Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 82 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

  • odamian

Вход на сайт

Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы

     12.01.2023 20:08

75 лет назад в Церковь вернулись мощи благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского потепления в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 1, 2023PDF-версия).

Святая благоверная княгиня инокиня Анна Дмитриевна Кашинская (ок. 1280 — 2 октяб­ря 1368) просияла своей святостью в тяжелейшую эпоху русской истории — во время монголо-татарского ига. Достойная жена своего святого супруга благоверного великого князя Михаила Тверского, как и он, имела высокое устроение души, желая послужить в Русской земле народу Божиему, измученному гнетом жестокого врага — кровопролитными набегами и поборами, смертями и потерями близких, имущества.

Повесть об убиении благоверного христолюбивого великого князя Михаила Ярославича, написанная спустя всего несколько лет после кончины святого, по всей видимости, духовником князя и очевидцем его подвига игуменом тверского Отроча монастыря Александром, разошлась в Русской земле во множестве списков.

С глубоким сочувствием и состраданием внимали современники князя Михаила и их потомки рассказу о страдании святого и свидетельству духовника о его последней исповеди: «Если я куда-нибудь уклонюсь, а отчина моя вся в полоне перебита будет, — ведь мне же умирать после этого; так лучше мне ныне положить душу свою за многие души»1.

Святая княгиня пережила мужа на долгие полстолетия, стала свидетельницей широкого народного почитания его подвига и его памяти, являясь неотъемлемой, всеми признанной участницей и того, и другого. Много испытаний выпало на ее долю. Она не только похоронила мужа, но и потеряла двух сыновей, Дмитрия и Александра, а также внука Федора, тоже жестоко убитых в Орде. Скорби не сломали княгиню. Анна приняла монашеский постриг, впоследствии схиму и преставилась в 1368 году. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Многочисленные случаи чудотворений у гробницы святой известны с XVII столетия. В 1649 году совершилось обретение ее святых мощей и канонизация. Потом в пылу старообрядческих споров почитание благоверной княгини было приостановлено. В 1909 году состоялось второе обретение ее мощей и второе прославление.

Промыслом Божиим устроилось так, что по прошествии шести столетий после своей кончины, в иную трудную эпоху русской жизни, святая, имевшая в земной жизни жертвенное устроение быть со своим народом, и по смерти разделила с Божиим народом претерпеваемые им безбожные кощунства XX века. В 1930 году мощи ее были подвергнуты публичному освидетельствованию, а затем изъятию. Честные останки святой были открыты и положены в музее атеизма, в который был превращен кашинский собор Успения Пресвятой Богородицы, после чего они находились в краеведческом музее Кашина.

По замыслу безбожников, народ должен был разочароваться, видя лишь костные останки своих святых. Однако этот расчет не оправдался. За 17 лет (в этот период вошло и время Большого террора, и военные годы) музей пережил настоящее паломничество десятков тысяч человек — примечательный факт для города, не являвшегося тогда центром туризма и насчитывавшего всего несколько тысяч жителей2. Необычно большое число посетителей отмечалось в советских документах, не скрывавших факт паломничества к святыне множества советских граждан — русских православных людей.

В годы войны очевидной стала несостоятельность политики первых двух десятилетий советской власти, направленной на разделение народа, натравливание одной его части на другую: бедных на богатых, неверующих на верующих. Военное время требовало других политических решений. К тому же прагматический подход, возобладавший под действием жесткой военной реальности, диктовал правительству планы использовать Русскую Церковь как инструмент во внешней политике государства. В связи с этим в 1943-1948 годах довоенная антирелигиозная повестка была частично пересмотрена, в результате чего центральной властью были предприняты следующие шаги: создание Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, открытие храмов, избрание Патриарха, возвращение Церкви мощей некоторых святых и др.

