Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 209 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святой и Великий Пяток. Утро. (Чтение двенадцати Евангелий) 02.05.2024 13:05
Нам предстоит проследить службу, в просторечии именуемую «Двенадцатью Евангелиями», но настоящее название которой таково: «Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Такое название настоящая служба получила по той причинe, что центральной частью ее являются двенадцать выбранных чтений из четырех Евангелистов, повествующих о страдальческом пути Спасителя «даже до креста и погребения». Сопровождая на Голгофу Своего Жениха, Церковь предоставляет повествование Евангелистам, а сама в промежутках между чтениями воспевает и толкует читаемое. Последование Страстей совершается в ночь с четверга на пятницу. Ночь эта – Гефсиманская ночь Спасителя, еще не распятаго, но уже преданнаго и душей погрузившегося в смертельную скорбь и тоску. Перед глазами Спасителя, из сада Гефсиманскаго и из «адской тьмы Каиафова двора» выступает троекрестие Голгофы, виден гроб с приваленным, припечатанным камнем, гроб стерегомый наемниками. И зрится самое страшное: заключенные небеса с безмолвствующим, удалившимся Отцом, и преисподняя бездна, разверзшаяся у подножия креста. И во многое другое прозревает Спаситель: Он видит бегство учеников, отречение Петра, бесчисленные гонения и терзания, которым подвергнется Церковь до скончания Миpa, окаянное упорство, и непроницаемое ожесточение многих, которых не тронет вид Создателя, предложившаго Себя в пищу твари... От утра Великаго Пятка, ныне наступившаго, виден его вечер, Голгофа и гроб. Обо всем этом повествует чтение двенадцати Евангелий. Для того, чтобы легко и с пользой ориентироваться в богословско-литургическом содержании настоящей службы, необходимо осознать ея структуру, основной принцип ея послeдования. Он может быть формулирован так: последование Страстей есть утреня, с широко развитым евангельским чтением, заменяющим чтение кафизм. Евангельские чтения выбраны так, чтобы осветить страдания Спасителя с разных сторон, представить Его последовательные этапы, и дать изображение в согласии с особенностями повествования каждого из четырех благовестителей. 1-е Евангелие. Чтение перваго Евангелия от Иоанна, Завета Святых Страстей, зачало 48: «Рече Господь Своим ученикам: ныне прославися Сын Человеческий». Конец: «И ученицы Его», (Ин.13:31 – Ин.18:1). Прежде чем показать Христа окровавленного, нагого, распятого и погребаемого, Церковь являет лик Богочеловека во всей Его мудрости и красоте: верующие должны знать, Кто приносится в жертву, Кто будет терпеть «оплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть». Чтобы постигнуть глубину уничижения Христа, нужно узреть предварительно, насколько это возможно для смертнаго, Его высоту. Первое Евангелие Завета Св. Страстей есть словесная икона Слова, возлежащаго «на Пасхе распятия» и готового на смерть. Евангелие начинается со слов Господа Иисуса, утверждающаго основной смысл Страстей, которыя суть слава Его. «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин.13:31). В страданиях воплотившагося Слова прославляется Отец: «И Бог прославился в Нем» (там же). Т.к. сущность Бога есть любовь, то в страданиях Слова прославляется именно она. Слава любви есть ея жертвенность. «Нет больше той любви, как если кто положит свою душу за друзей своих» (Ин.15:13). Христос кладет Свою душу за друзей Своих и именует их: «Вы друзья Мои» (Ин.15:14). Полноту знания принес Богочеловек, Христос Бог. Обитающая в Нем полнота Божества телесно, через единение любящих в Нем, раскрывает знание о самом важном и ценном – о Боге. Любящие друг друга во Христе получают откровение о сущности Божией. Ибо, пребывая во Христовой любви, они тем самым пребывают в триипостасном Божестве. