Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 187 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В.Н. Ильин. Святой и великий вторник 29.04.2024 21:40
Этот день Великой Седмицы посвящен воспоминанию притчи о десяти девах (Мф.25:1–13), лежащей в основе тропаря «Се жених». На утрени после чтения Евангелия и малой ектении, слeдует кондак в еще более подчеркнутой форме напоминающей о суде над безплодной смоковницей. Перевод: «Помыслив о часе конца и устрашившись посечения безплодной смоковницы, данный тебе талант возделывай с трудолюбием, злосчастная душа, бодрствуя и взывая: да не останемся внe чертога Христова». Здесь для изображения судьбы нераскаяннаго грешника взят другой образ бесплодной смоковницы, именно данный у Евангелиста Луки (Лк.13:6–9). Образ чертога Христова и таланта взят из Евангелия, которое в этот день читается на Литургии Преждеосвященных Даров (Мф.25:1–46, 26:1), где молящимся предлагается три грозных символа: притча о десяти девах, притча о талантах и пророчество о Страшном Суде. Евангелие настоящаго дня оканчивается словами Господа, предсказывающего Себе крестную смерть через два дня: «по двою дню пасха будет и Сын Человеческий предан будет на пропятие» (Мф.26:1). Все три символа, предлагаемые Евангелием, относятся к Страшному Суду, в основу которого положено уничижение Господа, Его учительское слово на земле и Его крестная смерть. Основа учения Христова – любовь, милосердие, сострадание; «Таланты» – это те возможности, предоставлением которых Господь открывает путь к исполнению Его заповедей. А возможности эти всегда есть, хотя они, в зависимости от обстоятельств, различны и многообразны: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2:13). «Да будет известно, – что Христос тогда взыщет не поста или наготы или чудес – это хорошо – но взыщет во много раз лучшее этого: то есть милостыню и сострадание»3. На этом основании автор приведенных строк и его устами сама Церковь, толкуя притчу о десяти девах и пользуясь созвучием двух греческих слов: елей (ἐλαίον) и милостыня (ἐλεος) по рейхлиновскому произношению (принятому Церковью) звучащих почти тождественно – утверждает, что елей, взятый мудрыми девами и забытый немудрыми, символизирует добрые дела, именно милостыню. Церковь, объясняя притчу о десяти девах, утверждает чрезвычайно важную истину: отсутствие милосердия (т.е. сердечной доброты), сводит на нет все другие качества; и девы (девственницы), не имеющие милосердия перед лицом Небесного Жениха, «ничем не отличаются от блудниц»4. Последнее вполне понятно, ибо милосердие, оказываемое «одному от малых сих» есть дело любви, делаемое ради Самого Христа. А бессердечное отношение к ближним – есть измена Христу, т.е. как бы худший вид блуда. Слово Божие о спасении милостыней и другими добродетелями требует реализации их, несоблюдение чего грозит пребыванием во тьме кромешной. См. стихиру: Перевод: «Слыша об осуждении скрывшего таланты, о душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, чтобы умножая дарование войдти тебе в радость Господа твоего. (Самогласная стихира «на хвалитех»). Это значит, что не только нужно быть добродетельным, но и само добро делать о имени Господнем – тогда только возможность доброго дела умножается, и дает плод для вечности. |