Так, во второй половине 1940-х годов Церкви были возвращены мощи одиннадцати русских святых: в 1946 году — святителя Тихона Задонского (Орел), преподобного Сергия Радонежского (г. Загорск, Московская область), святителя Феодосия Черниговского (Чернигов), Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Вильнюс, Литва), преподобного Нила Столобенского (г. Осташков Калининской области); в 1947 году — святителя Иоанна Тобольского (Тобольск), святителя Алексия Московского (Москва); в 1948 году — благоверной княгини Анны Кашинской (г. Кашин Калининской области), а также младенца-­мученика Гавриила Белостокского, дату передачи Церкви мощей которого установить не удалось. По мнению современного исследователя, «возвращение мощей святой благоверной Анны Кашинской в феврале 1948 года было последним положительным для Церкви решением атеистической власти, касавшимся судьбы мощей русских святых в период сталинской религиозной оттепели 1943-1948 годов»3.

В результате изучения архивных документов складывается впечатление, что в послевоенные годы власть, оставаясь по-прежнему атеистической, отходит от крайних проявлений богоборчества, пытается не создавать новых очагов напряжения в отношениях с Церковью и готова иногда идти на некоторые уступки. Вместе с тем при знакомстве с источниками становится очевидным, что великие святыни православного народа от физического уничтожения в тиши музейных запасников отделяла очень тонкая грань.

Мощи святой благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской были переданы в Вознесенский собор Кашина 22 января 1948 года после длительной переписки (1946-1948 гг.), инициированной обращениями духовенства и верующих горожан к епископу Калининскому и Кашинскому Арсению (Крылову), а затем к Патриарху Алексию I и в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Первое из таких писем с приложением подписей на семи листах было направлено епископу Арсению в сентябре 1946 года. В феврале 1947 года Патриарху Московскому Алексию I было направлено письмо кашинцев и сопроводительное послание епископа Калининского и Кашинского.

В своем обращении 5 февраля 1947 года к Патриарху Алексию I епископ Арсений пишет: «Со своей стороны, идя навстречу искреннему желанию верующих и поддерживая их ходатайство, прошу Ваше Святейшество удовлетворить их ходатайство и тем самым насытить их алчущие сердца возможностью приносить моления и изливать свои горести пред нетленными останками Благоверной, которые будут находиться в постоянно посещаемом ими храме»4.

Двадцатого марта 1947 года от лица кашинских прихожан в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР было направлено еще одно письмо. В нем говорилось: «Исторически известно, что Святая и прежде спасала своими молитвами наш город от внешних врагов, и в нынешнюю войну с немцами мы веруем, что только по ея молитвам за нас и сохранились мы, кашинцы, невредимыми и не испытывая всех тяжелых переживаний: бегства из домов, голода, холода, потери родителей старых, малолетних детей, не говорим об имуществах. Все эти милости Божии к нам, грешным, посланы нам по молитвам Святыя Угодницы нашей Благоверной княгини Анны и побуждают нас к усиленной просьбе перед Советом разрешить перенести Святыя Останки Ея из кашинского музея в нашу Вознесенскую церковь для сохранения их и прославления»5. Третьего июля 1947 года уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Калининской области В.И. Хевроновым была составлена докладная записка «о проверке мощей Анны Кашинской». В ней содержались сведения о том, что мощи находятся в музее в раке, обитой красным бархатом, под стеклянной крышкой, и открыты для общего обозрения. Также сообщалось, что исполком Кашинского райсовета не против переноса мощей в церковь6.

