Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 212 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Святой и Великий Четверток утро

     01.05.2024 22:58

Мы у подножия Голгофы. Через сутки на ней совершится одновременно спасение и суд – во образ Страшного Суда.

Господь Иисус Христос готов отделиться от Собора Апостольского, чтобы взойти на Крест, который как меч обоюдоострый, отделит добро от зла, разбойника благоразумного от разбойника безумнаго, покаявшуюся блудницу от отчаявшагося Иуды. Этот же Крест – меч, принесенный Господом на землю (Мф.10:34), испытующим острием готов уже пронзить сердце Божией Матери и возжечь в Ея утробе огнь невыразимого страдания, да явится в его свете вся чистота Пресвятой Девы, спасительности Ее подвига и «да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:35).

Водруженный на земле Крест Господа вознесется до самого неба и вознесет туда всех, с верой и любовью взирающих на сладостное, страшное и прекрасное орудие спасения. Еще не вознесенный на сию высоту и не отделенный от людей, от Своих Апостолов, Богочеловек зовет их на прощальную Вечерю, Тайную Вечерю Его Плоти и Крови – в то время, как уже готово совершиться предельно низкое дело: за жалкую, ничтожную плату продано будет Бесценное Сокровище.

Службы святого и Великого Четвертка посвящены одновременному оплакиванию начавшейся страсти Господа – совершившегося предания Его Иудой, и мистической радости о Тайной Вечери Любви. Поэтому содержание богослужебных текстов, равно как и сам характер исполнения, отличен чертами двойственности: здесь в невыразимом сочетании господствуют и печаль и радость. На утрени после шестопсалмия поется великопостная аллилуия, во время которой совершается переоблачение из траурных одежд в светлые. После аллилуии поется тропарь на глас 8-й, трижды: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговах омрачашеся и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю сих ради удавлению вдавшася: бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия. О всех благий Господи, Слава Тебе». Перевод: «Когда славные ученики, умываемые на Вечери, просвещались, тогда Иуда злочестивый, страдая сребролюбием, помрачался и беззаконным судиям Тебя, праведнаго Судию, предает. Смотри, собиратель богатства, на удавившегося из-за него. Не следуй примеру ненасытной души, осмелившейся так поступить с Учителем. Для всех благий Господи, слава Тебе». В этом тропаре Церковь громогласно повторяет неоднократные предостережения Господа против безумной, богозабвенной привязанности к материальному богатству («маммоне»). Ибо на примере Иуды сказалось изречение Господа: «не можете служить Богу и маммоне» (Лк.16:13). Славные ученики избрали бедность и Господа, Иуда избрал маммону и диавола.

Евангелие читается от Луки (зачало 108, кончая зачалом 109, т.е. Лука, гл. 12, стихи 1–40). Здесь перед молящимися проходит предательство Иуды и Тайная Вечеря Господня с учреждением на ней Таинства Евхаристии. После Евангелия и Псалма 50-го («Помилуй мя, Боже») следует канон, написанный св. Космой Маюмским. В нем (собственно, в его тропарях) изображаются сущность и смысл Тайной Вечери и осуждаются бессердечие и сребролюбие Иуды. Приводим этот канон полностью в переводе проф. Ловягина.

Песнь 1. – Ирмос

«Ударом разсекается Чермное море («сечением сечется море чермное») и волнообильная бездна изсушается, сделавшись удобопроходимой для безоружных и вместе гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился».

Тропари

1. Виновница всего и подательница жизни беспредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужней Матери: ибо облекшись в храм телесный, Христос Бог наш торжественно прославился. (Ср. Притч.9:1Ин.2:21).

2. Преподавая таинство возлюбленным своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душеспасительную трапезу и предлагает чашу безсмертного пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (ср. Притч.9:2Мф.26:26).

3. Внемлем все верные призывающей возвышенным голосом, несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите и, познав, что Я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (ср. Притч.9:3Пс.30:9).

Песнь 3. – Ирмос

Будучи Господом и Создателем всего, бесстрастный Бог, обнищав, соединил с Собой создание и будучи пасхой для тех, за которых готовился умереть, Сам Себя предварительно принес в жертву, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь верой (ср. Мф.26:26–29).

Тропари

1. Искупительной для всего рода человеческого, собственною чашей, наполнив ее веселием, напоил Ты, Благий, учеников своих; ибо Ты священнодействуешь над Самим Собой, взывая: пейте кровь Мою и утверждайтесь верою (ср. Притч.9:5Мф.26:27).

2. Безумный человек, находящийся между вами предатель, – предсказал Ты, Незлобный, ученикам Своим,– не познает сих (Таин) и как безумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мнe и утверждайтесь верой (Пс.101:7Ин.15:4).

Песнь 4. – Ирмос

Пророк, прозрев неизреченное таинство Твое, Христе, превозгласил: крепкую любовь могущества (Твоего) явил Ты, Отец милосердный: ибо Ты, благий, послал единородного Сына для очищения миpa (ср. Авв.3:4Рим.8:32).

Тропари

1. Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама бесстрастие, сказал Ты, Христос, друзьям своим: с вами возжелал Я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал Меня единородного для очищения Миpa (ср. Лк.22:15).