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Приходом же Отца ниспосылается Св. Дух, «Который от Отца исходит» и «свидетельствует» о Сыне (Ин.15:26). Любить, пребывая одному, нельзя. Поэтому образ Божий отражается в совершенном человеческом обществе – в Церкви, соборе, и в тех, кто в соборе пребывает и посколько они пребывают в соборе. Но и наоборот: в Церкви-соборе, на любви основанной и в любви пребывающей, дан образ, икона Божьего Триединства. Пребывание в совершенном соборе – есть пребывание по образу и подобию Божию, т.е. полнота обожения (теозиса). О нем и молится Иисус в Своей архиерейской молитве. «Да будут все едино; как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (ἵνα καὶ αὐτοί ἐν ἡμίν ἕν ὦσιν) Я в них и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает миp, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17:21–23). Этот текст приводит нас к признанию внутренней связи учения о личности Христа, как Богочеловека, о Церкви, как теле Богочеловека и о природе Божества, как единосущии (омоусии) Отца, Сына и Св. Духа. Кроме того, приведенная молитва есть молитва о спасении, ибо пребывать во Отце и Сыне значит быть спасенным. Существо Божие в Себе абсолютно непознаваемо для твари (апофатично). Но Оно же постижимо–катафатично в человеке, как образе и подобии Божием. Ибо совершеннейший человек, Христос, воплощающий полноту всеединаго человечества, есть в то же время совершеннейший Бог, отражающийся в человечестве Христа. Поэтому и человеческое общество любви, т.е. церковь-собор, единая во Христе – являет собой образ, икону единосущия Божия. Собор есть единство людей во Христе – и единство людей во Христе есть собор. Но в тоже время, на основании приведенных текстов (Христос в Отце, Отец во Христе, Дух Святый от Отца) можно и нужно утверждать, что если люди пребывают в соборном единении во Христе, то они являют собой образ единства Пресвятыя Троицы, Которая обитает в них по обетованию Христа. Собор-церковь есть икона троичнаго единосущия Отца, Сына и Св. Духа (см. 34 Апостольское правило) также см. Догмат о предвечном Совете. Бог, как Он соблаговолил открыться, Сам есть единосущный Собор Отца, Сына и Св. Духа. Несмешиваемость и неразделяемость лиц Пресвятой Троицы и есть их соборность. Ереси монархианства, модализма и арианства суть именно антисоборныя ереси и все три осуждены церковью. Ныне Богочеловек, «един сый Св. Троицы», т.е. один из Св. Троицы, идет простереть свои руки на кресте (высшее выражение любви), соединяя всех в богоподобный собор, тем самым спасая через обожение. Соборная филокалия и теозис соединяются в одно целое, являя сущность спасения. Ср. «Спасение соделал еси посреде земли Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси языки зовущия; Господи, слава Тебе». (Час шестый, тропарь, глас 2-й, на В. Пост). После трех антифонов и седальна, содержание которых сосредоточено вокруг жестокосердия Иуды (как бы прямо выражающаго сатанинской принцип противособорности), читается Второе Евангелиe от Иоанна, зачало 58: «Во время оно изыде Иисус со ученики». Конец: «Но да ядят пасху» (Ин.18:1–28). Евангелие это повествует о взятии Иисуса воинами первосвященника под предводительством Иуды-предателя, об отречении Петра, о заушении Иисуса во дворе Каиафы и о приведении Его в преторию Понтия Пилата. Поемые всед за чтением антифоны (4, 5 и 6) также, как и предыдущее, останавливаются на падении Иуды Искариота: «Днесь (сегодня) Иуда оставляет Учителя и приемлет диавола» (антифон 4). После малой Ектении исполняется седален на глас 7-ый. Он доводит упреки, посылаемые Церковью Иуде, до величайшей силы. Приводим текст целиком. Перевод: «Каким образом Иуда, ты сделался предателем Иисуса? Разве Он тебя отлучил от общества апостолов? Или лишил тебя дарования исцелений? Или, сев вечерять с теми, отринул тебя от трапезы? Или, умыв ноги у других, твои презрел? О скольких благах забыл ты! Этим обличается твой неблагодарный нрав и проповедуется Его долготepпение и великая милость». Третье Евангелие от Матфея, зачало 109: «Во время оно, воины емше Иисуса, ведоша к Каиафе архиереови». Конец: «Плакася горько» (Мф. 26:57–75). В сем Евангелии повествуется, как Иисус во дворе Каиафы Сам