Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 180 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Святая и великая Неделя Пасхи. Литургия

     05.05.2024 10:31

В связи с отменой чтения псалмов (как выражения покаяния и поста), часы в Неделю Пасхи и во всю Светлую (Пасхальную) седмицу, равно как полунощница и повечерие заменяются пасхальными песнопениями. В частности часы Недели Пасхи (1, 3, 6, 9) суть часы безпсалмные. Пение это можно было бы назвать пасхальным вместочасием. Оно однотипно для всех часов и кроме того заменяет (как уже было сказано) повечерие и полунощницу.

Пост Великой Субботы оканчивается в полночь («до куроглашения», Трулльский Собор, правило 89; правило I Св. Дионисия Александрийского; Типикон, последование Вел. Субботы). Вследствие этого в день Св. Пасхи бывает самой ранней – непосредственно за Утреней, обыкновенно часов около 2-х ночи. «Последование Литургии бывает порану».

В день Св. Пасхи совершается Литургия Св. Иоанна Златоуста. Душу Пасхальной Утрени выражает канон Св. Иоанна Дамаскина. Сущность Пасхальной Литургии есть ее Евангелие: зачало 1. (Ин1:1–17). Ученику, «его же любляше Иисус» предоставляет Церковь повествовать в день Пасхи о Божестве воскресшего Спасителя. Чтению Пасхального Евангелия предшествуют стихи 1–8 первой главы Деяний Апостольских, являясь для него достойным вступлением. Книга Деяний вообще может быть определена как священная история основоначальных моментов древнеапостольской Церкви после распятия и вознесения Господа Иисуса.

Читаемые стихи содержат сжатое повествование о значении последних дней пребывания Спасителя на земле до его вознесения (ст. 2–3), о раскрытии перед учениками путей царствия Божьего (ст. 3); здесь же повествуется об обетовании Св. Духа (ст. 4–5); об отклонении последних остатков земных чаяний патриотическаго мессианизма (ст. 6–7) и о вселенском значении Христовой Церкви, которое откроется во всемирной проповеди восприявших Св. Духа апостолов. «Вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями во Иерусалиме, и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

Следующее за указанными стихами Деяний Апостольских чтение Евангелия от Иоанна есть свидетельство на весь мир о Божественности воскресшаго Спасителя и Основателя вселенской Церкви, Который был, есть и будет истинное Слово, от начала сущий Бог (Иегова), ныне восходящий «туда, где был прежде» (Ин.8:15, 6:62). «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13).

Посему Рождество, Воскресение и Вознесение суть три единых проявления вечной Божественной природы Богочеловека. По указанной причине и читаются стихи 1–17 главы 1-й от Иоанна, что в них утверждается изначальность, вечность Слова и благовествуется о Его воплощении ради спасения и обожения человека, завершительным моментом чего является Воскресение и Вознесение.

В читаемом Евангелии два богословских центра: ст. 1–4 (В начале – ἕν ἀρχή – было Слово – λόγος и Слово было у Бога, и Слово было Бог – καὶ Θεός ῆ̔ν λόγος); и ст. 14-ый («И слово стало плотью» – καὶ ὅ λόγος σάρξ ἐγένετο)

Смысл этих текстов в данном литургическом их истолковании тот, что воскресить Свою плоть во времени принятую, мог только Ее вневременный, вечный Обитатель. Воскреснуть мог лишь из начала Сущий, Вечный, ибо Воскресение выражает неподвластность возникновению и уничтожению. Но это и есть вечность. «Се, Я, с вами во вся дни до скончания века. Аминь». (Мф.28:20). Дать такое обетование мог только Тот, Кто в другом месте говорит про Себя: «Я есмь первый и последний» (Откр1:17). Быть в начале всего – это значит быть началом всего, принципом всего.

Вечное Слово в силу Своего всемогущества и вечности соделало и плоть Свою, принятую у смертных, плотью вечною. Воскресшая плоть есть плоть вечная, плоть для бытия в вечности.

