Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 188 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святой и Великий Четверток. Вечерня и Литургия 02.05.2024 09:00
В страстной Четверг днем отправляется Литургия Св. Василия Великого в соединении с предшествующей ей вечерней. На этой службе Господь делает нас свидетелями великой встречи прообраза с самим Образуемым. Но углубляться в эту тайну можно лишь ценой богоугодного подвига покаяния и доброй жизни во Христе. Ибо, кто осмелится с нечистой совестью, с отягченным земной суетой и страстной скверной умом приблизиться к месту, где произошло это событие? На самой Тайной Вечере произошло событие, неповторяемое и имевшее место только в эти священнейшия мгновения: причащались не только ученики, хотя святые, но все же люди. Причащался и Сын Божий, Богочеловек, бессмертный Учитель их. Что это значит и как понять происходившее тогда? Для этого необходимо обратиться к словам Самого Причащавшаго: «Ядущий Мою плоть – говорит Он – и пиюший Мою Кровь пребывает во мне и Я в нем» (Ин.6:56). Обратим внимание на то, что Господь говорит сначала «во Mне» – а потом «и Я в нем». Оба выражения вовсе не синонимы, ибо слова Господни не литература. Каждое из них имеет самостоятельный смысл. «Во Mне» означает присутствие во Христе причащающихся. Присутствие именно с плотью и кровлю. Как это возможно? – Ответ может быть только один: через принятие Христом плоти и крови причащающихся в свою Плоть и Кровь. Но такое приятие есть именно воплощение Христа и воплощение в плоть причащающагося. Господь затем принял плоть человечества, чтобы ее спасти и обожить. «Тела ваши суть члены Христовы» (1Кор.6:15). Обоженная через соединение со Христом плоть делается «Храмом Святого Духа» (1Кор.6:19). Cиe происходит потому, что Христос принял не схематическую, абстрактную плоть фиктивного «общечеловека», а реально, конкретно и индивидуально плоть каждого из нас. Это принятие осуществляется, совершаясь индивидуально в Евхаристии, Которая есть нерасторгаемый элемент воплощения и его сущностная сердцевина. Без Евхаристии нет плодов воплощения. В не принимающего Евхаристии как бы не воплощается Христос. Поэтому он остается и вне спасения – внe жизни, вне обожения, которые только во Христе и через Христа. «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис.8:18). А так как дети причастны плоти и крови, то Он также воспринял оныя, дабы смертию лишить силы имеющаго державу смерти, то есть диавола (Евр.2:13–14). Толкуя этот текст в единственном возможном евхаристическом смыле, арх. Иннокентий Таврический говорит: «Спаситель и Господь наш приобщился плоти и крови всего человечества принятием на Себя естества нашего» (Слово в Великий Четверток, ор. cit. стр. 306). Но какую чистоту надо иметь, чтобы быть вполне достойным причастием для Господа Сил! Страшно подумать. Но нашелся такой Человек. Им была Божья Матерь. Через Нее причастился Господь нашей плоти. Поэтому Ею и через Нее совершается причащение, вне Ея совершено невозможное. Отсюда и благодарственныя молитвы после причащения, не только обращенныя ко Христу, но и к Божьей Матери: «благодарю Тя, яко сподобила мя еси недостойнаго причастника быти пречистаго Тела и честныя Крове Сына Твоего... и сподоби мя, до последняго издыхания, неосужденно приимати пречистых Тайн освящение во исцеление души и тела». Заклание Его тела и пролитие Его крови есть в то же время заклание Тела и пролитие Крови Божией Матери, давшей Свою плоть для воплощения Слова. Святая Чаша, Честный Потир, без которого нет причащения, таинственно изображает Божию Матерь. «Радуйся стамно златая»! И лобзая его край, лобзая тем самым ребро Господа, источившаго нам Кровь спасения, мы лобзаем и раны Божьей Матери, уязвленной орудием Креста. Вот какие тайны, и многие другие, сосредоточены вокруг Вечерни и Литургии Великого Четвертока, дня Вечери Господней. Переходим к изложению самой службы. По уставу полагается начинать Вечерню в 8-й час утра. Начинается она, как обычно, благословением предстоятеля, затем следует: «Приидите поклонимся» и предначинательный (103-й) псалом. Потом великая ектения и по ней «Господи воззвахъ» (на глас 2-й). После каждения совершается проскомидия, лик же поет стихиры самогласны на глас 2-й. Он в точности являются повторением стихир утрени. За сим совершается малый вход с Евангелием и поется песнь «Свете Тихий». Следующие за входом прокимен и стих (из 139 пс.) указывают на лукавых противников Христа, хотя еще в прикровенном, особенном виде. «Изми мя Господи от человека лукаваго, от мужа неправедна избави мя». Стих: «Иже помыслиша неправду в сердце своем весь день». За прокимном читается паремия Исхода (гл.19, ст.10–19). В этой паремии мы слышим повеление Божие, данное через Моисея сынам Израильским очиститься в виду предстоящаго явления Бога на горе Синай; а затем описаны грозные