Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 138 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

В рамках XXII Международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя прошла шестая конференция «Прославление и почитание святых»

     28.01.2014 13:10

28 января в рамках XXII Международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя прошла шестая конференция «Прославление и почитание святых». Ее возглавил председатель направления «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» епископ Троицкий Панкратий – викарий Московской епархии, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. По благословению настоятеля храма Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумена Дамиана (Залетова) в работе круглого стола приняла участие староста Подворья Шутовский Дмитрий Викторович.

 

Выступая с докладом на открытии XXII Международных Рождественских Чтений 27 января 2014 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделил особое внимание теме канонизации святых: «Примером для нас в следовании за Христом вопреки стихиям мира должны служить новомученики и исповедники XX века, кровью засвидетельствовавшие свою верность Истине. Неслучайно тема прославления и почитания святых, особенно живших и пострадавших в минувшее лихолетье, традиционно становилась предметом обсуждения нескольких секций Чтений в минувшие годы. Важно, чтобы накопленный многолетний опыт имел практическое применение при проведении классных часов, написании школьных рефератов, научных работ, становился частью образовательной деятельности, включался в интеллектуальный и духовный дискурс нашего общества. Мы не можем не использовать тот огромный потенциал, который несет в себе подвиг мученичества, исповедничества народа нашего в XX веке». Поэтому на следующий день, 28 января, на конференцию «Прославление и почитание святых», пришло достаточно много слушателей, среди которых были представители духовенства и миряне.

Конференция оказалась плодотворной и интересной. На ней обсуждались актуальные вопросы, касающиеся прославления в лике святых многих подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников Российских. В частности, вопрос о том, что их почитание должно получить всестороннее компетентное богословское, церковно-каноническоеи церковно-практическое освещение и толкование.

Почему соборное определение делает акцент на чудесах?

 Открывая конференцию вступительным словом, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, кратко рассказал о содержании каждого доклада и обратил внимание присутствующих на современные трудности, связанные с вопросами канонизации святых.

Владыка отметил, что Синодальной комиссии нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди, собирающие и изучающие материалы о подвижниках благочестия и о пострадавших священнослужителях и мирянах, не знают основополагающих церковных документов, касающихся канонизации, или они ими не достаточно осмысленны. «Вполне закономерно в связи с этим, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начинается издание нормативных документов Русской Православной Церкви, которое будет содержать «документы и тематические выдержки из определений Поместного и Архиерейского Собора, Священного Синода по всем направлениям церковной жизни», включая и вопросы канонизации. Мы специально в свое время опубликовали некоторые из них в приложении к сборнику докладов, прозвучавших на конференции «Прославление и почитание святых» в 2013 году», - сказал епископ Троицкий Панкратий. Он также процитировал один из таких документов, который Священный Собор Православной Российской Церкви принял в 1918 году. «Это определение, касающееся критериев прославления местночтимых святых, в котором говорится: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его», - подчеркнул председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Во время своего выступления Владыка также объяснил, почему соборное определение делает акцент на чудесах, и чудесах, совершившихся именно по кончине праведника, полагая, что они являются свидетельством его богоугодной жизни. «Посмертными чудесами сам Бог свидетельствует о святости угодника Своего, так как, по свидетельству святых отцов, и величайший подвижник мог пасть незадолго до кончины», - подчеркнул епископ Троицкий Панкратий и далее привел высказывание святого Исаака Сирского: «Многие совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя». Владыка также процитировал преподобного Макария Великого: «Некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную».  Соборное определение говорит далее: «и народным почитанием его». После Владыка отметил, что зачастую в присылаемых в Комиссию материалах в первую очередь нет материалов, убедительно свидетельствующих о чудесах и о народном почитании подвижника.

Жажда новых канонизаций

 «Информационная эпоха, в которую мы живем, накладывает заметный отпечаток на действия и суждения современных людей, вызывая у них жажду новостей, подобно афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21). Эта жажда нового проявляется не только в интересе к событиям в общественной жизни или в науке, но и в желании видеть все новые и новые канонизации», - подчеркнул епископ Панкратий, после чего привел слова из доклада Святейшего Патриарха Кирилла, озвученные на Архиерейском Соборе 2011 года: «Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды».

В заключительной части своего выступления, епископ Троицкий Панкратий сказал, что были известны случаи, когда епархии подавали материалы о подвижниках благочестия, Святейший Патриарх давал благословение на канонизацию, проходили торжества канонизации, и почитание в епархии потихоньку замирало и прекращалось. «Объяснить это можно только одним – вероятно этого почитания и не было. Именно поэтому я обращаю ваше внимание на приоритетную и актуальную область в работе епархиальных комиссий – это развитие деятельности, направленной на почитание нашим церковным народом уже прославленных святых», - подчеркнул Владыка.