Вечное Слово Божие затем и воплотилось, чтобы соделать земное, плотяное вечным, небесным; другими словами, Оно воплотилось для того, чтобы воскреснуть и воскресить. Воскресение есть выражение вечности Сына Божия и Славы Его в образе плоти. Воскресшая плоть есть образ вечности воплотившагося.

«Нетленный Сын создал Своего человека с тем, чтоб Он приобрел новую славу и, изменив в Себе земное в последние дни, как Бог шествовал отсюда к Богу» (Св. Григорий Богослов).

Воплощение есть дарование Ипостасного бытия человеческому существу, утратившему Ипостасность в грехопадении. Посему воплощение Сына Божия есть творение нового человека, Адама нового и с Ним нового Миpa: «Божие Слово, – говорит Св. Иоанн Дамаскин, – соединилось не с такою плотью, которая уже существовала в собственной Ипостаси, но в Своей ипостаси... дало бытие плоти (σάρχα ύποτήσατο). Само Слово соделалось Ипостасью плоти, так что она стала вместе и плотью и плотью Бога Слова». Посему со времени воплощения Сына Божия плоти человеческой дана возможность быть плотью Сына Божия, т.е. пребывать в Его вечности и полноте. Воскресение есть видимый плод этого приобщения Пасхи Господней, основания которой кладутся в Крещении и Причащении.

Пасхальное Евангельское чтение есть, таким образом, повесть о вечности Творца и о новом творении, чтение первой главы новой книги нового бытия. И Церковь, подражая ангелам, хвалившим Бога в дни миротворения (Иов.38:7), каждый стих Евангелия нового бытия встречает торжественным и хвалебным ударом в кандию и колокол, последний же стих – общим трезвоном.

Основные тексты Пасхальной службы, также как и службы Великой Субботы, происхождения чрезвычайно древнего. Элементы обоих служб мы встречаем в древних памятниках христианской литургики, что свидетельствует о тесном сочетании и внутренней органической связи Пасхи и Литургии. Эта связь сохранилась в современной православной службе и особенно выступает в Пасху и Великую Субботу. Мы уже видели, что песнь трех отроков, согласно Герману Парижскому, есть изображение радости Воскресения. Согласно тому же автору Деяния Апостольские (или апокалипсис Иоанна) читаются при «обновлены радости пасхальной». Чинопоследование древнейшей медиоланской Литургии, в основе принадлежащей авторству св. Амвросия Медиоланскаго (ум. в 397 г.) заканчиваются чтением Пасхального Евангелия от Иоанна (Ин.1:1–14) и песнью трех отроков. Можно было бы привести много других примеров этого рода.

Все сие показывает, что сохранившееся в православии последование Велико-Субботней Пасхальной службы является типичной особенностью древнейших литургических памятников. Чем ближе по времени к эпохе апостольской, а значит, и ко Христу, тем яснее становится существо православия, как обиталище Христовой истины и красоты. Святые дни Пасхальной радости более, чем когда либо, дают переживать сказанное псалмопевцем: «Господь – Пастырь мой. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих, умастил елеем главу мою; чаша моя преисполнена» (Пс.22:1–5). «Трапеза в виду врагов» есть Сам Господь, Жертва живая, Пасха новая и таинственная… Ея полнота откроется в жизни будущего века. Но и здесь на земле, в красотах Пасхальной ночи, дано верующим предвкушать вечную радость ея небесной голубизны, ея золотого сияния.

Приложение. Краткий словарь некоторых литургических терминов

АКАФИСТ (греч. ἀκάθιστος ὕμος) значит в буквальном переводе «неседальная песнь». Т.е. такая служба, во время которой сидеть не полагается. Акафист состоит из ряда икосов (см. это слово) и соотв. числа кондаков (см). Икос заканчивается кратким славословием святого («радуйся» и т.д.) Кондак – славословием Бога «аллилуйа».