свидетельствует о Себе, как о Сыне Божием и принимает за это свидетельство заушение и оплевание. Здесь же изображены история отречения Петра и раскаяние его. Антифон 7-й, следующий за Евангелием, воспевает добровольное страдание Господа во исполнение пророчества Антифон 8-й шлет упреки врагам Христа, не желавшим понять, что закон и пророки были от Него. Четвертое Евангелие от Иоанна, зачало 59: «Во время оно, ведоша Иисуса от Каиафы в претор». Конец: «Предаде Его им, да распнется». (Ин.18:28, 19:16). Центральными в этом Евангелии являются: 1. диалог Спасителя и Пилата, 2. Повествование о бичевании Господа и облечение Его в терновый венец и багряницу. Спаситель еще раз, у врат смертных, свидетельствует о себе, как об Истине. Неверующий же скептицизм вслед за слепым вопросом «Что есть истина», подвергает Ея носителя кровавому истязанию и надругательству. Последним выявляется подлинная сущность скептицизма, который не может быть простым «воздержанием от суждения» (ἰσοστενεία τὸυ λόγου – по Сексту Эмпирику), а всегда превращается в вольное или невольное надругательство над Словом, истинность которого свидетельствуется самим скептиком. Нейтралитета по отношению к Христу не бывает и быть не может. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его (в подлиннике: и стал бичевать – καὶ εεμασίτγωσε). И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на главу, и одели Его в багряницу. И говорили: Радуйся, Царь иудейский и били Его по ланитам (подл.: «и давали Ему пощечины» – καὶ ἔδιδουν αὐτῷ ραπίσματα). Пилат опять вышел и сказал: Вот, я вывожу Его к Вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице и сказал им Пилат: Се (вот) Человек"(ἴδε ὅ ἄνρωπος). Истина в терновом венце и багрянице – и невольное исповедывание ея надругавшимся над нею скептиком – вот основной смысл предложенного чтения. Следующий (десятый) антифон, на глас 6-й углубляет эту тему: «Одевающиеся светом, как одеждой, нагим стоит на суде, и принимает ударение по ланите от тех рук, который создал»... Антифон 11-й укоряет иудеев за преступное и безумное предание Христа на распятие. Антифон 12-й (глас 8-й) усиливает эти упреки: Перевод: «Вот что говорит Господь иyдeям: люди Мои, что Я вам сделал? И чем досадил вам? Слепцов ваших просветил, прокаженных ваших очистил, мужа, находившегося на одре, возставил. Люди Мои, что Я вам сделал? И чем вы мне отплатили? За манну – желчь. За воду – уксус. Вместо любви – ко кресту Меня пригвоздили. Уже не терплю более: призову Мои народы и те Меня прославят со Отцем и Духом: и Я им дам жизнь вечную. Законоположники Израилевы, иудеи и фарисеи Лик апостольский вошел к вам: вот храм, который вы разорили: вот Агнец, Которого вы распяли и предали гробу. Но он властью Своей воскрес, не обманывайтесь, иудеи: ибо Он Тот, Кто в море спасал, в пустыне питал: Он есть жизнь вечная, и свет, и мир мира». После малой екатении седальна читается Пятое Евангелие, от Матфея, зачало 111: «Во время оно, видев Иуда предавый Иисуса». Конец: «Понести крест Его», (Мф.27:30–32). Здесь повествуется о гибели Иуды предателя, о допросе Господа в претории Пилата и осуждении Его на смерть. К предыдущему повествованию, (т.е. к четвертому Евангелию) это чтение прибавляет следующие детали: молчание Господа в ответ на обвинения первосвященников и старейшин, по предсказанию пр. Исайи («как Агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» гл.53 ст.7), предупреждение жены Пилата своему мужу – не делать зла Спасителю и умытие рук Пилатом. Антифон 13-й (на глас 6-й) посвящен размышлениям на тему о предпочтении, оказанном иудеями разбойнику Варавве перед Христом и о том, что надругательству подвергают «Христа, Божию Силу и Божию Премудрость». Антифон 14-й (на глас 8-й) содержит размышления о благости Спасителя, принявшего в спутники Себе разбойника, и о спасении покаявшегося злодея: выступает бесконечно глубокий, умилительный образ всепрощающего Христа, вознесеннаго на древе, всемогущество Которого, как Бога, обнаруживается именно в