Но после того как священнослужители их поддерживали, они сначала приступали к какой-то деятельности внутри прихода, потом задумывали совместные инициативы со светскими сверстниками, а затем становились движущей силой и опорой в хозяйственной, социальной, просветительской работе своей общины, избрав храм местом не только для молитвы, но и для деятельности в свободное время».

В 2015 году Молодежным отделом было проведено частичное анкетирование приходов Москвы на основании базы данных, имевшейся при начале работы отдела. В настоящее время база данных Отдела совершенствуется и дополняется, детализированная статистика по всем приходам будет представлена в 2016 году. Анкетирование, проведенное в 2015 году, охватило 222 храма. Согласно его результатам, есть небольшое число приходов, которые слабо развивают или совсем не развивают молодежную работу. Святейший Патриарх Кирилл призвал исправить сложившуюся в этих приходах ситуацию, а также поблагодарил настоятелей тех храмов, где данному направлению уделяется должное внимание.

Святейший Владыка выразил надежду на то, что сотрудники Молодежного отдела «будут продолжать начатое через взаимодействие с викариатствами, благочиниями и приходами, а также со светскими коллегами, помогая будущим поколениям православных москвичей сохранить в сердцах огонь веры».

Предстоятель Русской Церкви также сообщил о том, что развивается работа православной молодежи в социальных сетях. «Это то, что недоступно людям старшего и даже среднего поколения. На все это не хватает времени и сил, и интереса особого нет. А молодежь живет в социальных сетях», — отметил Святейший Владыка. Поэтому, по словам Его Святейшества, развитие молодежного служения и приход в Церковь молодых людей влечет за собой «увеличение нашего присутствия в социальных сетях».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе затронул тему организации подготовки к Святому Крещению.

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что рост церковной жизни конца 1980-х — середины 1990-х годов «сформировал уникальную паству начала XXI века, которой, в частности, свойственна ориентация на религиозное самообразование».  

«Это связано с тем, что, когда в прежние десятилетия люди приходили к Богу — часто в сознательном возрасте — духовных наставников не хватало, — пояснил Святейший Владыка. —  Оглашение совершалось на редких приходах, основы православной веры в лучшем случае постигались после принятия Крещения».

При этом, по словам Его Святейшества, без укоренения в живой христианской учительной традиции «верующему бывает трудно соотнести евангельские ценности с мирскими установками, которые он впитал с детства».

«Отрадно, что на протяжении последних лет глубокое, содержательное научение людей православной вере постепенно становится неотъемлемой частью приходской жизни, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Три года назад в Москве во исполнение решения Архиерейского Собора об обязательном оглашении лиц, желающих принять Крещение, и будущих восприемников, были введены правила проведения огласительных бесед. Вслед за этим мы услышали достаточно критики. Люди возмущались самим фактом обязательности подготовки к Крещению, тем, что эта подготовка включала в себя неукоснительность изучения некоторых церковных правил и основных молитв. Не сразу огласительная практика прижилась и на приходах: она была с инерцией воспринята некоторыми настоятелями».

Однако другие священники отмечают, что одним из показателей положительной роли огласительных бесед является заметное увеличение количество младенцев, которых приносят родители в храм для причащения Святых Таин.

«В нынешнем году в нашей епархии было проведено исследование, которое показало, что огласительные беседы в Москве — за редким исключением — проводятся повсеместно. Благодарю клир Московской епархии за активное исполнение постановлений Архиерейского Собора, нашего епархиального собрания и моих просьб», — сказал Предстоятель.

«Впрочем, как мне докладывают Преосвященные викарии и отцы благочинные, остаются нерешенными некоторые вопросы и наблюдаются существенные расхождения в практике,  — сообщил Святейший Владыка. — Например, где-то под "беседой" подразумевается покаянно-исповедальная встреча со священником человека, готовящегося ко Крещению, и при этом не проводятся учительные беседы, посвященные основам православной веры, разъяснению главных молитв и церковных Таинств. Иногда, напротив, мирянин встречается с оглашаемыми и будущими восприемниками, а священник — нет».

Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание духовенства на то, что в отношении лиц, приходящих креститься во взрослом возрасте, катехизическое обучение минимальным знаниям о православной вере и практике должно идти одновременно с пастырским душепопечением, которое приведет оглашаемого к осознанию своих грехов, к желанию преодолевать их. «Катехизическое научение и душепопечение никак не могут заменять друг друга», — подчеркнул Святейший Владыка.

«В ряде приходов вместо двух огласительных бесед проводится одна. Иногда же беседа подменяется проповедью перед Крещением. Без сомнения, не стоит пренебрегать назиданием непосредственно перед совершением Таинства, однако оно никак не может "засчитываться" за одну из двух содержательных бесед, определенных Священным Синодом и Архиерейским Собором в качестве минимума для подготовки крещаемого или его восприемников», — заявил Святейший Патриарх.

«Возникает и вопрос о допустимом минимуме содержания катехизического научения», — указал Предстоятель Русской Церкви, процитировав обращение благочинного Богоявленского благочиния архимандрита Дионисия (Шишигина): «Необходима унификация порядка катехизации в различных приходах. Это позволило бы изжить соблазнительную разность подхода к этой задаче, когда в одном приходе священник требует хотя бы элементарной готовности к Таинству, но несерьезно настроенные люди ищут и находят в другом приходе "добрых" батюшек, не привыкших обращать на эту сторону своего служения ни малейшего внимания».

Святейший Владыка отметил, что о создании единых рекомендаций к проведению огласительных бесед перед Крещением ходатайствуют также другие благочинные города Москвы. Сообщив участникам собрания, что работа по составлению таких рекомендаций уже ведется в Восточном викариатстве г. Москвы, Святейший Патриарх поручил епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону и совету Восточного викариатства подготовить требуемые материалы и направить их на отзыв всем управляющим викариатствами, а затем, после учета поступивших мнений, представить итоговый документ на рассмотрение Его Святейшеству. «Возможно, будет также полезно рассмотреть его на Высшем Церковном Совете. Это придаст ему характер рекомендаций для всех епархий», — добавил Предстоятель.

«Приглашаю участников епархиального собрания обсудить сегодня вопрос о минимальном содержании катехизации, причем считаю важным руководствоваться не теоретическими рассуждениями, а реальными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся в приходской жизни. Этот обмен мнениями будет запротоколирован и передан Преосвященному Пантелеимону для использования при написании рекомендаций», — подытожил тему Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на вопросе пастырского попечения о семьях.

«Церковь понимает брак как богоустановленный союз мужчины и женщины. Семья является той колыбелью, в которой формируется человеческая личность, — напомнил Святейший Патриарх. — К сожалению, в наши дни концепция традиционной семьи подвергается ревизии и редукции. Супружеская любовь и верность зачастую именуются анахронизмом. В иных государствах происходит признание однополых браков, в других внедряются технологии ювенальной юстиции, вносящие жесткий антагонизм между детьми и их родителями. Отношение к браку утрачивает свой духовный смысл».

Предостерегая от подобного развития ситуации в России, Предстоятель Русской Православной Церкви полагает, что нерелигиозные семьи в большей степени подвержены соблазнам: «Если не считать семью союзом, установленным Богом, если не исходить из того, что верность между супругами, самостеснение ради близких в семье есть исполнение воли Божией, то почему, пока человек молод, ему бы не пожить в свое удовольствие, не воспользоваться этой единственной жизнью, чтобы извлечь из нее максимум телесных и эмоциональных удовольствий?» По мысли Его Святейшества, иного ждать в безрелигиозном обществе трудно.

Таким образом, борьба за традиционную семью теснейшим образом взаимосвязана с проповедью Христа и Евангелия, с укреплением православного мировоззрения в обществе.

Комментируя предложенный для общецерковного обсуждения 10 августа сего года проект документа о церковном браке, разработанный Комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного права, Святейший Владыка напомнил, что задачей Церкви является уменьшение числа разводов. «Союз на всю жизнь мужчины и женщины в верности и любви друг ко другу — это не просто возвышенный идеал, но конкретная задача, заповедь, данная Богом всем христианам. И мы должны содействовать реализации этой задачи среди нашей паствы и в наше время», — заявил Предстоятель.