АНТИФОН (греч. ἀντιφωνον), буквально «противугласник». Попеременное пение отделов хвалебной песни двумя хорами или ликами. Отсюда и вообще всякая богослужебная песнь, которую полагается петь указанным образом, называется антифоном, хотя бы она исполнялась одним хором. Некоторые антифоны называются еще степенны, (ἀναβατμοι, лат. gradualia), ибо иудеи пели в древности тексты этих антифонов (Пс.119–133) хорами, расположенными друг против друга по ступеням («степеням») храма.

БОГОРОДИЧЕН ДОГМАТИК. (греч. θεοτόϰιον). Песнь в честь Богородицы, в которой с похвалой Богородице соединено учение (догма – греч. δόγμα) о личности Иисуса Христа, как Богочеловека и о сущности воплощения. На вечерне Богородичные догматики поются после стихир на «Господи воззвах» (см. слово «стихира»). Сами Богородичные догматики представляют тоже особую разновидность стихир. Они поются на все восемь гласов (см. слово «глас»).

БДЕНИЕ ВСЕНОЩНОЕ (греч. παννυχις, ἀγρυπνεία – лат. vigilia) называется более или менее торжественная ночная служба, состоящая из соединения Вечерни и Утрени с присоединением в большинстве случаев часа первого. В прежнее время, а теперь в некоторых монастырях (напр. на Афоне) служба эта продолжалась всю ночь.

ВЕЧЕРНЯ (греч. ἐσπερινόν лат. vesperae) – служба, исполняемая по большей части вечером, как указывает само ее название. Она может исполняться и днем, как напр. в некоторых случаях перед литургией. Ее характерным признаком является пение псалма 140 «Господи воззвах» и гимна «Свете тихий».

ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ. (см. слово «ектения»).

ВЕЛИКИЙ ВХОД (см. слово «вход»).

ВХОД, особое богослужебное символическое действие, состоящее в том, что служащий иерей (один или с диаконом) выходит из алтаря северными дверьми к амвону и от амвона проходит царскими дверьми в алтарь к престолу. При сем переносятся в зависимости от службы – кадило, Евангелие или св. Дары. Вход с кадилом и Евангелием бывает на вечерне и литургии. Он называется тогда малым. Вход с Дарами бывает только на Литургии и называется тогда великим входом. Малый вход означает шествие Спасителя на проповедь. Великий всегда означает шествие Спасителя на страдание и смерть.

ВОЗГЛАС (греч. ἐϰϕώνησις). Произносимое священником громогласно заключение – ектении, тайных и иных молитв. Оно, большей частью, славословит Отца, Сына и Св. Духа. См. слово «Славословие».

ГЛАС (греч. ἥχος) – церковный музыкальный лад; их всего восемь. Каждый из них связан с определенным мелодико-гармоническим типом.

ДОГМАТИК См. Богородичен Догматик.

ЕКТЕНИЯ (греч. ἕϰτενή ἐϰτενία букв. – ряд) Последование кратких молений, соединенных в одно целое. Ектении бывают: 1) Великая, состоящая из двенадцати молитвенных предложений. 2) Малая – состоящ. из трех. 3) Сугубая – число молений различно; воззвание «Господи помилуй» повторяется трижды. 4) Просительная ектения тоже состоять из различного числа прошений, из которых одни сопровождаются «Господи помилуй», другие же, оканчивающиеся словами «у Господа просим», сопровождаются воззванием «Подай Господи».

ЕКЗАПОСТИЛЛАРИЙ (греч. ἐξαποστειλαρίον – букв, посылаемый или высылаемый). Особое песнопение на Утрени, содержание которого заимствуется большей частью из соответствующего Евангелия. Свое название оно получило по той причине, что просит о ниспослании особой Божией милости (Духа Святого, спасения, света) и напоминает о послании апостолов на проповедь Евангелия. Экзапостилларий, поющийся ко времени возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет», называется светилен (греч. φοταγογιϰὸν).

ЗАЧАЛО – один из отделов, на которые разделены Евангелие и Апостол для богослужебного употребления.

