Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 313 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святая и великая неделя Пасхи. Утро 04.05.2024 23:31
Светлый праздник начинается со звона, облагоухания всей Церкви филиамом (для чего полагается установить два сосуда с горящим уголием в церкви и алтаре), и раздачи свечей. Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». И начинается крестный ход как бы навстречу грядущему в Небесный Сион, Горний Иерусалим Победителю смерти. Настоятель берет крест. Кадило несет диакон. Один из священннков несет Евангелие, другой икону воскресения Христова. Сочетание глубоко знаменательное: «крестом» пришла пасхальная «радость всему миpy», в Евангелии раскрыта ее тайна и смысл, из гроба воскресло Отчее сияние, Икона невидимого Отца, воплощенное Слово. Крестом, Евангелием и Иконой (воплощением) приходит благоухание Духа Святого, Которым «всякая душа живится», Безсмертное Ипостасное Дыхание жизни вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и воскресением Сына. Клир исходит северными дверями при закрытых царских вратах. Лицом обращены на Запад. Во время крестного хода поется стихира на глас 6-й:"Bocкpeceние Твое Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым Сердцем Teбе славити». Крестный ход сопровождается трезвоном («ударяют во вся кампаны и тяжкая и клеплют довольно»). Войдя в притвор, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой. Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми (главными) и, глядя на восток, и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды. И возглашает громко: «Слава Святей и единосущной и животворящей и нераздельной Троицe: всегда, ныне и присно, и во веки веков». Певцы поют «аминь». Этим возгласом начинается Пасхальная Утреня. Настоятелем поется трижды тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Настоящий тропарь поется трижды священнослужителями и трижды певцами, В Воскресении Христовом прославилась вся Пресвятая Троица, откровение о Которой принесено на землю Вторым Ее Лицом, воплощенным Словом, воскресшим из мертвых. После первого пения «Христос Воскресе» начинается cтихословиe 67-го псалма, причем стихи поет настоятель, а тропарь «Христос Воскресе» – хор. Первый стих: Да воскреснет Бог и расточатся (рассеются) врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящие Его. Хор: Христос Воскресе и т.д. Второй стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Хор: Христос Воскресе и т.д. Третий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, и праведницы да возвеселятся. Хор: Христос Воскресе и т.д. Четвертый стих: Сей день егоже (который) сотвори (л) Господь возрадуемся и возвеселимся в онь (т.е. в этот же день). Слава: Христос Воскресе. И ныне: Христос Воскресе. И настоятель опять поет («вышниим гласом») «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». После этих слов он отворяет церковные двери и входит в предшествии креста и двух светильников. Хор оканчивает тропарь: «и сущим во гробех живот даровав». Здесь опять обильный трезвон («ударяют во все кампаны и клеплют довольно, три звоны»). Смысл сего действия тот, что крестом Христовым нам открыты врата жизни вечной. Однако это стихословие имеет и грозный смысл по отношению к врагам Христа и даже преимущественно грозный. Радость вечная Христова Воскресения есть в то же время суд над его врагами. От лица Церкви здесь разражается гроза над богоненавистниками, что нисколько не уменьшает, а скорее увеличивает свет и радость. Этим приводятся в исполнение угрозы, звучащия в троп. «Се жених». После того, как священнослужители вошли в алтарь, прозносится великая ектения «Миром Господу помолимся». И возглас: Яко подобает Teбе всякая слава. Следует пасхальный канон св. Иоанна Дамаскина – важнейший момент Пасхальной Утрени, сосредоточивающей в ceбе всю радость ее, изъясняющий ее смысл. Канон этот поется на глас 1-й. Поется он так: ирмос начинает настоятель; потом ирмос повторяется ликом (клиросом) правым или левым. Катавасией же является тот же ирмос, поемый обоими ликами. Во время каждой песни бывает каждение (и у нас христосование кадящаго с молящимися). После каждой песни – малая ектения и соответствующий возглас. Приводим канон полностью (по проф. Ловягину). Песнь 1 – Ирмос Воскресения день. Просветимся люди. Пасха Господня Пасха. Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог привел нас, поющих (песнь) победную. Тропари. Припев: Христос Воскресе из мертвых. 1. Очистим чувства и узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения и «радуйтесь» явственно услышим от Него воспевая песнь победную (Мф.29:9; 1Тим.6:16). 2. Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос – веселие вечное. (Пс.95:11; 1Кор.15:20). Малая, ектения и возглас: Яко Твоя держава (власть) и Твое есть Царство и Сила и Слава. Песнь 3 – Ирмос Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня безплодного7, но из произведшего нетление гроба Христова (όμβρήσαντος Χριστοϋ), на котором мы утверждаемся. Тропари Припев: Христос воскресе из мертвых. 1. Нынe все наполнилось светом – Небо и земля и (места) преисподния, да празднует же вся тварь восстание Христа, на котором она утверждена (Еф.4:10). 2. Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобой прославь меня с Тобой Сам Ты, Спаситель, в Царствии Твоем (Рим.6:3, 8:17). То, что преисподняя наполнилась светом – это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (ср. со стихословием «да воскреснет Бог» в начале утрени). Малая ектения и возглас: яко Ты еси Бог наш. Песнь 4 – Ирмос Богоглаголивый Аввакум, да станет с нами на божественной страже и покажет светоносного Ангела ясно восклицающего: ныне спасение Миpy; ибо воскрес Христос, как всесильный (Авв.2:1; Ис.9:6). Тропари 1. Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как Сын разверзший девственную утробу; назван агнцем, как предлагаемый в снедь, – непорочным, непричастным нечистоты (греxa), а как истинный Бог – наречен совершенным (Исх.12:5, 11; Ин.6:54). 2. Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды (Пс.64:12, 5:7). 3. Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный (2Цар.6; Еф.1:18). Четвертая песнь всех канонов напоминает о служении стоявшего на страже на башне св. Аввакума пророка, провидевшего необычайное и ужасавшегося перед силой Господа. Этим чудом Силы и всемогущества Божия, провиденным Аввакумом и было Bocкpeceние Христово. В кн. Исход даны два прообраза Иисуса Христа: пасхальный агнец в память избавления от египетского рабства (Исх.12:5, 11) и посвящение каждого первенца, разверзающаго всякия ложесна (т.е. рождаемаго в первый раз) между сынами Израилевыми, от человека до скота (Исх.13:1–2). Этих первенцев по закону надо было выкупать особой жертвой. Прообраз ясен: Господь Иисус Христос был таким Первенцем, разверзшим девственную, не рождавшую Утробу и посвященный Богу, волю Которого Он творил до конца. И жертва, принесенная за Него был Он Сам, принесший себя за грех всего Миpa. Вот смысл 1-го тропаря 4-й песни. Следует малая ектения и возглас: «Яко Благ и Человеколюбец». Песнь 5 – Ирмос Встанем ранним утром («утренюем, утреннюю глубоку») и вместо мира принесем песнь Владыке и узрим Христа Солнце Правды, всех жизнью просвещающего (Лк.24:1; Мал.4:2). Тропари 1. Узрев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых узах, радостными стопами потекли к свету, прославляя вечную Пасху (Ис.49:9; 1Пет.3:19). 2. С светильниками в руках пойдем в стретение Христу, исходящему из гроба, как жениху, и будем с радостно празднующему чинами (ϕιλεόρτοις τάξεσι) праздновать спасительную Божию Пасху (Мф.25:1). Здесь раскрывается радостное исполнение притчи о десяти девах, которая в Страстную Седмицу явлена была прикровенной голгофскими сумерками заката Христова. Ектения и возглас: «Яко святися и прославися пречестное и великолепное Имя Твое». Песнь 6 – Ирмос 1. Не повредившии заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати и отверз нам двери рая (Мф.27:66; Иез.44:2). 2. Спаситель мой, живая и, как Бог, не заклаемая жертва! Добровольно приведши Себя к Отцу, Ты восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама (Лк.23:46; Рим.6:4–5). В первом тропаре утверждается мысль, что Господь побеждает законы природы не насилием («ломкой»), а переходом, уведением в существенно иной план бытия, находящийся вне сферы «законов» природы, вне периферии Миpa. Как очень хорошо выражались схоластики: Gratia naturam non tollit, sed perficit. – Благодать не уничтожает природы, а преображает (усовершает) ее. Чудо не противоестественно, а сверхестественно. Христос родился, Христос воскрес – утроба осталась девственной, а камень запечатанным: «Запечатану гробу живот от гроба воссиял еси Христе Боже, и дверем заключенным учеником предстал еси». (Суббота Светлой седмицы, Тропарь глас 7-й). Это не нарушение, а превосхождение (perfectio). Такова истинная победа. Победитель же насилующий побеждаемого не победитель, а побежденный. Ектения и возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душам нашим». Кондак, глас 8-й. Перевод: «Хотя и во гроб сошел Ты, Бессмертный, но разрушил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, вещая женам мироносицам: радуйтесь, и Твоим апостолам даруяй мир, падшим же подавая