Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 186 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Анонс: Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность» 25.10.2024 19:43
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность». «У Церкви и светской педагогики по большому счету одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству», — отметил Святейший Владыка в аннотации к изданию.
В книге Святейший Патриарх Кирилл поднимает наиболее важные вопросы, касающиеся современного образования в России. Автор делает акцент на том, что познавательная ценность обучения должна органично сочетаться с воспитательной функцией. Во вступительной части нового издания, которая называется «Школа и система ценностей», говорится: «Идеология — явление скоропреходящее. Как свидетельствуют ученые, идеология не живет дольше трех-четырех поколений, а потом умирает, даже если в ее разработке участвуют огромные интеллектуальные силы, как это было в Советском Союзе. Работали целые научные институты, защищались докторские диссертации, был накоплен колоссальный научный потенциал, но уже на четвертом поколении все закончилось. В девяностые годы, на развалинах Советского Союза, переживая разочарование в отношении всего, связанного с прошлым, стали говорить, что в школе не должно быть никакой идеологии. Идеологии как системы действительно не нужно. Но ведь без идеи невозможно воспитать ребенка! Мать вкладывает идею в ребенка, когда говорит: "Так не поступай! Неправду не говори! Не обижай девочку или этого мальчика!" Это очень простые указания, которые ребенок впитывает с молоком матери, через любовь матери, но тем самым формируется его личность, особенно в возрасте от трех до пяти лет. Складывается система ценностей, вне которой воспитать ребенка нельзя. Так почему же мы не хотим воспитывать наших детей в определенной системе ценностей? Речь не об идеологических штампах. Иногда говорят: нам нужна новая идеология. Да не надо уже новых идеологий! Но мы должны отстаивать свои собственные ценности, которые вырастают из нашей духовной, культурной традиции. Это и традиции Православия, и традиции ислама — для той части граждан, которые исповедуют эту религию. Это и этика, связанная с нашей верой и с нашей культурой. Как же мы можем вне этой системы нравственных и духовных координат воспитывать наших детей? Ничего не выйдет! Мы получим опустошенных людей, которыми очень легко манипулировать. А манипулировать ими будут те, кто сильнее, у кого больше денег, те, кто контролирует мировые средства массовой информации. У ребенка, воспитанного вне системы ценностей, нет способности отличить добро от зла, потому что современная постмодернистская культура навязывает другой тезис: нет никаких объективных истин; твоя собственная идея и является для тебя абсолютной истиной. Но если мы хотим иметь людей, способных к созданию семьи, если мы хотим иметь граждан, любящих свое Отечество, как же мы можем отказаться от формирования личности в системе координат, определяемых нашими базисными, традиционными духовно-нравственными и культурными ценностями? Школа без идеи — это опасное явление. И если мы своими руками такую школу создадим (а мы ее уже почти создали), если откажемся от того, чтобы процесс интеллектуального образования сочетался с процессом воспитания, мы сделаем нечто очень опасное для будущего нашего народа и будущего нашей страны. Сейчас как раз своевременно думать о нашей школе и требовать, чтобы школа формировала не только интеллектуальный багаж (причем не фрагментарно, а на должном уровне), но и личность. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский писал: "Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка". Сохранение этого порядка, передача грядущим поколениям связанной с ним системы ценностей, формирование у людей ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях нашего народа, является важнейшей задачей отечественной системы образования. Решить ее невозможно без совместных усилий Церкви, государства и всего общества». |