ИКОС (греч. οῖ̔ϰος, букв. дом). Особая песнь, сопровождающая кондак (см. это слово) и не появляющаяся самостоятельно. Она содержит объяснениe сущности праздника или похвалу Святому, воздвигая ему, как бы словесный храм (дом) или памятник. Отсюда и название ее.

ИПАКОИ или УПАКОИ (греч. ὑπαϰεή, букв, повиновение, послушаниe, внимание). Песнь, которую следует слушать стоя и с особым вниманием. Она заменяет собой седален (см. это слово) и напоминает о том внимании, с каким жены-мироносицы и апостолы, услышали весть о воскресении Христовом.

ИРМОС (греч. εἰρμος – букв, сплетение, связь) песнопения, входящие в состав канона (см. это слово), написанные определенным размером и по особому плану. Ими связываются песни канона друг с другом.

КАНОН (греч. ϰανων – букв, правило). Особая литургическая форма, входящая в состав утрени и некоторых других служб. Она состоит из ряда песен, связанных единством воспеваемого предмета и составленных по определенному правилу – откуда название. Каждая песнь (греч. ὤδή) состоит из ирмоса и ряда тропарей (см. это слово). Максимальное и нормальное число песен равно девяти. Но есть каноны из четырех, трех и двух песен. Они так и называются четырехпеснцы, трехпеснцы, двупеснцы. Обыкновенно ирмосы поются, а тропари читаются. Иногда тропари канонов называются также стихами (греч. στἱχος). Следует отметить, что в церковно-терминологической практике следует отличать слово канон с ударением на первом слоге от слова канон с ударением на последнем слоге. В первом случае имеются в виду церковные законы (т. наз. «правила»). Во втором – только что изложенная богослужебная форма.

КАНДИЯ (греч. ϰαναχηδά и ϰαναχηδὸν – букв, шумная) особый формы медная чаша или сосуд на ножке. По нему ударяли железным языком для производства звона.

КАТАВАСИЯ (греч. ϰαταασία) – особый ирмос канона (см. это слово), которым заключается песнь. Для пения ее оба клироса (или хора) сходятся посреди церкви, отсюда название ϰαταβαίνο (схожусь).

КАФИЗМА (греч. ϰάθισμα – букв. седален) – один из двадцати отделов, на которые разделена Псалтирь и во время чтения или пения которых разрешается сидеть. Приблизительно такое значение имеет термин «седален».

КОНДАК (греч. ϰοντάϰιον от ϰὸντ(δ)ος – малый и οἱϰος  – дом, буквально: маленький икос – см. – маленький дом. Песнь, содержащая краткую похвалу святому или празднику с изъяснением содержания его, как бы характерная картина, икона праздника.

ОТПУСТ (греч. ἀπόλυσις) – заключительное благословение священника в конце какой-либо службы. Он содержит всегда упоминание о Христе, Божией Матери и соответствующих святых. Характерное завершение отпуста: «помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

ПАРЕМИЯ (греч. παροιμία – букв, притча, прообраз). Чтение преимущественно из Ветхого Завета, прообразующее связанное событие Нового Завета, в честь которого совершается богослужение.

ПОВЕЧЕРИЕ (греч. ἀπόδειπνον, букв. после ужина, после вечери; лат. completorium). Служба, бываемая после ужина или вечери, как показывает ее название. Она совершается в благодарность за прошедший день, за начало ночи и в воспоминание смерти. Характерная особенность – 69 псалом. Повечерие бывает малое (в старину наз. павечерница) и великое, или так называемые мефимоны.

ПОДОБЕН (греч. ὄμοιον) – песнь, содержание, размер или тон которой подобны другой песне, являющейся для нее образцом или оригиналом.

ПРОКИМЕН (греч. προϰείμενον – букв. предлежащее ) – стих из псалма, произносимый большей частью перед чтением Священного Писания и являющийся как бы эпиграфом или введением.

СВЕТИЛЕН см. Екзапостилларий.

