Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 166 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Почему Крест стал главной святыней христиан? 27.09.2024 06:39
Именно на праздник Крестовоздвижения блудница из Александрии, позже став известной всему христианскому миру Марией Египетской, оказалась в храме и так решительно изменила свою жизнь. На дворе 21 век, а все продолжают спрашивать: почему крест стал главной святыней христиан? Крест – это же страшно, мрачно, вроде как всему конец. Так думали, наблюдая за казнью Христа, многие люди: распяли, и точка. А оказалось – впереди таааакое продолжение… На кресте Бог не просто умер, но и воскрес. Ну вот примерно как зерно: бросили его в черную землю, оно умерло, но ведь не только: из него вырос целый колос новых зерен, которые потом также будут давать новую жизнь! Поэтому христиане и почитают Крест – на нем был распят христианский Бог, чтобы воскреснуть и дать новую, вечную жизнь своим детям. Был ли в истории человечества другой такой бог, который ради людей, «жалкого человечества», пошел на такое? Или отдал сына своего единственного на смерть за человеков? Чаще боги требовали жертв себе, и кровавых. В «Прологе» есть размышление о Предвечном Совете Божием, предшествующем сотворению мира: «Бог Отец, Премудрая Любовь, обращается к Сыну Своему, Которым всему надлежит быть созданным, и говорит Ему: Сыне, сотворим мир! — И Сын отвечает: Да, Отче! — И Отец говорит Сыну: но этот мир отпадет от Нас в грех, и для того, чтобы его спасти, Тебе надо будет стать человеком и умереть… И Сын отвечает: Да будет так, Отче!» И Христос идет на Крест, испытывая все страдания и унижения этой казни. И почему-то не сходит с него, как предлагают собравшиеся поглядеть на мучения назвавшего Себя Сыном Божиим. Был бы Он Сын, а тем более Царь, да разве не смог бы и от Креста спастись, всех победить и всем доказать, каков на деле царь Иудейский! Но ведь не сошел – все видели – значит, обманщик. «Христос умер на кресте для того, чтобы с нами разделить самое трагическое – смерть. Он умер, потому что только смерть может выразить в предельном смысле любовь, себя отдающую ради другого, – пишет митр. Антоний Сурожский о Кресте Христовом. – Мы-то не всегда готовы пожертвовать жизнью даже ради самых близких. А Бог, Который – сама Жизнь, для того чтобы мы не потеряли ее навсегда, пожертвовал своей.» Христос был распят вне врат Иерусалима, то есть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козел отпущения, на которого ложились грехи древнего Израиля и который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества; отрубленный, отрезанный ломоть… Умирает плотью бессмертный Сын Божий. Святой Григорий Богослов говорит: чему не приобщился Христос, того Он не искупил… Он приобщился всему, включая последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он умирает именно в этом ужасе Богооставленности: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. (Мф. 27, 46) Он умирает от Богооставленности…» Но Христос побеждает смерть. Бог смерти не сотворял. Смерть появилась как разрыв связи с Богом. Смерть появилась, когда Адам, наделенный дарованным ему Богом «дыханием жизни» и потому только живущий, захотел сам стать богом – тайком и без труда, – надо только сделать, что нельзя, как посоветовали мимо проползавшие, и вжииик – бог. А то, понимаешь, трудись в Раю, готовься к обожению. И вообще – почему нет? Чем я хуже? Захотевшие независимости – получили ее. Только сами мало что смогли – например, не смогли жить вечно, прервав связь с Источником вечной жизни. Автономия не состоялась. Христос, в отличие от непослушных людей, был послушен Отцу. Христос идет на смерть добровольно, чтобы пройти тот же путь умирания, что и человек. Но смерть как следствие греха власти над безгрешным Христом не имеет. Она, как и дьявол, «не имеет в Нем ничего» своего. И потому встреча смерти со Христом становится поражением смерти: приняв в крещении грех мира на Себя, Своей жертвенной кровью Богочеловек Христос очищает поврежденную грехом человеческую природу. А те, кто «имеет в себе часть со Христом», входят в воскресение не только природой, но и личностно. Так смерть Бога оказывается воскресением человека, а Крест – Древом Жизни. Отныне владычество смерти закончились для тех, кто хочет быть с Богом. Крест для христиан становится победой над злом, болью и смертью. Какой крест правильный?На праздничной всенощной под Крестовоздвижение (26 сентября), под пение «Святый Боже…» на середину храма священство выносит Крест. Крест находится на аналое шесть дней, до отдания Праздника, 2 октября. Фото с сайта monastery.ru Как точно выглядел Крест, на котором распяли Христа, сегодня неизвестно. Крест Спасителя, найденный, по Преданию, святой царицей Еленой, представлял из себя лишь две перекладины, табличку с надписью и подножие. В истории Церкви случались споры о том, какой крест – правильный, например, четырех или восьмиконечный? По этому поводу св. Иоанн Кронштадтский писал: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь. Где Крест, там и любовь. В церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас». Что такое – крестная сила?Дудин монастырь. Фото Vagant1221 с сайта wikimedia.org Прот. Всеволод Шпиллер: «Крест – это образ Пресвятой Троицы, Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Но что значит – образ? Мы знаем, что икона – образ Бога. Не Сам Бог, но Его присутствие, Его свойства. Так и в Кресте Господнем есть свойства Бога, самой Пресвятой Троицы. Какие же это свойства? Бог есть Любовь. И эта Любовь была явлена сначала в Боговоплощении, потом во всей земной жизни Иисуса Христа. Но особенное явление ее было на Кресте, на котором Он дал Себя распять. Распятие Господа на крестном древе — это великая жертва за грехи людей. И Крест, который есть образ этой любви, имеет в себе и силу этой Любви. Эта сострадательная, состраждущая любовь дарует человеку общность с Божеством. Когда мы поклоняемся образу Пресвятой Троицы — Кресту Господню, целуем его, мы как бы прикасаемся к краю одежды Христа, как это сделала кровоточивая жена. И сила, которая есть во Христе, тепло кающегося человека делает причастником Самого Божества, Божественного света, ведет к изменению того грешного естества, которое оказывается достойным и воскресения, и вознесения, и даже седения одесную Бога-Отца. Вот что дает нам Крест, вот что дает состраждущая божественная любовь человеку, тепло кающемуся». Намного истории, всем, кажется, известнойСвятые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. Художник В.К. Сазонов, 19 век Когда стали почитать Крест Христов? История почитания Креста связана с первым христианским императором Константином (IV в.). Св. Константин накануне опасного для себя сражения видел на небе знамение – Крест с надписью «Сим победиши». И одержал победу. По свидетельству церковного историка того времени, ночью св. Константину явился Христос с крестом и повелел сделать подобие его, и с этим знаком выступать против врагов. Результатом такого события стал изданный св. Константином указ о веротерпимости, означавший прекращение гонений и свободу вероисповедания христиан (Миланский эдикт). Император попытался найти и Крест, на котором был распят Спаситель. Для этого в Иерусалим отправилась св. царица Елена – мать Константина. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена нашла Крест Господень (Предание говорит о воскресении на этом Кресте одного из умерших, которого поочередно прикладывали к трем найденным в одном месте крестам) и установила Крест на одном из холмов города для всеобщего поклонения. Император Константин повелел построить в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет и освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. О праздновании Воздвижения Креста и большом стечении паломников в Иерусалим в этот день свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (IV в.), записанное с ее слов; именно в этот праздник она так решительно переменила свою жизнь. https://www.miloserdie.ru/article/krest-kak-svetilnik-razgonyayushhij-tmu-i-lozh-na-zemle/
|