2. Причащаясь чаши, взывал Ты, Безсмертный, ученикам: плода виноградного уже не буду пить в (здешней) жизни своей; ибо Отец послал Меня, единородного, для очищения Миpa (ср. Мф.26:29).

3. Питие новое превыше разума, говорю Я, буду пить в царствии моем, – сказал Ты, Христе, друзьям, – когда вместе с вами буду Я как Бог с богами: ибо Отец послал Меня, единородного для очищения Миpa (ср. Пс.53:1Мф.26:29).

Песнь 5. – Ирмос

Апостолы, соединенные союзом любви, предавши себя владычествующему над всем Христу, омывали прекрасные ноги, (чтобы идти) проповедовать всему миру (Ис.52:7Рим.10:15).

Тропари

1. Держащая неудержимую и возвышенную в воздухе бездну, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (ср. Быт.1:7Иов.38:10Ин.13:5).

2. Ученикам Владыка показывает примеры смирения; облекающий небо облаками, препоясывается полотенцем и преклоняет колена умыть ноги рабов, в чьей руке дыхание всего существующего. (ср. Пс.148:8Ин.13:4).

Песнь 6. – Ирмос

Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже, не перенося волнения, как Иона, взываю к Тебе, Владыка: из тления изведи меня.

Тропари

1. Господом и учителем вы называете Меня, ученики; истинно таков, взывал Ты, Спаситель; – посему подражайте примеру, какой вы видели во Мне (ср. Ин.13:13–15).

2. Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо состояние одного из вас в безпорядочном неистовстве (ср. Ин.13:10–11).

Песнь 7. – Ирмос

Отроки в Вавилоне не устрашились пламени печи, но быв ввержены посреди огня, орошаемые воспевали: благословен Ты, Господи, Боже отцев наших.

Тропари

1. Движением головы выражая согласие (на предательство), Иуда предусмотрительно устроял злодеяние, ища удобного времени предать на Суд Судию, Который есть Господь всех и Бог отцев наших. (ср. Мф.26:16).

2. Один из вас, взывал Христос друзьям, предаст Меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Бог отцев наших (ср. Мф.26:23–24).

3. Кто вместе со Мной дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше бы никогда не проходить врат жизни: так указывал того, кто был предатель, Бог отцев наших (ср. Мф.26:23–24).

Песнь 8. – Ирмос

Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творение и превозноситесь во все веки.

Тропари

1. Блаженные апостолы, вечерявшие вместе со Словом в Сионе, неотступно следовали за Ним, как агнцы за пастырем; и соединившись со Христом, – от Которого не отлучались, питаемые божественным Словом, с благодарностью взывали: воспевайте Господа творение и превозносите во все веки (ср. Ин.10:2, 18:1).

2. Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвигнул ноги, которые были омыты; и евши Твой хлеб, божественное Тело, поднял пяту на Тебя, Христе, и не умел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Ин.15:13Пс.40:10).

3. Бессовестный принял тело, очищающее от греха и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не умел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (ср. Мф.26:26–28, 27:6Пс.35:5).

Песнь 9. – Ирмос

Гостеприимством владычным и бессмертной трапезой в горнем месте, придите верные, насладимся обращенными горе умами познав пришедшее (сюда) Слово от Самаго Слова, Которое мы величаем (ср. Лк.22:12).

Тропари

1. Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, которым я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (ср. Лк.22:8Мф.26:61Кор.5:8).

2. Отец прежде веков рождает Меня – творческую Премудрость; на дела ныне таинственно совершаемыя, создал Он Меня в начало путей; ибо, будучи Словом несозданным по естеству, я, согласно этим словам, присвояюсь тому (естеству), которое ныне воспринял (ср. Притч.8:22).

3. Как Я стал человеком существенно, а не призрачно, так и соединенное со Мной естество – обожено по причине общения; посему знайте Меня, единого Христа, сохраняющего то, из чего, в чем я соделался (ср. 1Тим.2:5).

После шестой песни этого канона следует кондак: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену создавшаго своими руками человека: и не исправлен пребысть Иуда раб и льстец». Перевод. «Взяв в руки хлеб, предатель простирает их и принимает цену Того, Кто своими руками создал человека: и неисправленным остался Иуда, раб и лжец» (т.е. раб греха, диавола).

Канон Великого Четвертока проводит в тексте своих тропарей следующую основную мысль: Христос именуется Божией Премудростью вообще, и в применении к домостроительству спасения – в частности (см. тропари песен 1-й и 9-й). Кроме того, Церковь здесь учит о Премудрости как новом, особом роде Промысла Божия. (Ср. св. Мелетия Александрийскаго, ум. 381 и Афанасия Великого).

Так как Совет о спасении долженствующаго пасть человека был советом предвечным, а, значит, и от века Слово-Премудрость было предопределено Богом (т.е. всей Троицей) к принятию тварной плоти для ея (твари) спасения – то в этом смысле Слово-Премудрость от века предопределенная к Богочеловечеству и называется «созданной в начале путей». Пути эти, согласно приведенному канону, суть пути Тайной Вечери и Голгофы. Посему Христос-София особенным образом (см. Лк.24:35) «познается в преломлении хлеба"– в таинстве Евхаристии, где крест и воскресение, обе Пасхи – слиты в одно. Так в литургическом порядке разрешается, в мере, доступной тварному пониманию, одна из труднейших проблем христианской метафизики.