Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 193 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святая и Великая Суббота. Утро 04.05.2024 12:17
Утреня Великой Субботы начинается, как обычно. После шестопсалмия и великой ектении поются (на глас 2-й) Тропарь «Благообразный Иосиф». Слава: «Егда снизшел еси к смерти». И ныне: Мироносицам женам (см. выше). Настояшие песнопения появляются в конце последований вечерни Великого Пятка и выражают основной смысл Великой Субботы: животворящее упокоение Христа плотию во гробе, победоносное сошествие во ад и нетление Пречистого Тела Его. Все вместе уже являет зарю Пасхи, Ее первые лучи. Но хотя она совершилась в непостижимых глубинах, на поверхности все же продолжает пребывать еще день бездыханное Тело Его – подобно тому, как и до второго пришествия, когда Пасха окончательно явит себя, – на поверхности земного бытия остаются тьма мертвецов. Победоносного и Крепкого Мертвеца («Святый Крепкий») и ублажает теперь Церковь в трех статиях «Непорочных» (ἄμωμοι). «Непорочны» – это особое стихословие 17-й кафизмы (т.е. 118 псалма). Архим. Михаил показал, что на Тайной Вечере Господней среди прочих псалмов пелся именно 118-й. Останавливаясь на слове «воспев» (Мф.26:30 и Мк.14:26) он говорит: «в продолжение Пасхальной Вечери Иудеи пели псалмы аллилуиа 113–118, разделяя их на две части: 113 и 114 псалмы пели во время вечери, остальные по окончании. Господь с учениками Своими и в этом вероятно следовал обычаю и вышел из дома при пении псалмов 115–118». (Толкование на Евангелие Мф. Архим. Михаила, изд. 2-е, М. 1871 г.). Таким образом Господь, выходя на страдания и смерть, был ублажаем и Сам Себя ублажал пением того псалма, который ныне стихословится над Его бездыханным, субботствующим во гробе Телом. Великим утешением должна служить для всех скорбящих при отпевании дорогих и близких им лиц та мысль, что стихом «Благословен еси Господи, научи Мя оправданием Твоим» отпевал Себя грядущий на муки и смерть Христос Спаситель. После чтения пс.50-го начинается пение канона «Волною морскою». Мы приводим этот канон полностью в переводе проф. Ловягина. Песнь 1. – Ирмос Волной морской Покрывшего в древности преследовавшего мучителя дети спасенных сокрыли под землей; но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо Он торжественно прославился. Тропари 1. Господи Боже мой! Отходное пение и надгробную песнь воспою Тебе, погребением Своим отверзшему мне входы жизни и смертию смерть и ад умертвившему (Ос.13:14). 2. Небесныя и преисподняя (существа), видя Тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе, колебались (содрогались), от смерти Твоей; ибо непостижимо оказался Ты мертвым, первоначальник жизни (Мк.15:44). 3. Дабы исполнить (наполнить) все славой Твоею, Ты нисшел в преисподняя (места) земли; ибо не скрылось от Тебя мое в лице Адама существо, и быв погребен, Ты обновляешь меня растленного, Человеколюбче (Пс.138:51; Рим.5:12). Песнь 3 – Ирмос Тебя, повесившаго на водах всю землю недержимо, тварь увидев висящим на лобном (месте), в великом ужасе трепетала, восклицая: нет святого, кроме Тебя, Господи (Пс.23:2, 135:6). Тропари 1. Образы погребения Твоего Ты показал во множестве видений; а нынe, Владыка, богочеловечески явил Ты тайны Свои находящимся во аде и восклицающим: нет святого, кроме Тебя, Господи. (Ос.12:10; Пс.50:8). (Еф.3:13–18; Пс.145:7). 2. Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; и облечением (Твоим) в плащаницу, Ты разрешил и связанных могилою, восклицающих: нет святого, кроме Тебя, Господи. 