Цель – восстановить в нашем народе почитание уже прославленных святых

Напомним, В 2012 году Святейший Патриарх и Священный Синод на своем заседании 4 октября приняли важное в вопросе почитания святых определение (Журнал №94 – http://www.patriarchia.ru/db/text/2507811.html), в котором регламентируется практика обретения мощей подвижников веры и благочестия. В рамках конференции «Прославление и почитание святых» Виктор Николаевич Звягин – доктор медицинских наук, профессор Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, член Синодальной комиссии по канонизации святых представил свой доклад «Адмирал Ушаков: “посмертная судьба” останков». Более дух десятилетий он активно помогает епархиям Русской Православной Церкви в идентификации святых мощей, как вновь обретаемых, так и передаваемых Церкви из музеев после изъятия их в годы советской власти. Является автором многих научных разработок, далеко продвинувших науку об идентификации личности и используемых широко в мировой практике. Много времени Звягин посвятил вопросом соотнесения исторических свидетельств о жизни и кончине Адмирала Ушакова и об интересных результатах своей работы поведал слушателям во время своего выступления. В частности, об исследовании, касающемся установления с помощью научных методов внешнего облика святого праведного Феодора Ушакова. «Это имеет особое значение при написании икон. Доклад Виктора Николаевича повествует о том, что в иных случаях для установления той или иной научной истины требуются десятилетия», - сказал о докладе ученого Владыка Панкратий.

Член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров представил на конференции интересный доклад «Жизнеописание протоиерея Матфея Константиновского, духовника Н.В. Гоголя». Отец Олег рассказал, что помимо жизнеописания протоиерея Матфея Константиновского, изучил воспоминания, переписку, проповеди, выписки из архивных документов и т.д. Всего в рамках этого исследования, произведенного с максимальной степенью подробности, было изучено 1157 страниц разных материалов.

Отец Олег отметил, что на взаимоотношения Н.В. Гоголя и о. Матфея составители представляют разные мнения. Сами они считают, что о. Матфей помог Н.В. Гоголю умереть христианином. Например, он приводит отрывок статьи Е. Поселянина «Гоголь и протоиерей Матфей Ржевский», опубликованной в «Московских Ведомостях» № 57 27 февраля (12 марта.) 1902 года. В ней автор пишет: «Пусть погиб том Мертвых Душ, – можно думать, далеко не совершеннейшее произведение Гоголя. – Спасена его душа». Также во время своего выступления протоиерей Олег Митров подчеркнул: «Но если обратиться к биографам Н.В. Гоголя, то среди них можно встретить авторов, придерживающихся иного мнения о влиянии о. Матфея на Гоголя. Например, Мочульский К.В. пишет: «Мы приходим к следующим выводам: познакомившись через графа Толстого с ржевским священником, Гоголь сразу почувствовал духовную высоту этого скромного батюшки-мужичка. Отец Матвей осудил “Переписку” за отсутствие в ней подлинного христианского смирения и за претензию автора на вселенское учительство. Он стал влиять на Гоголя, стараясь приблизить его к евангельскому идеалу и углубить его внутреннюю жизнь. В момент религиозного кризиса Гоголь обратился именно к о. Матвею, признавшись ему, что теряет веру; о. Матвей своими наставлениями и молитвами помог Гоголю пережить кризис».

Большое внимание слушателей конференции привлекло выступление Зинаиды Петровны Иноземцевой – кандидата исторических наук, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, старшего научного сотрудника Всероссийского института документоведения и архивного дела. Она представила свой доклад «Архивный документ в агиографических исследованиях. Источниковедческий аспект». «Мы специально пригласили ее участвовать в нашей конференции. Зинаида Петровна, в прошлом директор большого архива, специалист в области архивоведения и документоведения. Она автор многих разработок в этой области, человек, который знал эту область, занимая высокий пост, и как специалист непосредственно работавший с документами в качестве эксперта, в задачу которого входило определение исторической значимости, ценности того или иного документа для истории нашей страны, - отметил в рамках конференции епископ Панкратий. -  К сожалению, отсутствие профессионализма в этой области в наше время становится все более заметным и существенным недостатком». 

Не менее интересен аудитории был и доклад секретаря Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии Лидии Ивановны Соколовой «Следственное дело протопресвитера Кирилла Зайца и других членов Псковской миссии». «В настоящее время нам нередко приходится сталкиваться со случаями, когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста. В предлагаемом докладе Лидия Ивановна представила результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как может быть никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами», - сказал о выступлении Лидии Ивановны Владыка Панкратий.

В своем докладе «Почитание новомучеников в Курской митрополии» секретарь историко-архивной комиссии по изучению материалов о священно- (церковно-) служителях Курской епархии монахиня Иустина (Трофимова) рассказала о том, что и как делается ими в этой области для того, чтобы знание о наших святых не ограничилось лишь поминанием имени святого на отпусте во время богослужения. «Деятельность Курской комиссии – это будничная, трудовая, научно-церковная и научно-практическая деятельность, которая мне видится очень важной в работе епархиальных комиссий. Я бы даже назвал ее святой деятельностью, потому что цель ее – восстановить в нашем народе почитание уже прославленных святых», - сказал епископ Панкратий о докладе матушки Иустины.

                                                                          СПРАВКА:

Русская Православная Церковь имеет давнюю традицию канонизации. В период гонений она была прервана, но возродилась в связи с подготовкой празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В апреле 1989 г. при Святейшем Патриархе и Священном Синоде была создана постоянно действующая Комиссия по канонизации святых. Благодаря ей за минувшие годы были подготовлены и состоялись многочисленные канонизации отечественных подвижников веры и благочестия, среди которых святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, святитель Филарет Московский, священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси и многие другие.