СИНАКСАРИЙ (греч. συναξαρίον от слова συνάξις – собрание, соединение). Особое чтение, в котором собрано все важное и достопримечательное, касающееся сущности празднуемого события. Синаксарий полагается читать обыкновенно после шестой песни канона. В приходских церквах обыкновенно чтение синаксария не бывает – его читают большей частью лишь в монастырях.

СЛАВОСЛОВИЕ. (греч. δοξομολία – песнопение, выражающее прославление. Оно бывает малым и великим. Малое славословие есть «возглас» (см. это слово): Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и т.д. Великое славословие есть ангельская песнь – «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14). К этой песне присоединяется еще текст, начинающийся словами «Хвалим Тя, благословим Тя» и т.д. – приписываемый св. Афанасию Александрийскому.

СТИХОСЛОВИЕ (греч. στιχολογία), иногда стихология. Так называется чтение или пение св. Писания (гл. обр. Псалмов) по стихам – иногда с припевами и добавочными текстами, выражающими сущность праздника.

СТИXИРА (греч. στιχήρα) многостишие, στίχος – стих и ἁιρέω – беру, выбираю; выбранные, избранные стихи. Так называются особые песнопения, писанные стихами определенного размера, на определенный глас, которым предшествуют стихи Св. Писания, большей частью псалмы. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены какому-либо святому или празднуемому событию.

САМОГЛАСЕН (греч. ἱδιόμελον) – песнь, имеющая собственный напев и глас.

СЕДАЛЕН – см. слово КАФИЗМА.

ТРИСВЯТОЕ (греч. τρισόγιον) – ангельская песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

ТРОПАРЬ (греч.  τροπαρίον). Особая песнь, прославляющая праздник Святого или событие. В «каноне» (см. это слово) тропарями (также стихами) называются краткие отделы одного размера и лада с ирмосами.

ШЕСТОПСАЛМИЕ (греч. ἕξ – шесть и ψαλμος – псалом) – чтение подряд псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142 бывает на Утрени. Оно выражает покаянное настроение и упование на милость Божию.

УТРЕНЯ (греч. ὄρθρον; лат. matutinum) – утреннее богослужение, вторая часть Всенощного Бдения. Характерными признаками его являются: шестопсалмие, канон и Великое Славословие, иногда Полиелей, т.е. особое, торжественное пение стихов пс. 134 и 135, начинающееся со слов «Хвалите Имя Господне».

* * *

1

Восхищете – человеческой стремление достигнуть божественного миpa путем самовозвышения. («Но восхищением непщева» Сергиев Посад 1915. стр. 48).

2

В понедельник, вторник и среду положено на часах 3-м, 6-м и 9-м чтение четырех Евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, до 14-ой главы, до слов: Ныне прославляется Сын Человеческий. (Типикон. Последн. Велик. Понедельник). В приходских церквах обыкновенно чтение Евангелистов Матфея, Марка и Луки, бывает в седмицу, предшествующую Страстной Седмице. (К. Никольский. Пособие к изучению Устава Богослужений Православной Церкви, С.П.Б. 1894, стр. 592).

3

Синаксарий в неделю о Страшном Суде. Триодь Постная, лист 32.

4

Синаксарий в Великий Вторник. Триодь Постная, лист 410.

5

Обычай выносить плащаницу в В. Пяток сравнительно новый. Устав (и Триодь Постная) знают лишь вынос плащаницы на Утрени В. Субботы, о чем см. ниже).

6

В Древности в этот день происходили многочисленные крещения; также как и в день P.X. и Богоявления, когда тоже полагается петь «Елицы во Христа Крестистися».

7

Камень в пустыне, из которого Моисей ударом извлек воду, есть прообраз животворящих ребер Христовых, источивших кровь и воду для крещения и причащения.

8

ср. (Откр.5:5): «Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил...»

 
 

Источник: Запечатанный гроб. Пасха нетления : Объяснение служб страстной недели и Пасхи / В. Н. Ильин. - Paris : УМСА-Press, 1926. - 125 с.