3. Во гробе и запечатан Ты, невместимый, содержим был добровольно, ибо силу Свою Ты божественно делами показал, воспевающим: нет святого, кроме Тебя, Господи, человеколюбце (Мф.27:66). Песнь 4 – Ирмос Провидя Твое божественное истощание на кресте, Аввакум в изумлении взывал: Ты ниспроверг, Благий, могущество сильных, пребывая с находящимися во аде, как всесильный (Авв.3:14; Мф.12:29). Тропари 1. Ты освятил ныне день седьмый, который благословил в начале успокоением от дел; ибо Ты все восстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к Себе, Спаситель Мой (Быт.2:12; Ин.12:32). 2. При победе Твоей силой высшаго (естества) душа Твоя отделяется от тела; ибо то и другое расторгают узы смерти и ада державою Твоею, Слово (Пс.15:10; Деян.2:27). 3. Ад, сретив Тебя, Слово, огорчился, видя смертного обоженным, изъязвленным ранами и вместе всесильным и онемел от сего страшного вида. (Ис.14:9). Песнь 5 – Ирмос Увидев невечерний свет богоявления Твоего, Христе, милостиво бывшего для нас, Исаия от ночи бодрствуя восклицал: воскреснут мертвые, и восстанут находящиеся во гробах, и все живущие на земле возрадуются (Ис.26:19). Тропари 1. Ты обновляешь земнородных, Создатель, Сам соделавшись перстным, и плащаница и гроб являют, Слово, присущее Тебе таинство; ибо благоименитый Советник выражает волю Родителя Твоего, в Тебе меня великолепно обновляющего (Мк.15:43–46). 2. Смертию Ты изгоняешь смертное, погребением тленное; ибо Ты божественно делаешь нетленным принятое на Себя (естество), возвышая его над смертностью, так как плоть Твоя, Владыка, не видела тления, и душа Твоя дивным образом не оставлена во аде (1Кор.15:41–44; Пс.15:10). 3. Произшедши от безбрачной и быв прободен в ребра Ты через Нее совершил восстановление Евы, сделавшись Адамом, уснувший сверхестественно животворным сном и восстановивший жизнь от (смертного) сна и тления, как всесильный (Быт.2:7–21; 1Кор.15:45). Песнь 6 – Ирмос Был объят, но не удержан китовыми недрами Иона; ибо прообразуя Тебя, Христе, пострадавшего и предавшегося погребению, он исшел из зверя, как из чертога, а к страже (гроба Твоего) взывал: стерегущие тщетно и напрасно, самую Милость вы оставили (Мф.28:4–11; Ин.2:9). Тропари 1. Умерщвлен был Ты, но не отделился от плоти, которую Ты принял; ибо хотя и разрушился храм Твой во время страдания, но и тогда было одно лице Божества и плоти Твоей, так как в обоих один Ты пребываешь, Сыне, Слово Божие, Бог и человек. (Ин.2:19). 2. Смертоносно для людей, но не для Бога было падение Адамово; ибо хотя и пострадало перстное существо плоти Твоей, но Божество осталось безстрастным; а тленное (естество) в ceбе Ты преобразил в нетленное и открыл источник нетленной жизни (Быт.2:7; Рим.5:12; Кол.1:18). 3. Царствует ад, но не вечно над родом человеческим; ибо Ты, Державный, был положен во гроб, живоначальною дланью расторг ключи смерти и возвестил сидевшим там от века неложное избавление, сделавшись первенцем из мертвых, Спаситель (Рим.5:14; Пс.106:36; 1Пет.4:6). Песнь 7 – Ирмос Неизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков, во гробы полагается мертвецом бездыханным, ко спасению нас поющих, благословен Ты, Бог-Искупитель. Тропари 1. Уязвлен в сердце ад, принявший прободенного копием в ребра, и стенает истощаемый огнем божественным, ко спасению нас поющих: благословен Ты, Бог-Искупитель (Пс.88:11; Ис.14:9–11). 2. Богатый гроб. Приняв в себя как бы уснувшего Создателя, он явился божественным сокровищем жизни, ко спасению нас поющих: благословен Ты, Бог-Искупитель (Быт.49:9). 3. По закону смертных подвергается положению во гробе Жизнь всех и являет его источником воскресения, ко спасению нас поющих: благословен Ты, Бог-Искупитель (Ин.14:6). 