27 июля 1947 года Совет по делам Русской Православной Церкви разрешил возвратить святыню. Хевронову была направлена подробная инструкция о том, как следует осуществить перенос мощей. Особой заботой властей при этом было не допустить церковного торжества в момент передачи7. В связи с этим и решение, и вся подготовка к его исполнению держались в строгой тайне. Уполномоченный, согласно своему донесению, выехал в Кашин и лично вместе с директором музея с 20 по 22 января 1948 года занимался организационными вопросами. При этом «были устранены следы грязи от проводившейся побелки здания на гробнице, крышке, покрывалах и т. д. Приведен в наиболее культурный вид угол здания, где стояли "мощи", то есть вымыт пол, убраны не относящиеся к "мощам" предметы, захламлявшие здание, устранена пыль на вит­рине, где находились "мощи". После подготовки мною [В.И. Хевроновым] был приглашен в исполком райсовета настоятель храма Троицкий, которому и было объявлено о состоявшемся решении о передаче "мощей" из музея в церковь. В беседе был разъяснен порядок перевоза, при котором не должно быть никаких церковных церемоний, на что возражений от Троицкого не последовало. В 14 часов дня 22 января в музей пришли: настоятель храма Троицкий, второй священник Молчанов8, диакон Крестников и псаломщик Успенский, всем им в музее было объявлено, что "мощи" Анны Кашинской можно взять в церковь. Особенно был рад такому событию 87-летний священник Молчанов, он несколько раз принимался плакать, целовал череп "мощей" и кости, крестился, вставал на колени... В 16 часов к музею была подана лошадь, так как автомашина в связи с заносами пройти не могла. Сани были наполнены сеном, которое было покрыто принесенным из церкви покрывалом, на него духовенством и была поставлена гробница с "мощами". Вместе с гробницей духовенство доехало до церкви и сами сгрузили ее в церковь»9.

В такой смиренной, скромной и тихой обстановке святые мощи Анны Кашинской вернулись в литургическое пространство Церкви. Впереди еще многое предстояло претерпеть русскому церковному народу и пребывающей с ним своими молитвами и мощами благоверной княгине. В результате хрущевских гонений в 1962 году, несмотря на сопротивление прихожан, Вознесенский храм был закрыт, после чего странствие святой продолжилось: мощи ее были перенесены в Петропавловский храм, затем в Христорождественский, а в 1993-м опять вернулись в открывшийся Вознесенский собор.

В 1990-е годы в Кашине возобновили обычай совершать крестный ход по городу с мощами святой 25 июня (перенесение мощей, второе прославление). Это празднование обыкновенно собирает множество жителей Кашина и паломников. Дни памяти благоверной княгини празднуются также 3 августа (обретение мощей) и 15 октября (преставление). В 2009 году на народные средства была сооружена новая серебряная рака для мощей благоверной княгини инокини Анны. В 2020 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия мощи святой были облачены в новую схиму.

В наше время стали доступны многие исторические источники, проливающие свет на судьбы Церкви и ее святынь в XX веке. Знакомство с этими материалами позволяет представить всю сложность церковно-государственных отношений советского времени и с особым чувством обратиться к сохранившимся по милости Божией святыням, с благоговением почтить память заступников земли Русской, которые своими молитвами и мужественным предстательством способствовали сохранению веры в русском народе. Преемство плодов их жизни и благочестия вверено современному поколению Церкви, которая не перестает свидетельствовать о святости благоверной княгини инокини Анны.

Протоиерей Александр Рычков


1 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб.: Наука, 1999. С. 77, 79.

2 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 326. Л. 5.

3 Кашеваров А.Н. Вопрос о возвращении мощей святых Русской Православной Церкви в контексте сталинской религиозной оттепели // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 1. С. 133.

4 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 607. Л. 3.

5 Там же. Л. 4-4об.

6 Там же. Л. 5-5об.

7 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 326. Л. 1-1об. Инструктивные указания Совета уполномоченному по Калининской области о порядке передачи мощей Анны Кашинской в Вознесенскую церковь г. Кашина дважды оговаривают это условие.

8 Протоиерей Димитрий Петрович Молчанов (1859-1954), глубоко почитавшийся в Кашине священник, прослуживший у престола в разных храмах города 69 лет. В 1930 году он был принужден участвовать как представитель Церкви в освидетельствовании и изъятии мощей святой и в том же году потерял брата, расстрелянного по приговору советского суда. Все эти события, конечно же, были связаны для священника с глубокими личными переживаниями. Очевидно, будучи в 1946-1948 годах вторым священником кашинской Вознесенской церкви, отец Димитрий стал инициатором кампании по возвращению мощей. Его подпись стоит первой во всех сохранившихся письмах из Кашина.

9 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 326. Л. 12. Докладная записка 31 января 1948 года председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Карпову Г.Г. уполномоченного Совета по Калининской области В.И. Хевронова о результате передачи мощей Анны Кашинской из музея в церковь. Л. 12.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru