Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 202 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святая и Великая Суббота ее общий смысл 03.05.2024 23:12
Рожденный из чистой Девичьей Утробы, Христос пеленается как беспомощный младенец – «сходяй Спас к роду человеческому прият пеленами повитие». Приявший волею смерть на кресте, Он как бездыханный и беззащитный мертвец обвивается плащаницею и полагается в Новый гроб, куда никто до Него положен не был. Непорочная Девичья Утроба – и Новый гроб... вот два крайних этапа Его земной жизни: выход из вечности и паки вход в нее. И гроб Его сделался источником жизни, как и чрево Богоневесты стало «пространнейшее небес». Смерть стала жизнью, гроб – чертогом бессмертия. Как это могло случиться? и что может извлечь для себя мыслящее сознание, смиряющееся перед путями Христова Спасения? Ответ дается в открываемой Церковью тайне Великой Субботы. Тайна эта есть сопряжение смерти и жизни, венчаемая Воскресением. Богослужение Великой Субботы говорит о времени между смертью Христа и Его воскресением, толкует смысл трехдневного периода между погребением и восстанием – подводя к празднику Пасхи в его внутреннем, таинственном смысле. Другими словами – Богослужение Великой Субботы есть литургическое сопряжение Пасхи распятия и Пасхи воскресения. Безоговорочное признание Божественности Христа предполагает такое же безоговорочное Его владычество над смертью и адом. Посему фактом Воскресения и исчерпывается в этом смысле существо евангельской хроники. Другая сторона события раскрывается при чтении Деяний Апостольских (Деян.2), посланий ап. Павла, (особенно 1Кор.15; Рим.6, 1 сл. гл. 4 Иоаннова Апокалипсиса гл. 1, гл.20 и др.). Здесь уже выступает вполне детализированное учение о смысле и последствиях воскресения как принципиальной победы над смертью и адом. В этом смысле центральная часть речи ап. Петра в день Пятидесятницы выражает откровение, явленное в смерти и воскресении Христа, о котором умолчено в четвероЕвангелии: «Но Бог воскресил (ἀνέστησε) Его, расторгнув узы смерти (λύσας τὰς ὠδῖνας τοῦ θανάτου), потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: «Видел я пред собой Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы Я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой: даже и плоть моя упокоилась в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во ад и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим» (Пс.15:8–11). Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня; будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престол его (2Цар.7:12; Пс.131:11), он прежде сказал о воскресении, что не оставлена душа Его во аде (οὺ κατελείφθη ἥ ψυκή αὐτοῦ εἰς ἀδου) и плоть Его не видела тления» (Пс.15:10; Деян.2:24–28). Приведенный текст определенно говорит о пребывании Иисуса Христа во аде душой и победе над смертью, не могшей удержать Его. Здесь святый апостол в кратких словах выражает содержимое церковным преданием учение о схождении Иисуса Христа душою во ад. Учение это зафиксировалось во множестве писаний. Из них следует отметить, сыгравшее огромную догматическую и литургическую роль т. наз. Евангелие Никодима (evangelium Nicodemi). Дошедшие до нас тексты чрезвычайно разнообразны по спискам и редакциям. В общем, они относятся к V веку. Однако критикой (гл. обр. Тишендорфом) в нем вскрыты в качестве составного элемента болee древние тексты книг, называвшихся: 1) «Схождение во адъ» (Descensus ad inferos); 2) «Деяния Пилата» (Acta Pilafti, Gesta Pilati); 3) Письмо Пилата к имп. Тиверию по делу Иисуса Христа (Ἀνάφορα); 4) «Смерть Пилата» (Mors Pilati) и др. В общем источники «Евангелия Никодима» восходят к эпохе близкой к апостольскому христианству. В этом нас убеждает текст цитированной речи ап. Петра. Правильнее всего будет сказать, что и речь св. ап. Петра и Евангелия Никодима, оба выражают вероучение Церкви. Содержание текста Никодимова Евангелия состоит в изображении подробностей Распятия, причем к фактам, переданным каноническими Евангелиями, присоединяются детали. Но помимо этого, во второй его части передаются события, связанные с сошествием Христа во ад – со слов воскресших в момент смерти Спасителя сыновей св. Симеона Богоприимца именем Левкий и Карин. Рассказ воскресших начинается с изображения того, как мрак преисподней озарился светом сошедшего Богочеловека. Бывшие там патриархи, пророки и праведники сразу узнают Того, Кого они ждали и о Ком пророчествовали. Сатана один пытается противостоять Пришедшему. Гремит сотрясающий преисподнюю голос: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечныя, и войдет Царь Славы» (Пс.23:7). Пророки Давид и Исайя ликуют, узнавая в голосе свои пророчества о победе над смертью, адом и о воскресении мертвых. Уничтоженный и смятенный Сатана спрашивает: «Кто Сей Царь Славы?» (Пс.23:8) и Давид отвечает: «Господь Крепкий и Сильный, Господь сил, Он – Царь Славы» (Пс.23:8–10). При этих словах появляется Спаситель простирает десницу всем, с верою ожидавшим Его. Господь простирает руку Адаму и прочим, и выводит их из преисподней при всеобщем ликовании. Архангел Михаил отверзает освобожденным Рай (Tischendorf Evangelia apocrypha, стр. 312 и сл.). Таково в кратких словах содержание этого замечательного памятника, свидетельствующего о том, что песнопения Великой Субботы, которые говорят о таинственном, страшном и радостном событии сошествия Спасителя во ад, есть древнейшее церковное предание, с самого начала церкви пребывающее в нерасторжимом единстве с благовестием о Воскресении Христовом. Богословско-догматическая сторона этого события с трудом поддается выражению в терминах и понятиях, что до конца вообще, вряд-ли возможно сделать. И здесь остается лишь сказать с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим.11:33). |