4. Едино было нераздельное Божество Христа во аде и во гробе и в Еденe с Отцем и Духом, ко спасению нас поющих: благословен Ты, Бог-Искупитель (Еф.4:9–10). Песнь 8. – Ирмос Ужаснись и трепещи небо, и подвигнитесь основания земли; ибо вот причисляется к мертвым и в малом гробу помещается Живущий в вышних, Которого отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Иер.2:12; Пс.81:5). Тропари 1. Разрушен пречистый храм, но с Собой Он восстановляет падшую скинию, ибо Адам вторый, живущий в вышних, нисшел к первому даже до глубины ада: Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Ин.2:19; Ам.9:11; 1Кор.15:47). 2. Не стало дерзновения у учеников, Иосиф же Аримафейский принимает смелость; ибо видя всевышнего Бога мертвым и обнаженным, испрашивает и погребает (Его), восклицая: отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите (Его) во все веки (Мк.15:42–46). 3. О необычайные чудеса! О благость! О неизреченное терпение! Живущий в вышних добровольно запечатывается под землей, и Бог оклеветывается как обманщик: Его отроки благословляйте, священники воспевайте, люди превозносите во все веки (Мф.27:36–66). Песнь 9 – Ирмос Не рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, Которого зачала Ты во чреве бессеменно; ибо я восстану и прославлюсь и, как Бог, вознесу во славе непрестанно верою и любовию величающих Тебя (Лк.23:28). Тропари 1. В дивном рождестве Твоем, Сын безначальный, сверхестественно не испытав болезней, я была ублажаема; ныне же, видя Тебя, Боже Мой, мертвецом бездыханным,я жестоко пронзена мечем скорби, но воскресни, дабы я возвеличилась (Лк.1:48, 2:35). 2. Земля покрывает Меня по воле Моей, но привратники ада трепещут, видя (Меня) Матерь, облеченнаго в окровавленную одежду отмщения; ибо, поразив врагов, на кресте, как Бог, я опять воскресну и возвеличу Тебя (Иов.38:17; Быт.49,11; Ис.59:17). 3. Да радуется тварь, да веселятся все землеродные; ибо отнята добыча у враждебнаго ада; с ароматами сретайте (Меня), жены; я избавляю Адама и Еву со всем родом, и в третий день воскресну (Мк.16:1; Мф.28:10). Ирмосы канона принадлежат авторству одной женщины инокини, именем Кассии (IX век). Первые четыре песни написаны Марком Монахом; прочее, начиная с 6-й песни – Космой Маюмским (VIII век). После шестой песни поются кондак и икос на глас 6-й, а читается синаксарий. Кондак: «Бездну затворивый мертв зрится: и смирною плащаницею обвит, во гробе полагается бессмертный, яко смертен. Жены же приидоша помазати Его миром, плачуще горько и вопиюще: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет трехдневен». Икос «Содержаяй вся на крест вознесся, и рыдает вся тварь Того видяща нага висяща на древе. Солнце лучи сокры, и звезды отлогаху (не давали) свет, земля же со многим страхом колеблется: море побеже и камене распадошася: гробы же мнози отверзстая, и телеса святых мужей восташа. Ад низу (внизу) стенет (стонет) и Иудее совещаются оклеветати Христово воскресение. Жены же взывают: сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув, воскреснет трехдневным». В связи с содержанием этих текстов стоит и эпиграфическое двустишие к синаксарию: «Всуе (напрасно) хранити гроб, кустодие (стража). Не удержит бо рака (гроб) самосущую жизнь». Синаксарий этот, несмотря на свою краткость, отличается чрезвычайной углубленностью богословской мысли, художеством выражения и яркостью формулировок. Пасха уже заключена в Великой Субботе, как плод во чреве материнском. Еще немного – и совершится преславное рождение