Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 177 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Митрополит Макарий (Булгаков). Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы, произнесенное в Саровской пустыни 15 августа 1857 года

     14.08.2024 22:21

День смерти человека обыкновенно бывает днем глубокой скорби и сетования. Скорбит умирающий, разлучаясь с жизнию и со всем, что было дорого в жизни. Скорбят и сетуют окружающие его, прощаясь с тем, кого знали, кого любили и, может быть, воспоминая и о своей неизбежной участи – некогда умереть. А ныне, что мы видим?

Ныне – день смерти или успения Пресвятыя Девы Богородицы – служит предметом величайшаго и радостнейшого торжества. Торжествует Она – преблагословенная в женах: днем успения окончился для Нея период тяжких земных страданий, когда самую «душу» Ея прошло «оружие» (Лук. 2, 35), окончилось время разлуки Ея с возлюбленным Ея Сыном и Господом; отныне Она входит в славу свою на небеси, какой от века не удостоивался никто из сотворенных, – в славу Божией Матери; отныне Она снова будет зреть своего Божественного Сына лицем к лицу, зреть непрестанно, и уже не в крайнем уничижении, не на кресте, а во всем величии Божества, на горнем престоле, одесную Бога Отца. Торжествует и весь мир, горний и дольний. Горний встречает Ту, которой доселе только издали дивился, которая соделалась честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, а отныне соделается Царицею неба и земли.

Дольний провождает Ее с радостнейшим упованием, что «во успении» своем Она не оставит «мира» земнаго, напротив, вознесшись на небеса, получит еще бо́льшую возможность видеть наши нужды, слышать наши молитвы, и бо́льшее дерзновение и силу ходатайствовать пред своим Сыном и Богом о всех земнородных.

Ах, кто из нас не пожелал бы, братие, чтобы день и нашей смерти походил на день успения Богоматери, был днем не скорби, а радости и торжества! Но для того, чтобы уподобиться Богоматери в смерти, надобно прежде уподобиться Ей в жизни, надобно подражать Ей.

И, прежде всего, старайтесь подражать Ей вы, скромные иноки, насельники благочестивой пустыни! Жизнь Богоматери вам первым представляет достойнейший образец. Вы покинули мир, родных и все, что имели в мире, вы пришли в эту пустыню, чтобы здесь всецело посвятить себя Господу, ежедневно посещать Его святый храм, подвизаться в посте, бдении, молитвах. Идите же твердо избранным вами путем, памятуя постоянно, как Пресвятая Дева еще с четырехлетняго возраста оставила мир и кров родительский, с четырехлетняго возраста поселилась при иерусалимском храме и там, в совершенном уединении, проводила дни свои в едином служении Богу, в посещении Его св. храма и молитвах, в чтении священных книг, богомыслии и других святых занятиях. При вступлении в обитель вы дали обет девства и целомудрия, телеснаго и духовнаго: этот самый обет еще прежде вас изрекла и Она – Пречистая, – и знаете, с какою точностию сохранила его во всю свою жизнь! Вы дали обет смирения и совершеннаго послушания: до какой степени простиралось Ея смирение, видно из того, что даже в минуты благовестия Ей ангела о зачатии от Нея самого Сына Божия, Она изрекла: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», и даже по зачатии Богочеловека, славословила Господа единственно за то, «яко призре на смирение рабы своея» (Лук. 1, 38. 46–55). Вы дали обет нестяжательности и добровольной нищеты: среди нищеты, не имея ничего собственнаго, воспитывалась Пресвятая Дева при храме иерусалимском для своего высокого предназначения; среди совершенной нишеты родила Сына своего первенца и положила Его в яслях; среди нищеты и всякого рода лишений и скорбей провела Она и все время Его общественного служения, а после Его крестной смерти, «поят ю», как безприютную, св. Иоанн «в дом свой» (Иоан. 19, 27). Таким образом, еще до начала иночества в мире христианском Пресвятая Дева Богородица освятила этот род жизни своим собственным примером и указала всем нам путь самого высокого и строгого подвижничества.

Но не одни иноки и пустынники обязаны подражать Пресвятой Богородице. Ей можете и должны подражать и все вы, православные христиане! Пусть вы не налагали на себя добровольного обета отказаться от мира и поселиться в уединении; но все вы обязаны, как христиане, и живя посреди мира, «не любить мира ни яже в мире» (1Иоан. 2, 15), не привязываться к нему душею, не гоняться за его суетными благами и удовольствиями. Пусть вы не давали обета соблюсти свое девство и остаться навсегда в безбрачном состоянии; но на всех вас лежит долг сохранять себя в целомудрии и чистоте, как до брака, так и в самом браке и после брака (1Кор. 6, 18; 7, 41Сол. 4, 3–5), сохранять себя даже от сладострастных мыслей, желаний, воззрений (Матф. 5, 28). Не связывали вы себя и обетом совершеннаго отречения от собственной воли, безусловного повиновения и смирения; но ко всем вам относятся слова Спасителя: «иже хощет по мне ити, да отвержется себе» (Матф. 16, 24Марк. 8, 34Лук. 9, 23); «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лук. 18, 14); «блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Матф. 5, 3). Не произносили вы и обета совершенной нестяжательности и нищеты; но вы знаете, что «сребролюбие есть корень всех зол» (1Тим. 6, 10), которых вообще должны бегать христиане, что «лихоимание есть идолослужение» (Кол. 3, 5), которое решительно запрещено в христианстве, и что всем вам сказано: «богатство аще и течет, не прилагайте сердца» (Псал. 61, 11). Одним словом, все вы, братие, обязаны соблюдать закон евангельский, жить по-христиански; а живя по евангельскому закону, вы и будете подражать Пресвятой Деве Богородице, которая исполнила этот закон во всей силе еще прежде, нежели он преподан был миру Ея Божественным Сыном.

Если, таким образом, каждый из нас будет жить, как следует, если иноки будут соблюдать обеты своего иночества, а все христиане обеты своего крещения и христианския обязанности: то, будьте уверены, что и для нас день смерти соделается днем радости и торжества. С радостию мы оставим мир, полный греха и бедствий, и отойдем в другой мир, к которому постоянно стремились. С радостию проводят нас наши ближние, бывшие свидетелями нашей благочестивой жизни и нашей святой кончины. С радостию и любовию встретят нас на небеси праведники, ангелы, сама Царица небесная, сам Господь Бог. Да сподобит Он всех нас такого блаженного успения, молитвами Пресвятыя Богородицы! Аминь.