бесконечной благости. Антифон 15-й посвящен воспеванию Божества Распинаемаго: Перевод: «Сегодня на древе висит повесивший землю на водах: облачается терновым венцом Царь ангелов: одевается в ложную багряницу одевающий небо облаками: заушение принимает освободивший Адама: гвоздями пригвоздился Жених церковный: копьем прободен Сын Девы. Этой же теме посвящен Богородичен: «Видя Тебя, Христе, висящим на кресте, Родившая Тебя вопияла: что за непонятное таинство вижу Я, Сын Мой? Как умираешь на древe, пригвожденный плотью, Податель жизни?» После малой ектении исполняется седален (на глас 4-й), очень важный по своему содержанию, ибо в нем утверждается догмат искупления кровью Христовой, в евхаристическом смысле. Перевод: «Ты искупил нас от подзаконная проклятия драгоценной Твоей кровью: быв пригвожден ко кресту и прободен копием, источил людям безсмертие. Спасе наш, слава Тебе». За сим следует Шестое Евангелие, от Марка, зачало 67: «Во время оно, воины ведоша Иисуса». Конец: «Да видим и веру имеем Ему» (Мк.15:16–32). Лишь к середине евангельских чтений (шестое Евангелие) приводит Церковь повествование о самом распятии. В сем чтении, начало которого совпадает с предыдущими двумя (надругательства и бичевание во дворе Пилата), изображено распятие с двумя разбойниками, и хулы изрыгавшиеся на Распятого, как Его врагами, так и разбойниками, терпевшими одну участь с Ним. Из сего видно, что в начале оба разбойника принимали участие в самоубийственном кощунстве, но потом один из них, как некогда блудный сын, «пришел в себя». Что заставило его очнуться и сбросить обольщение зла? – Конечно, не внешняя сила Распятого: пречистыя руки Спасителя были также крепко пригвождены, как и руки обагренные убийством. Лишь внутренняя правда Страдальца одна обличала Сущность Того, Кого разбойник поносил. Могучая сила кротости сделала свое дело: в Распятом был узнан и исповедан сошедший на землю Бог. После Богородична – возглашается прокимен, изображающий тяжелую и мучительную деталь Распятия: «Разделиша ризы Моя себе и об одежде Моей меташа жребий» (Пс.21:19), и стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми, Вскую оставил Мя еси» (Пс.21:2). Седьмое Евангелие, от Матфея, зачало 113: «Во время оно, пришедше воины». Конец: «Воистину Божий Сын был сей» (Мф.27:33–54). Одинаковое по содержанию с предыдущим Евангелием, настоящее чтение пополняет его следующими деталями: землетрясением и прочими знамениями, возвестившими смерть Христа (ст. 51–53) и исповеданием Его сотником: «Воистину Он был Сын Божий» (ст. 54). Следует чтение псалма 50-го «Помилуй Мя, Боже», а за ним Восьмое Евангелие от Луки, зачало 111: «Во время оно, ведяху со Иисусом и ина два». Конец: «От Галилеи зряще сих» (Лк.23:32–55). Предлагаемое чтение пополняет предыдущее повествование о Голгофе молитвой распинаемаго Спасителя: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Слова, которыми хулили Спасителя «Спаси Себя и нас», были вызовом зла, стремившимся низвести и профанировать как Божественную природу Страдальца, так и весь смысл Его дела и учения: ибо Он затем и пришел, чтобы не спасать Себя, а погубить, «положить душу Свою» за друзей Своих, за род человеческий. Он учил о спасении души (жизни) через ея погубление во имя любви к Богу и ближним. Выражение «спаси Себя» есть поэтому вопиющая нелепость, внутреннее противоречие, (contradictio in adjecto). Премудрое Слово Божие избрало другой путь, ничего общаго не имеющий с безумием «самоспасающейся» и самовозвеличивающейся гордыни: путь молитвы за врагов-распинателей. И в этом была проявлена Божественность Его природы. Лишь сознательное самоослепление могло не заметить этого, могло не догадаться. Благоразумный разбойник догадался, захотел узреть, узрел и спасся. Так преподано было Распятым Учителем со креста истинное богословие и обнаружены Его мудрость и всемогущество. Любовь ко врагам, молитва за них – это идея, которую абсолютно невозможно вывести «снизу», путем, напр., сложения низших элементов эгоистических