Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь

13 апреля 2025 г. ( 31 марта ст.ст.), воскресенье.
Вход Господень в Иерусалим

Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Великий пост. На трапезе разрешается рыба.
Вход Господень в Иерусалим. (икона)
Сщмч. Ипатия (икона), еп. Гангрского. Свт. Ионы (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Иннокентия (икона), митр. Московского. Прп. Аполлония, пустынника Египетского. Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина (икона) диакона. Прп. Ипатия, игумена Руфианского. Прп. Ипатия (икона) целебника, Печерского. Прп. Филарета (икона) Глинского. Сщмч. Иоанна пресвитера.

Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 122 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Великий пост - 2025: богослужение седмичных дней поста: особенности

     03.03.2025 00:15

В период Великого поста богослужения по особому чину (называемому великопостным) совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы.

Какие службы совершаются в седмичные дни поста?

На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни (в среду и пятницу – литургия Преждеосвященных Даров). По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского.

На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром – 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня (иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров).

Накануне суббот во все седмицы (в том числе и в 1-ю субботу поста,) совершаются великое повечерие (в 5-ю субботу поста повечерие не служится) и утреня с 1-м часом, в сами субботы – 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста.

Какие отличительные особенности имеет утреня?

  • вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с великопостными стихами, взятыми из 5-й библейской песни (Ис. 26:9–19);
  • после «Аллилуиа» вместо тропарей – троичны гласа;
  • 3 кафизмы, после 1-й кафизмы седальны из Октоиха (по факту из приложения Триоди), после 2-й и 3-й – из Триоди.
  • Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари – только из Минеи и Триоди (трипеснец). Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса (так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию).
  • По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха
  • По 9-й песни поются великопостные светильны гласа.
  • в конце утрени чтец читает следующие тексты: «Благо есть...» (дважды). Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». «Аминь. «В храме стояще…». «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». «Аминь». «Небесный Царю…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина («Господи и Владыко живота моего...») с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час.

Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов?

Достаточно запомнить 6 основных отличий:

  1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе.
  2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу.
  3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника).
  4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди.
  5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (на 9-м часе – с тремя) поклонами.
  6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и второй прокимен.

Что можно сказать об изобразительных в седмичные дни поста?

Изобразительны начинаются с пения «Блаженн», в конце которых совершается 3 поклона. Далее тексты Часослова на ряду. По «Отче наш…» – кондаки по Уставу, переход на поклоны. После 16-ти поклонов два варианта:

А) если далее идет вечерня, то сразу вечерня без возгласа;

Б) если литургия Преждеосвященных Даров, то на изобразительных совершается отпуст.

Какие особенности имеет вечерня, совершаемая без литургии после изобразительных в понедельник, вторник и четверг?

  • Начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» сразу после поклонов на изобразительных;
  • После «Свете тихий…» читается два прокимена и две паремии из Триоди (из книг Бытия и Притчей).
  • По «Ныне отпущаеши…» – тропари «Богородице Дево, радуйся…», «Слава»: «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклонами;
  • Вместо сугубой ектении – «Господи, помилуй» 40 раз;
  • В конце вечерни после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина и конечного Трисвятого – молитва «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…», 33 псалом.

Что такое «конечное Трисвятое» и когда оно читается?

«Конечным Трисвятым» Типикон называет добавляемую в окончание некоторых великопостных богослужений совокупность молитвословий от Трисвятого до «Отче наш..», с обязательным возгласом «Яко Твое есть Царство…» и чтением «Господи, помилуй» 12 раз (обратим внимание, что «Господи, помилуй» 12 раз всегда читается при конечном Трисвятом).

Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб (другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание»).

Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»:

1) на 1-м часе;

2) в конце одной из служб дневной группы (на практике совершаемых в первой половине дня):

а) на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается;

б) на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией;

3) на великом повечерии (в 3-й части) или на малом повечерии в Неделю вечером.

Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1-м часе, на изобразительных или вечерне (только на одном из этих богослужений), и на повечерии. Кроме этого, Устав предусматривает чтение «конечного Трисвятого» в том случае, если в конце 6-го часа творится отпуст и затем бывает пауза в богослужении, так что 9-й час с вечерней совершаются в другое время (после полудня). Правда, в приходской практике подобный вариант не встречается.

Важно помнить, что «конечное Трисвятое» не читается во всех тех случаях, когда количество поклонов сокращается до трех (на Благовещение или в полиелейные праздники) или поклоны отменяются вовсе (на повечерии в пятницу вечером).

Что можно вкратце сказать об особенностях великого повечерия?

Великое повечерие состоит из 3-х частей, каждая часть начинается «Приидите, поклонимся…». В 1-й части примечательные следующие песнопения:

  • Только на 1-й седмице 4 дня в начале добавляется псалом 69 (переносится из 3-й части) и далее поется великий канон преподобного Андрея Критского.
  • После чтения 6-ти псалмов поется «С нами Бог…»
  • После Символа веры поется «Пресвятая Владычице…», в конце каждого стиха – земной поклон;
  • В 3-й части совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами;
  • Отпуст великого повечерия с преклонением колен и молитвой «Владыко Многомилостиве…»