воскресение». Икос. Перевод: «Мироносицы девы, утром предваряя солнце и ища как дня Того, Кто был солнцем зашедшим некогда во гроб, вопияли одна другой: подруги, придем, помажем благовониями тело живоносное и погребенное, лежащее во гpoбе, Тело Того, Кто воскресил Адама. Идем, поспешим как волхвы, и поклонимся и принесем миро как дары. Лежащему не в пеленах, но плащаницею Обвитому и, плача, возопием: О Владыко, подающей воскресение падшим, восстань». Следует чтение пасхального синаксария. Из него приведем начало, как вскрывающее миротворческий, онтологический характер Пасхи. «Во святую и Великую неделю Пасхи, празднуем само живоносное воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которое мы и называем Пасхой: по еврейски это значит «переведениe». Ибо это день, в который Бог в начале привел мир из небыпя. В этот же день (Бог) провел людей Израильских сквозь Чермное море и вырывает их из рук фараона. И в тот же день опять, сойдя с неба, в утробу Девы вселился; и ныне, похитив все человеческое естество из ада и возведя на небеса, приводит к древнему состояние нетления. Однако, сойдя во ад, не всех воскресил, но лишь тех, кто захотел веровать в Него; освободил души святых, от века силою содержимых во аде – и всем дал взойдти на небеса. Посему ликуя в этот день в несравненной радости, мы светло празднуем Bocкpeceние – радость обогащения нашего естества Божиим милосердием; также (празднуем) разрушение вражды и показуя соединение с Богом и ангелами, творим обычное приветствие». Послe этого поется: «Воскресение Христово видевше и т.д.» (трижды). Ибо в этот день, действительно, все любящее Христа увидали и видят Его воскресение: одни телесными очами, дpyгие очами веры. «Воскресе Иисус от гроба» и т.д. (трижды). Продолжается канон. Песнь 7 – Ирмос Избавивший отроков из печи, сделавшись человеком страждет как смертный и страданием (своим) облекает смертное в красоту бессмертия, единый Бог отцев, благословенный и препрославленный. Тропари 1. Богомудрыя жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но кого они, как мертваго искали со слезами, тому поклонились с радостью (как) живому Богу, и ученикам Твоим, Христе, возвестили таинственную Пасху (Песн.1:3; Мк.16:1–7). 2. Мы празднуем умерщвлениe смерти, разрушениe ада, начало другой вечной жизни, и в восторге воспеваем Виновника (сего) единого Бога отцев, благословенного и прославленного (Ос.13:14; 1Кор.15:54). 3. Поистине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, превозвестница светоносного дня, воскресения (ἐγέρσεως), в которую безлетный Свет во плоти для всех воссиял из гроба (Ин.20:1). Эта песнь отличается чеканными богословскими формулировками, свойственными гению св. Иоанна Дамаскина, совмещавшего поэтический полет мысли с безукоризненной строгостью и точностью выражения. Особенно замечателен здесь ирмос – с основною мыслью: страдание Христа – облечение принятого Им человеческаго естества в благолепие (фило-калический кенозиса); 2-й тропарь дает догматическую формулировку Пасхи как начала «жизни будущаго века». Этим непосредственно связываются 6-й и 12-й члены Символа Веры («и воскресшаго в третий день по писанию» – «и жизни будущаго века»). М. Ектения и возглас: «Буди держава Царствия Твоего». Песнь 8 – Ирмос Сей именитый и святый день, единственный царь и Господь (господин) суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в сей день благословим Христа во веки. Тропари 1. Придоше в славный день воскресения, приобщимся новаго виноградного плода, божественного веселия, Царствия Христова, воспевая Его, как Бога, во веки (Мф.26:29; Пс.103:15). 2. Возведи взоры Твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к Тебе как богосветлыя светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословящия в Teбе Христа во веки. 3. Отец Вседержитель и Слово и Дух, Существо единичное в трех Лицах, всевышнее и Божественнейшее. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во веки (Мф.21:19). Первый тропарь являет Пасху, как то новое вино, вкусить которое в Царствии Небесном вместе с учениками подобает Спасителю накануне страдания на Тайной Вечери (Лк.22:16). Поистине вино Пасхи есть вино, веселящее сердце нового человека. Посему выражение псалма «вино веселит сердце человека» (Пс.103:15) можно и нужно понимать в своей основе, как пророчество о блаженном вине Пасхи Христовой, Пасхe Пришедшего Царствия Божия. Второй тропарь есть образ блаженно-радующейся Церкви, видящей, как ото всех языков ото всех стран света стекаются к Ней «благословенные Отцы» для наследования Царствия, уготованнаго закланным от создания Миpa Агнцем-Христом. Tpeтий тропарь (троичен) связывает это благословение с крещением во имя Пресвятой Троицы, Которую и раскрыла Пасха – Воскресший Спаситель. С этого места службы блеск и ослепительное сияние возрастают в почти невыносимой степени. И со всею силой, какую только может выдержать бренная плоть, дается чувствовать смысл речения: «свет невечерний». М. ектения и возглас: «Яко благословися имя Твое». Далее следуют вместо «Честнейшей» особые пасхальные припевы, где величается Воскресший и ублажается радующаяся о Нем Мать Его. Припев на 9-й песни 1-й. Величит душа моя, воскресшаго трехдневнаго от гроба Христа жизнодавца. Ирмос: Светися (см. дальше девятую песнь). 