Святейший Владыка также напомнил о необходимости ответственного подхода к совершению венчания. «Когда речь идет о людях, особенно молодых, обращающихся к Церкви, но еще не в полной мере вошедших в ее жизнь, священник должен содействовать тому, чтобы стремление этих людей друг ко другу и к освящению собственного союза стало для них шагом в ограду церковную, за которым начнется полноценная христианская жизнь», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх рассказал об исполнении некоторых решений Епархиального собрания 2014 года.

Один из вопросов, поднятых на собрании прошлого года, был связан с отсутствием единого месяцеслова для приходов и монастырей, в который были бы включены все имена святых, прославленных в Православной Церкви. Работа по составлению такого сборника в настоящее время ведется Издательским Советом. Уже составлен предварительный список святых, включенных в календарь Русской Православной Церкви — в частности, святых, прославленных другими Поместными Церквами и включенных в календарь Русской Православной Церкви с 1945 по 1989 годы. Ведется формирование списка местночтимых святых, которые внесены в церковный календарь. При содействии зарубежных епархий был составлен список западных святых Древней Церкви (до разделения), пользующихся особым почитанием среди православных христиан Западной Европы. По словам Его Святейшества, полученный материал «требует глубокого анализа с привлечением широкого круга агиографических и исторических источников; таким образом, предстоит еще длительная и сложная работа».

В проработке со светскими властями находится приемлемый для Русской Православной Церкви порядок совершения заупокойных богослужений на кладбищах и в моргах, призванный исключить возможность их осуществления лжесвященниками или священниками, лишенные канонических полномочий совершать богослужения.

«В прошлом году обновилось законодательство в данной сфере, а также произошла реструктуризация ФГУП "Ритуал", в связи с чем для работы в этом направлении появились дополнительные возможности. Более того, со стороны Департамента потребительского рынка и услуг, курирующего деятельность моргов и кладбищ, в управление Московской епархии неоднократно поступали просьбы о помощи в наведении порядка. Департаментом было обещано все возможное содействие», — сказал Святейший Владыка. Предстоятель Русской Православной Церкви поручил митрополиту Истринскому Арсению, первому викарию Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, подготовить список состава рабочей группы и кандидатуру председателя для дальнейшей работы в этом направлении.

В Москве продолжается аттестация воскресных школ, ожидаемый срок ее завершения — конец апреля 2016 года. В текущем году число воскресных школ увеличилось с 279 до 302, в них обучается 12 454 ребенка.

«Любая аттестация для руководителя сопряжена с дополнительными трудностями, даже в тех случаях, когда процесс выстроен идеально. Понимаю, что и данная аттестация — не исключение. Однако прошу обратить внимание на то, что по ее результатам мы сможем систематизировать информацию обо всех воскресных школах Москвы, упорядочить документацию в каждой отдельно взятой школе, привести учебные планы и учебно-воспитательные программы в соответствие с требованиями "Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации". В конечном итоге мы сможем улучшить качество обучения в воскресных школах», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

«Косвенным достижением аттестации стало то, что многие педагогические коллективы разных воскресных школ познакомились друг с другом, стали обмениваться опытом, наработками. Такое было, конечно, и раньше, но сейчас этот процесс получил большее развитие», — добавил Святейший Владыка.

В ходе аттестации многие школы были отнесены не к категории «воскресная школа», а к категории «воскресная учебно-воспитательная группа». Это было вызвано достаточно высокими требованиями, обозначенными в синодальном Стандарте для воскресных школ, в особенности в отношении материально-технического и информационного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, которым некоторые школы пока не могут соответствовать. По словам Святейшего Патриарха, в этом не следует видеть «какое-либо порицание или принижение трудов педагогических коллективов; речь идет лишь о терминологической дифференциации, которая позволяет яснее представлять себе имеющиеся возможности».

Предстоятель Русской Церкви в ходе выступления также рассказал о выполнении в уходящем году решений, касающихся развития в столице молодежного волонтерства, приходского консультирования, подготовки катехизаторов и консультантов.

По завершении доклада Его Святейшества состоялось свободное обсуждение актуальных проблем церковной жизни, в ходе которого священнослужители имели возможность задать Предстоятелю Русской Православной Церкви различные вопросы.

Затем было принято постановление Епархиального собрания, которое огласил председатель редакционной комиссии собрания епископ Егорьевский Тихон.

На епархиальном собрании присутствовал настоятель строящегося храма Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан (Залетов).