этого Плода «Праздников Праздника и Торжества из Торжеств. Что зримое видите (что значит видение) ныне? Кое настоящее успокоение (каково настоящее успокоение)?. Царь веков страстию совершив, смотрение во гробе субботствует, новое нам подавая субботство. Тому возопиим: воскресни, Боже, судяй землю, яко Ты царствуешь во веки безмерную имеяй велию милость». Здесь выступает в первый раз воскресный мотив великосубботней Литургии (см. выше). В приведенной стихире все более и болee проясняется Голгофская тьма и сумерки у гроба Господня уже явственно рассеиваются лучами настающего воскресения. Священник, облачившись во все священные одежды и трижды окадив плащаницу, идет под нею со святым Евангелием вокруг храма при пении трисвятого. После этого, став перед царскими вратами, говорит: «Премудрость». И следует тропарь «Благообразный Иосиф» (однажды). Затем тропарь пророчества, глас 2-й: «Содержай концы», (т.е. держащий концы миpa) гробом содержащися изволил, да, (чтобы) от адова ниспадения избавити человечество и, обессмертив оживити нас яко Бог бессмертный. Следует чтение пророчества Иезекииля о воскресении мертвых (книга пророка Иезекииля, гл. 37, ст. 1–14). Пророчество Иезекииля замечательно еще тем, что оно являет образ всеобщего воскресения при втором пришествии и как бы дополняет картину страшного суда, данного в Евангелии от Матфея и Апокалипсисе Иоанна. За пророчеством следует прокимен (Пс.9), глас 7-ой: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца». И стих: Перевод: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». По сем читается послание св. ап. Павла к корифянам (зачало) 133 гл. 5, ст. 6–7 и к Галатам (зачало 206), Гал.3:13–14). Составленные в одно целое оба фрагмента из посланий к коринфянам и к галатам говорят о необходимости отказа от старых греховных навыков и стремлений, во имя Христа, исцелившего нас от подзаконного проклятия и принявшего на Себя все последствия его. Этим же посланием утверждается необходимость достойно встретить праздник Пасхи, войти на Вечерю Христа в брачной одежде поста и покаяния. Далее: аллилуия, глас 5-й и пение стихов аллилуария (из Пс.67): Да воскреснет Бог и расточатся (рассеются) враги Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его и Стих: Яко исчезают дни, да исчезнут. Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да увеселятся. Это уже предвосхищение торжества Пасхальной Ночи – заклятие и отогнание всех сопротивных сил. И читается Евангелие Матфея (зачало 134): во утрий день, иже есть по пятци – конец: С кустодиею (Мф.27:62–66). После пения победно-заклинательных стихов читается Евангелие, где выступают обличая врагов Христа и тщетные усилия их печатию и стражей помешать торжеству Его правды. В заключение бывает целование плащаницы, во время которого поют следующую стихиру на гласе 5-й: Приидите ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего и живота всех испросившего: даждь ми (дай мне) Сего Странного (этого Странника) иже (который) не имат (не имеет), где главы преклонити. Даждь ми Сего Странного, Его же ученики лукавый на смерть предаде: даждь ми Сего Странного, Его же Мати зряще на кресте висяща, рыдающи вопияще и матерски (матерински) восклицаше: увы Мне, чадо Мое. Увы Мне, Сыне Мой и утроба Моя возлюбленная. Симеоном бо предреченное в Церкви днесь собысться: Мое сердце оружие пройде, но в радость Воскресения Твоего плачь преложи (но перемени плачь на радость Воскресения Твоего). Поклоняемся страстем Твоим, Христе: поклоняемся страстем Твоим Христе и Святому Воскресению. Часы отправляются в свое время по уставу. |