2-й. Величит душа моя волею страдавша, и погребенна, и воскресшаго трехдневно от гроба. Ирмос: святися. 3-й. Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божия, вземляй грех мира. И стих 4-й. «Ангел вопияше Благодатной: Чистая Дево, радуйся, и паки реку (и еще раз говорю) радуйся: Твой Сын воскресе трехдневен от (из) гроба и мертвые воздвигнувый, людие веселитеся». И еще восемь припевов. 1. Возбудил еси (пробудил) уснув мертвыя от века, царское рыковый (рыкая царственно) яко от Иуды Лев (как лев от колена Иудова8) 2. Магдалина Mapия притече (прибежала) ко гробу и Христа видевши яко вертоградаря (как садовника) вопрошаше. 3. Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез (перестаньте плакать), яко Христос воскрес. 4. Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. 5. Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе и ад пленися (пленился). 6. Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзников (узников), яже (которых) от века имя (имел) люте (люто) одержимыя (заключенных). 7. Величит душа моя триипостаснаго и нераздельнаго Божества державу (власть). 8. Радуйся, Дево, радуйся благословенная, радуйся Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Затем поются Ирмос и тропарь: Христос воскресе (трижды). Следует Песнь 9 – Ирмос Светись, светись, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над Тобою; торжествуй ныне и веселись Сион; и Ты, чистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного Тобою. (Ис.60:1; Лк.1:47). Тропари 1. О как божественен, любезен и пресладостен Твой голос, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века; имея это опорою надежды, мы верные радуемся (Мф.28,20). 2. О Пасха великая и священнейшая Христе, О премудрость. Слово Божие и Сила. Удостой нас совершеннее прюбщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства (1Кор.5:7, 13:12). М. ектения и возглас: «Яко тя хвалят вся силы». В ирмосе слава (свет, сияние) Церкви, Новаго Иерусалима пришедшая Воскресением Христа – главы Церкви, неразрывно связывается со славою Богородицы – сердца Церкви. Первый тропарь прославляет Христа за обещание: «се Аз с вами до скончания века». Второй тропарь славословит Христа, как Божию Премудрость, явившую Себя в воскресении из мертвых. Это славословие связано с молитвой об удостоении полнаго приобщения радости Воскресения в жизни будущаго века. Настоящий тропарь произносится тайно в алтаре диаконом после причащения на каждой литургии св. Иоан. Злат. и Вас. Вел. – вслед за «Воскресение Христово видевше» и ирмосом 9-й песни. «Светися, светися, Новый Иерусалим». Чтение приведенных пасхальных текстов показывает, что вкушение Евхаристии и есть ядение Новозаветной Пасхи. Божия Премудрость явила славу воскресения в подвиге крестного послушания Отцу. В этом – Лик Второй Ипостаси: не искать Своей воли, но творить волю Отца. Вечное Божественное умирание для Отца, выразившееся на земле как воплощение и крестная смерть есть Блаженнейшая безсмертная жизнь, целость, крепость, вечность. Христос усыновил Адама Своей Божественной смертью и этим исцелил его от тления безбожной смерти, непослушания и гордыни (нелюбви). Поэтому здесь опять Церковь выступает, правда в светло-торжественном, прославленном виде, со словом о Распятой и погребенной Премудрости Божией, оглядываясь на Великую Пятницу и Субботу. Экзапостилларий. Самогласен. Перевод. «Уснув плотью как мертвец, Царь Господи трехдневно воскрес, Адама воздвиг из тления и упразднил смерть: Пасха нетления, Миpa спасение». В разгаре радости, Церковь прославляет путь, приведший к воскресению, путь Великого Пятка и Великой Субботы. Оглядываясь на страсти Господни, Церковь как бы умеряет ликования – ибо мы еще на земле – и предлагает краткое, но сильное, мощное слово о путях бессмертия. «На хвалитех» поются стихиры воскресны на глас 1-й. Последняя из них повторяет мысль экзапостиллария «Плотию уснув» вариируя и дополняя ее. «Боголепное Твое снисхождение славяше, поем Тя, Христе; родился еси от Девы, и неразлучен был еси от Отца: пострадал еси яко человек, и волею претерпел еси крест, воскрес еси от гробы, яко от чертога произошел (как выйдя из чертога), да спасеши мир, Господи, Слава Тебе». Вслед за стихирами воскресными опять стихословятся стихи 67 псалма как и в начале утрени. Стихословные припевы на этот раз состоят не из тропаря «Христос Воскресе из мертвых», а из особых стихир называемых Стихиры Пасхи (на глас 5-й). Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася (показана). Пасха нова святая. Пасха таинственная. Пасха всечестная. Пасха Христос избавитель. Пасха непорочная. Пасха великая. Пасха верных (верующих). Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте (скажите) приими от нас радости благовещения (λαρᾶς εναγγέλια), воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща (выходящего). Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены утру глубоку (рано утром) представися гробу Живодавца, обретоша ангела на камени сидяща, и той (он) провещав, им сице (так) глаголаше (говорил): что ищете живаго с мертвыми, что плачете нетленного во тли (что оплакиваете Нетленнаго среди тления). Шедше проповедите учеником (ученикам) Его. Стих: Сей день, егоже (который) сотвори(л) Господь возрадуемся и возвеселимся вонь (в него). Пасха красная, Пасха! Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха радостию друг друга объимем; О Пасха избавления скорби, ибо из гроба днесь (сегодня) яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни (исполнил радостью жен) глаголя: проповедите апостолом. Слава и ныне, глас 5-й. Воскресения день и просветимся торжеством! и друг друга объимем! Рцем(скажем), бpaтие, и ненавидящим нас, простим вся (все) воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И еще «Христос Воскресе» (трижды). Происходит целование. Потом «Христос Воскресе» поется много раз, пока молящиеся целуют друг друга. Здесь открывается сущность жизни будущего века: Любовь. И тем, кто не могут простить друг другу всего в радости воскресения, – остается одно: исчезнуть, как дым. На пире Любви нет места ненависти. «Любовь все покрывает» (1Кор.13:7). Ныне Церковь еще на земле дает образ райского блаженства, свято увлекая любовью к тому бытию, где «Бог будет всяческая всех» и услаждению не будет конца. Всеобъемлющий, всепрощающий, вселюбящий и вселенский характер Пасхи Христовой запечатлевает читаемое после целования «Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресния», автором которого является св. Иоанн Златоуст. Приводим его по-русски. «Кто благочестив и боголюбив, тот пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, тот пусть войдет радуясь в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарии. Если кто от перваго часа работал, пусть приимет справедливую плату. Если кто пришел после третьяго часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается – ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашится промедления: любвеобилен Владыка – и принимает последняго как перваго: упокоивает пришедшаго в одиннадцатый час также как и делавшаго с перваго часа. И последняго милует и первому угождает, и тому дает, и этому преподносит, и дела принимает и намерения приветствует, и делания почитает и разсуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни и другие принимайте награду. Богатые и убогие, ликуйте друг у друга. Воздержанники и ленивые почтите этот день. Постившиеся и не постившиеся – возвеличтесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости. Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо возсияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Угасил ее, Держимый ею. Пленил ад, Сошедший во ад. Огорчил его, вкусившаго Его плоти. И, предвидя это, Иcaия возопил: ад, говорит, огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился; огорчился, потому что был осмеян; огорчился, потому что был умерщвлен, огорчился, потому что был низложен; огорчился, потому что был связан. Принял тело – и коснулся Бога, принял землю и встретил небо: принял, что видел и попался в том, чего не видел. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос – и ты низвергся. Воскрес Христос – и пали демоны. Воскрес Христос – и ни одного мертвеца в гробу: Возстал Христос из мертвых, положив начало усопшим. Ему слава и держава во веки веков аминь». Также исполняется тропарь Святому Иоанну Златоусту на гл. 8-й. Затем следует ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже» и просительная утренняя: «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви». Диакон: Премудрость Хор: Благослови и далее все по чину. Вместо «Слава Тебе Христе Боже» настоятель |