Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 270 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Святой и Великий Пяток. Повечерие (Плач Богородицы)

     03.05.2024 12:10

Основой этой службы является «канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы».

В монастырях эту службу братия совершает по келлиям. В церквах же не монастырских, приходских и др., ее начинают, обыкновенно, сейчас же по окончании Вечерни Великого Пятка. Так что при большом числе богомольцев целование плащаницы совершается под пение этой службы.

Мало сказано в Евангелии о страданиях Божьей Матери при кресте. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, Mapия Клеопова и Mapия Магдалина» (Ин.19:25). И все. Лишь по словам усыновление любимого ученика, которому поручалась Богородица: «Жено, се сын Твой» (Ин.19:26) видно, какую скорбь терпела, лишавшаяся со Своим Сыном всего, Богородица. Большего сказать Евангелист, всецело поглощенный центральным ликом Христа, не мог. Но и в том малом, что им сказано, скрыта бесконечная глубина страдания Приснодевы, которое Церковь раскрывает в настоящей службе. Три часа висел Сын Божий на кресте, три часа терзалась Его Мать, «распаляясь утробою»; но эти три часа по своему значению – целая вечность. Они и заключают в себе вечность. Ибо из них выросли и рай для любящих Христа, и ад для ненавидящих Его.

Переходим к канону повечерия и приводим соответствующие места его в русском переводе.

Песнь 1-я. Ирмос

Как по суху шел Израиль стопами по бездне, и видя гонителя фараона потопляемым, Богу вопиял победную песнь.

Тропари:

Видя повешенным на кресте Сына и Бога, чистая Дева, терзаясь горько, вопияла с другими женами, говоря: Вижу Тебя, Возлюбленное и Любимое Дитя Мое, висящим на кресте, больно уязвляюсь сердцем – говорит Чистая: Но скажи, Блаже, слово рабе Твоей. Слава: Сын Мой и Творец, Ты добровольно терпишь лютую смерть: так говорила Дева, предстоя у креста вместе с возлюбленным учеником: И нынe: Теперь Я лишилась Моей надежды, радости и веселья. Сына Моего и Господа: Увы Мне, страдаю сердцем! Так говорила Чистая, плача.

Песнь 3-я. Ирмос

Никто не свят, как Ты, Господи, Боже Мой, вознесший рог верующих в Тебя, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего.

Тропари:

Из-за страха перед Иудеями, Петр скрылся, и все верные бежали, оставив Христа: так говорила, рыдая, Дева... Слава: Хочу утробу Мою принять с древа на руки, которыми Я держала Его, как младенца, говорила Чистая: но никто Мне этого не дает.

Песнь 4-я. Тропарь.

И ныне: Видя Тебя израненным и обесславленным, нагим на древе, Дитя Мое, распаляюсь утробою: так вещала Дева, рыдающая Мать.

Песнь 6-я. Тропарь.

Мертвым Тебя вижу, Человеколюбче, оживившаго мертвых, и содержащего все, и люто терзаюсь утробою. Хотела бы с Тобой умереть, говорила Пречистая, не могу вынести, видя Тебя бездыханным и мертвым.

Песнь 7-я. Тропарь.

Избавляющий от болезни, прими нынe и Меня с Тобой, Сыне Мой, и Боже Мой, чтобы и Мне сойти во ад с Тобой! Владыко: не оставь Меня одну, не могу жить, не видя Тебя, Моего сладкого света.

В этом тропарe скрывается тайна близкого сопутствия Божией Матери Христу при сошествии во ад, ибо муки, которые Она вкусила, оставленная Христом, близки к тем мукам, которые Он вкусил, будучи оставлен Богом Отцом. У Божией Матери было Свое сошествие в ад, именно муки оставления Сыном.

Песнь 9-я. Тропарь.

С этого времени Меня не коснется никакая радость, говорила Непорочная. Свет Мой и радость Моя ушел во гроб: но не оставлю Его одного, здесь же умру и погребусь с Ним.

Здесь еще глубже выражено сопутствие Божией Матери в Страстях своему Сыну. Ибо печаль Божией Матери и есть Ее погребение с Сыном. «Исцели теперь мою рану, Дитя Мое, вопияла Пречистая, проливая слезы: воскресни, и утоли Мою боль и печаль: все можешь, что хочешь, Владыко, и творишь, хотя и погребен добровольно». Слава: «О как утаится от Тебя, бездна щедрот: говорит Господь Матери тайно. Желая спасти Мою тварь, Я восхотел умереть но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли». И ныне: Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбче, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыко: ибо, желая спасти создание Твое, Ты вытерпел смерть; но Воскресением Твоим спаси и помилуй всех нас.

Угасающей на кресте Богочеловек, вселяет в сердцe Своей Матери непреложную надежду на Свое воскресение. Этой таинственной, внутренней беседой Богочеловека и Приснодевы заканчивается канон.