побуждений. Идея эта приходит, «сверху» – и есть непосредственное проявление Божества и очевидное обнаружение Его бытия. За сим Евангелием следует трипеснец (канон, состоящий из трех песен, именно из 5-й, 8-й и 9-й), автором которого является св. Косма Маюмский. Трипеснец приводим здесь по-русски. Песнь 5-я. Ирмос Обращаюсь к Тебе с утренней молитвой, Слово Божие, без изменения истощившее Себя по милосердию и безстрастно приклонившееся до страдания: даруй мир мне, падшему, Человеколюбче. Тропари 1. Ныне, омывши ноги и предочистившись причащением Божественного таинства, служители Твои, Христе, взошли с Тобой на Сион, на великую гору Елеонскую, воспевая Тебя, Человеколюбче (Мф.26:30). 2. Смотрите, други, сказал Ты, не ужасайтесь; ибо ныне приблизился час быть Мне взяту и убиену руками беззаконных; вы же все разсеетесь, оставив Меня, но Я соберу вас проповедовать о Мне, Человеколюбце (Мф.24; Мф.26:45. Ин.17:32). После этой песни следует кондак, икос и синаксарий. Кондак и икос посвящены изображению страданий Божьей Матери. Прославляя Страсти Господа, Церковь отверзает уста за Ту, чьи страдания были близки по силе и святости страданиям Спасителя. Великая евангельская Молчальница, Дева Богородица, предоставляет Церкви вещать о Ее страданиях. Перевод: «Видя Своего Агнца, влекомаго на заколение, Агница Мария, терзаясь, следовала за Ним с другими женами, вопия так: куда идешь, Дитя? Почему так спешишь? Разве есть другой брак в Кане и Ты туда спешишь, чтобы превратить им воду в вино? Идти ли Мне с Тобой или ожидать Тебя? Скажи Мне хоть слово, Слове, не проходи мимо Меня, сохранивши Меня чистой: ибо Ты Сын Мой и Бог Мой». Христос действительно спешил на другой брак – уже не в Кане Галилейской, а на Свой собственный брак с Церковью. И уже не воду в вино превращал Он для услаждения немногих гостей, а Свою собственную кровь изливал в животворящую чашу вечности, предлагая ее всем, желающим обручить душу свою Божественному Жениху. Еще перед страданиями Своими взывал Он: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37). Драгоценное это было питие. Его цена – смерть Богочеловека и пронзенное сердце Божией Матери. За икосом и синаксарием поются остальные две песни трипеснца. Песнь 8-я. Ирмос. Столп злобы богопротивной был обличен божественными отроками.– Неистовствующее же против Христа сборище беззаконных замышляет тщетное, стремясь убить Держащаго жизнь в руке Своей, Которого вся тварь благославляет, прославляя во веки. Тропари 1. С веждей (с век), – сказал Ты, Христе, ученикам стряхните ныне сон, и бодрствуйте в молитве, дабы не впасть вам в искушение, особенно же ты, Симон; ибо сильнейшему предстоит большее искушение; уразумей, Петр, Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки (Мф.26:40–41; Лк.21:31). 2. Скверного слова никогда не произнесу устами своими, Владыко; с тобой умру, как благоразумный, хотя, бы все отверглись – воскликнул Петр; не плоть и кровь, но Отец Твой открыли мне Тебя, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки (Мф.16:17, 26:33–53). 3. Не всю глубину Божественной премудрости и разума Ты исследовал, и бездны судеб Моих не постиг Ты, человек – сказал Господь – посему не превозносись, будучи плотью; ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. (Рим.11:33, Мф.26:34). 4. Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в том, что сказано, и даже одна девушка (служанка), подошедши, устрашит тебя, – сказал Господь: но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки. (Мф.26:7–75). Песнь 9-я. Ирмос Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, без истления (т.е. без потери девства) родившую Бога-Слова, истинную Богородицу, Тебя мы величаем. Тропари 1. Губительное сборище богомерзких лукавых богоубийц окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя всех, Которого мы величаем (Ин.18:3; Пс.21:17). 2. Нечестивые, неразумевшие закона и речений пророческих, замышляли тщетное, влача Тебя, Владыку всех, как овцу на неправедное заклание. (2Кор.3:14; Ис.53:7). 3. Священники с книжниками, уязвляемые себялюбивой и завистливой злобой, предали на yбиение давшего народам жизнь, Жизнодавца по природе, Которого мы величаем. (Мф.20:18, 17:1–2). 4. Они окружили Тебя, Царь, как псы многие, били, ударяя тебя по ланитам: допрашивали Тебя, ложно свидетельствовали на Тебя, И все претерпев, Ты спас всех. (Пс.21:17; Мк.14:65; Мф.26:60). За девятой песнью трипеснца исполняется (трижды) Экзапостиларий: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя» Перевод: «Благоразумного разбойника Ты сподобил, Господи, рая в тот же час» (т.е. сейчас же; в подл. «в тот же день» – ἀυτήμερον). Просвети и меня древом крестным и спаси меня». После экзапостилария читается Девятое Евангелие, от Иоанна, зачало 61: «Во время оно, стояху при кресте Иисусове». Конец: «Воззрят нань, Его же прободоша» (Ин.19:25–37). В центре сего чтения стоят предсмертные заботы Спасителя о Своей Матери, Которую Он усыновляет любимому ученику. Это был ответ на Ее беспредельную скорбь, зрелище которой являлось одним из острейших терний мученического венца Спасителя. Евангелие заканчивается повествованием о пронзении пречистых ребр Спасителя воином (по преданию, впоследствии, обратившимся и претерпевшим мученичество за Христа). Стих этого Евангелия «един от воин ребра копием Его прободе и aбиe изыде кровь и вода» – повторяется при совершении Проскомидии на Литургии. Следующие за Евангелием четыре стихиры самогласных толкуют и воспевают подробности поношения и мучительной смерти Спасителя. Далее: Десятое Евангелие, от Марка, зачало 69: «Во время оно, прииде Иосиф». Конец: «Зрясте, где Его полагаху». (Мк.15:43–47) Чтение это изображает погребальные заботы Иосифа Аримафейского. Оно также, как два последние Евангелия, уже относится к таинственному событию Великой Субботы. Вслед за просительной Ектенией и возгласом «Яко Бог милости и щедрот» читается Одиннадцатое Евангелие, от Иоанна, зачало 62: «Положиста Иисуса». Здесь, помимо Иосифа упоминается еще и о тайном ученике Спасителя Никодиме, которому Спаситель открыл тайну крещения (Ин.3). Им принесены были ко гробу Спасителя благовония. Следующие за Евангелием стихиры самогласные делают как бы обзор всему страстному пути Спасителя. За ними читается последнее Двенадцатое Евангелие, от Матфея, зачало 114: «Во утрий день, иже есть по пятце». Конец: «Знаменовше камень с кустодиею» (Мф.27:62–68). Это чтение заканчивает повествование о Страстях Спасителя попыткой Его врагов символизировать гибель Его дела приложенной к гробу печатью и приставлением к нему стражи. Общий смысл дела спасения объясняется в синаксарии последования Страстей, читаемом после пятой песни трипеснца: «Да будет ведомо, что Господь был распят в шестой день Седмицы, т.е. Пяток; и в начале человек был создан в шестой день. И в шестой час дня Он был повешен на кресте, ибо в тот же час, как говорят, и Адам, простря руки, коснулся запрещенного древа и умер: подобало ему в тот же час, в какой он был разрушен – опять возсоздаться. Это произошло в саду также, как и с Адамом – в раю. Горькое питие изображало вкушенье от древа. Заушение являло нашу свободу. Оплевание, безчестное обхождение – нашу честь. Терновый венец–отогнание бывшего на нас проклятия. Багряная одежда – за кожанные ризы и за надетую на нас царскую одежду. Гвозди – нашего греха окончательную неподвижность. Крест – древо в раю. Пронзенные ребра образуют Адамово ребро из которого создана Ева, произведшая преступление... Koпие – отвращает от меня пламенное оружие. Вода из ребра – образует крещение. Кровь и трость: ими Царь подписал нам красными письменами возвращение и дарование древнего отечества. Говорится же, что Адамова глава там лежала, где и Христос, Глава всех, распялся: она крестилася истекшею Христовой кровью. Где был труп – туда прилетел и орел – Христос (Лк.18:37), вечный Царь, Новый Адам, ветхого и через древо падшего Адама древом (крестным) исцеляющий. Сверхъестественным и неисчетным Твоим милосердием, Христе Боже, помилуй нас. Аминь». |