знамения, сопровождавшия Божие явление – огонь, дым, землетрясение и трубные звуки. Смысл этой паремии – необходимость очиститься для предстоящаго явления Господа в таинстве Евхаристии. За этим следует прокимен из псалма 8, глас 7-й. «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя, избави мя» и стих: «Избави мя от делающих беззаконие». Об этом прокимнe следует сделать то же замечание, что и о предыдущем. За прокимном следуют еще две паремии: из книги Иова (Иов.38:1–28, 40:1–5); и из книги пророка Исайи (Ис.50:4). В паремии из кн. Иова «содержится обращенная к Иову речь Господа Бога о делах всемогущества и премудрости Его в видимом мире, превышающих разумение Иова и смиренный ответ его на слова Господни». (Виссарион, op. cit. стр. 581). Значение настоящей паремии выясняется из того, что праведный Иов страдалец есть прообраз Христа. Что же касается паремии из пятидесятой книги пр. Исайи, которая читается вслед за паремией из Иова, то в ней «содержится речь Мессии о злостраданиях, понесенных Им со стороны тех, которых Он пришел просветить и о печальной судьбе их» (см. Виссарион op. cit. том II, стр. 493). Эта паремия «читается в четверг и пятницу Страстной Седмицы, потому что она содержит пророчество о страданиях Христа, испытанных Им в дни сии от врагов Его, и навлекших на них гнев Божий» (там же стр. 496). После приведенных паремий бывает малая ектения, а за ней следует Трисвятое. Этим начинается Литургия св. Василия Великаго. За Трисвятым, возглашается прокимен Апостола на глас 7-й, где уже со всей печальной открытостью изображается картина происходящаго. «Князи людския собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс.2:2). Господь Иисус и Бог Отец – одно. И собирающееся соборище беззаконных есть воистину богоборческое: воюя Сына, воюют Отца. Далее следует стих: «Вскую шаташася язы́цы и людие поучишася тщетным». Перевод. «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное». (Пс.2:1). Здесь обличается тщета заговора, который завершится лишь принятием заговорщиками тягчайшаго греха на свою душу, но не приведет к желанной для них цели. После возглашения прокимна и стиха читается 1-ое послание св. Ап. Павла к коринфянам (зачало 149, т.е. 1Кор.11:23–32). В этом послании повествуется образ установления таинства Евхаристии, как истинного Тела и Истинной Крови Господа Иисуса, что и есть средоточие богослужебно воспоминаемых ныне событий. После чтения апостола поются, как обыкновенно, аллилуия (на глас 6-й) и стих «аллилуарий»: «Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь» (Пс.40:2). Перевод. «Блажен, кто помышляет о нищем и убогом. В день бедствия избавит его Господь», и стих 1-й: «Врази мои реша ми злая: когда умрет и погибнет имя его» (Пс. 40:6). Перевод. «Враги мои говорят обо мне» злое: когда он умрет и погибнет имя его». Стих 2-й: «Ядый хлеб моя возвеличи на Мя запинание» (Пс.40:10). Перевод. Евший хлеб Мой поднял на Меня пяту». В аллилуарии как бы дается содержание всего учения Христова, повелевающаго быть милостивым и сострадательным и за это обещающаго избавление в «день бедствия» («день лютый»), т.е. в день смерти (dies irae), который таинственно связан с днем Страшнаго Суда. В стихах же (1-м и 2-м), следующих за аллилуарием, изображается заговор беззаконников против Учителя и предательство ученика. Аллилуарий – как бы икона Спасителя. В двух стихах к нему – изображение Его врагов. Затем следует чтение Евангелия (от Матфея, зачало 107). Это чтение составлено из нескольких Евангелистов и изображает тайную Вечерю. Далее идет Литургия св. Василия Великого по уставу. Но вместо Херувимской Песни поется часть молитвы перед Причащением: «Вечери Твоея Тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоемъ». Перевод. «Вечери Твоей Тайной, меня причастника приими сегодня, Сыне Божий: ибо я не скажу тайны Твоей врагам и не дам Тебе лобзание, как Иуда, но как разбойник исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во царствии Твоем». Пение этого фрагмента вполне уместно в данном случае, когда празднуется учреждение самаго Таинства и прославляется легшая в Его основу Тайная Вечеря Господа Исуса. В кафедральных соборах на архиерейской службе совершается после литургии особый «Чин омовения ног». Он бывает после заамвонной молитвы. В Великий же Четверток на литургии в Московском Успенском соборе и Kиево-Печерской Лавре в определенные года совершалось освящение мира, составление которого начинается с Крестопоклонной недели Великаго Поста. Освящение происходит после пресуществления св. Даров – именно после возгласа: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми Вами». Величайшая милость Господа Иисуса Христа есть это ниспослание Духа Святого, Духа Бессмертия и жизни Вечной. Миро и есть «печать Дара Духа Святаго». Оно освящается в те дни, события которых послужили низведению Даров Утешителя. |