Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 243 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Рождество Святителя Николая Чудотворца

     11.08.2014 14:10

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, - 6/19 Декабря блаженное успение Святого и 9/22 Мая перенесение Святых Мощей в город Бари, существуют и другие церковного чествования Угодника Божия Николы.

Так, 9/22 Мая празднуется ещё и Перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 Мая / 7 Июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в Великорецке. 29 Июля / 11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву. Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно - в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая.

 

До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил по желанию настоятелей храма и прихожан возобновить празднование Рождества Святителя Николая 29 Июля / 11 Августа. Это духовное чествование имеет древнюю традицию на Руси, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей Святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской - Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался Святитель Николай, местное торжество по поводу Рождества могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Специальных исследований вопроса о праздновании в средневековье Рождества Святителя Николая у православных греков, насколько нам известно, не проводилось: в общедоступных источниках никаких свидетельств о существовании у греков такого церковного торжества нет. Но трудно предположить, что на Руси, которая с последней четверти IX века и по первую половину XV века была Митрополией Греческого Патриархата, могли самочинно установить празднование, посвященное Имперскому Святителю. Несомненно, эта духовная традиция имела канонические корни греческого происхождения, следы которых пока остаются утраченными. В пользу этого свидетельствует и то, что одна из сохранившихся церковных служб Рождеству Святителя Николая была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году, когда в Русской Православной Церкви было наиболее сильно влияние греческих Иерархов, когда русские традиции тщательно сверялись с греческими источниками. Службы Рождеству Святителя Николая были недавно изданы Светланой Анатольевной Черкасовой с замечательной научной статьей в качестве предисловия.

В Царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах того времени других Поместных Православных Церквей.

В истории Вселенской Церкви подобные казусы с некоторыми праздниками случались. Так, например в Древней Церкви 1 Апреля (14-го по нынешнему григорианскому счету) Церковь вспоминала Святого Апостола Фому, маловерие которого по Воскресении было посрамлено Самим Иисусом Христом. Потом Фомин праздник стал переходящим, отмечаемым во Вторую Неделю по Пасхе. Но память о древнем церковном празднике Апостола Фомы после неведомых нам социально-культурологических деградаций сохранилась в суеверном обычае отмечать 1 Апреля шуточный день неверия.

Однако теперь, когда положено возрождение духовной традиции празднования Рождества Святителя Николая, можно предполагать, что найдутся кропотливые церковные исследователи, водимые покровительством Святителя Николая, которые обнаружат в древних источниках свидетельства о первоначальном происхождении этого праздника.

С древнейших времен, с IX столетия Святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как Небесный Покровитель. Киевский Князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского Князя Олега в 6390 году от Сотворения мира, в Святом Крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведен один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвященных Святителю Николаю.

Живший во второй половине XI - начале XII веков Князь Святослав Давидович в 6614 году от Адама принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как Преподобный Князь Николай Святоша Киево-Печерский. Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарек именем Николай своего второго сына, который нам известен как Император Николай I Павлович.

Еще в канун Куликовской битвы, Мамаева побоища 24 мая 1380 года, в Вятских пределах на берегу реки Великой был обретен чудотворный образ Святителя Николая, который стал именоваться «Великорецким». Повелением Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, свершилось перенесение Великорецкого образа в Москву. Встреча Великорецкого образа Святителя Николая в Москве состоялась в день Рождества Святителя Николая 29 Июля 1555 года. Знаменательному событию была посвящена летописная «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву», вошедшая в Великие Кремлевские Четьи-Минеи Святителя Макария (Леонтьева). Видимо, самим Святителем были составлены тропарь и кондак московскому празднику в честь образа Святителя Николая Великорецкого и создан список чудотворной иконы. В новом храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который был построен в честь взятия Казани на Покров 1552 года, был устроен придел в честь иконы Святителя Николая Великорецкого.

 

Тропарь, глас 4

Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по Успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

В Мирех рождейся, Святителю Николае, от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны, проразумел еси путь спасения, исполнися множество чюдес преподобне быв сего ради, освятися и явися велий таинник Божия благодати.

Использованная литература:

Сергий (Спасский), Архиепископ Полный Месяцеслов Востока. М, 1997. Т. II. С. 377.

Черкасова Светлана. Русские службы Рождеству Святителя Николая

Черкасова Светлана. Слава на Руси Святителя Николая // Музыкальная академия. 2001. № 1. С. 1-12.

Черкасова Светлана. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения //Правило веры и образ кротости... Образ Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356-369.

Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса Святителя Николая чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899 (репринт. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670).

Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С.132.