Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 190 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В.Н. Ильин. Святая и великая среда

     30.04.2024 21:44

Два события вспоминаются в этот день и составляют содержание богослужебных текстов: покаяние блудной жены, возлившей миро на ноги Господа, и замысел злочестиваго Иуды предать своего Учителя; равно как и зарождение богоубийственного замысла у противников Христа. Здесь уже как бы прообразована и предуготована быстро приближающаяся Голгофа. Посреди – Христос, невинная жертва. У ног Его – кающаяся блудница, получающая отпущение грехов, подобно благоразумному разбойнику.

Возле – хульный Иуда, осуждающий покаянно молитвенный и жертвенный порыв грешницы. Пока она плачет у ног простившаго ее Господа, Иуда задумывает нечестивую продажу на смерть своего Избавителя. Грешница покрывает лобзанием те ноги, которые будут пронзены гвоздями, жестокими и безпощадными, как ее грехи. Прощает тот, Кто острие вечных последствий греха, готовых пасть на виновного, заслоняет Своим собственным безгрешным и не знающим скверны телом. Чистоту Свою отдает грешнику, а взамен берет его страдания. Вот что значит текст пророка: «наказание миpa нашего на Нем и Его ранами мы исцелились» (Ис.53:5).

Предельный грех есть отвержение, неприятие божественной и жизнетворной чистоты, равно как и отвержение любви, дающей ее в обмен на страдание. Самозамкнувшаяся и безлюбовная гордыня греха имеет своим образом сухое, жестокое корыстолюбие и жадность Иуды. Со всей силой покаянное рыдание грешной жены слышится в «самогласнах» Kaccиaны инокини на утрени (глас 8-й). Здесь же в уста грешницы Церковь вкладывает исповедание основного догмата христианства: истощение (уничижение) всемогущего Бога-Слова ради избавления созданных Им от последствий греховного удаления от Него: «Господи, во многие грехи впадшая жена, Твое ощутивши Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит, глаголющи: увы мне, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источник слез, облаки изводяй от моря воду; приклониси к моим стенаниям сердечным, преклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистыя Твои нозе и паки главы мой власы отру сия, ихже шум в раи по полудни уши огласивши, Ева во страсе скрыся. Грехов моих множество и судеб Твоих бездны кто изследитъ? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презреши, безмерную имеяй милость». Перевод: «Господи, впадшая в многие грехи жена, почувствовав Твое Божество, и приняв звание мироносицы, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: увы мне, разжение блуда невоздержанного, мрачное стремление к греху стало для меня ночью безлунной. Приими потоки моих слез, облаками изводящий воду из моря; приклонись к моим стенаниям сердечным, приклонивший небеса несказанным Твоим уничижением; да облобызаю пречистые Твои ноги, и отру их волосами главы моей, те ноги, которых шум в раю по полудни, огласил уши в страхе скрывшейся Евы. Грехов моих множество и судеб Твоих бездну кто исследует? Душеспасче, Спаситель Мой, имеющий безмерную милость, не презри меня, рабу Твою». Эта же стихира поется в В. Среду Вечерни, на соединенной с Литургией преждеосвященных Даров – на «Господи воззвах“. В лице блудной жены здесь взывает в покаянных слезах все грешное человечество, своим блудом греховным посылающее на крестную смерть безгрешного, чистаго и верного Жениха. Ибо всякий грех есть измена Христу, и следовательно, блуд, острым жалом железных гвоздей вонзающийся в пречистыя руки и ноги Его. «Рабу согрешившу, Владыка биен бывает неповинен».