Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Новая иконы преподобного Варсонофия Херсонского передана в храм Святого адмирала 05.08.2022 20:27
5 августа 2022 года, в день престольного праздника, в храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове прихожанами передана новая иконы преподобного Варсонофия Херсонского, исповедника. Она была освящена за молебном и будет размещена в храме для почитания и поклонения Угодника Божия. Варсонофий (Юрченко) (1880 - 1954), архимандрит, исповедник, преподобный Память 4 октября - преставление (Укр.), 15 марта - обретение мощей (Укр.) и в Соборе Херсонских святых (Укр.) В миру Василий Григорьевич Юрченко, родился 18 августа [1] 1880 года в деревне Лозоватке Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне Кропивницкого района Кировоградской области), деревня входила тогда в состав Свято-Николаевского прихода села Оситняжки Александрийского уезда Херсонской губернии. Таинство крещения младенца было совершено на следующий день. Родители его, Григорий Петрович и Татьяна Ивановна, были верующими православными людьми, которые и детей своих воспитали богобоязненными и кроткими. Начальное образование Василий получил в местной деревенской школе, затем поступил в Новгородковскую церковно-учительскую школу, по окончании которой получил направление в г. Александрию Херсонской губернии, на должность учителя начальной школы. Прослужил Василий два года. В 1905 году он сильно простудился в селе Петрово Александрийского уезда и в течение двух лет болел. В это время усилилась его религиозная настроенность, под влиянием которой Василий в 1907 году поступил в Киево-Печерскую лавру, где в течение восьми лет жил и одновременно учительствовал. В 1915 году поступил в Херсонскую пастырско-миссионерскую семинарию. Будучи воспитаником 1 класса, 24 марта 1916 года принял монашеский постриг с именем в честь святого Варсонофия, епископа Тверского. По окончании курса был оставлен при семинарии Свято-Григорьевского Бизюкова монастыря. В 1920 году обитель подверглась общей участи разграбления и репрессий, и монастырь закрыли. Отец Варсонофий был арестован, сидел в ужасных условиях, в душных сырых помещениях, где, по собственному его рассказу, ряса истлела от сырости, а насекомые, донимавшие заключенных, были в таком количестве, что их приходилось сгребать как мусор. Через некоторое время он был освобождён и получил назначение на должность приходского священника в село Высокие Буераки около Елисаветграда, где своим искренним и ревностным служением вскоре приобрёл всеобщее уважение как среди верующих, так и среди духовенства. Был твердым противником обновленческого раскола. В 1923 году епископом Онуфрием (Гагалюком) он был назначен в город Александрию миссионером по борьбе с обновленчеством во всем Александрийском округе. В Александрии в то время не было уже ни одного православного храма. Вскоре он был арестован в с. Высокие Буераки и препровожден в заключение в Александрийскую тюрьму, где пробыл с осени до начала Великого Поста 1924 года, затем его освободили. К этому времени православная община, начавшая работу по организации прихода, после целого ряда усилий добилась у гражданских властей передачи ей одного из четырех обновленческих храмов, достаточно уже опустевших. О. Варсонофий был назначен настоятелем переданного храма Покрова Пресвятой Богородицы и благочинным всего Александрийского округа. Религиозный подъем принял такие размеры, что власть не решалась предпринимать какие-либо прямые меры для ликвидации этого движения. Было несколько арестов отца Варсонофия, открытый судебный процесс при громадном стечении народа, на котором преподобный Варсонофий мудро отвечал на все вопросы судебного следствия. Процесс не вызвал серьезных последствий, и дело ограничилось только денежным штрафом. Судебный процесс был организован в связи с крещением младенца, совершенного якобы без предварительной регистрации гражданских властей, что жестоко каралось. В том же 1924 году местные власти пытались обвинить о. Варсонофия в организации народного бунта. Было заведено дело. Арестовали некоторых членов приходского совета и самого о. Варсонофия как организатора бунта. На квартиру к нему после полуночи ворвались уполномоченные органов власти и произвели обыск. В результате чего обнаружился пакет с материалом, уличающим о. Варсонофия в организации происшедшего бунта. Подлог был очевиден, так как бумаги оказались в постели у одного из ночевавших в эту ночь людей. Через несколько дней все находившиеся в этом доме были арестованы и посажены в тюрьму. Сфабрикованное дело длилось более трех месяцев со многими допросами и угрозами, но было слишком грубо состряпано и после передачи его в высшую инстанцию все были освобождены.
В 1926 году о. Варсонофий был назначен настоятелем в город Первомайск Одесской епархии, где не было ни единой верной Православию церкви. Уже после первой службы весть о нем разнеслась по всему округу. Приходили священники и миряне за советом, спрашивали как перейти в Православие из обновленчества. На второй день Троицы, 21 июня 1926 года, о. Варсонофий был арестован и отправлен в харьковскую тюрьму, но по истечении нескольких месяцев вновь освобожден без права выезда из Харькова. Он с трудом нашел себе приют в чужом городе, однако скоро приобрёл всеобщую любовь и уважение в православном храме, который посещал. Батюшка при посредстве многих верующих как в Харькове, так и в районах бывших его приходов и других местах, поддерживал верующих различными способами: письмами или личным общением. Вокруг него образовалась община не только из местных жителей, но и из мирян Донбасса, Кубани, Полтавы, Херсона, Одессы, и даже Белоруссии. Преподобного Варсонофия посещали духовенство разогнанных монастырей, священники и миряне. 1 января 1931 года был произведен в одну ночь массовый арест оставшихся на свободе епископов, духовенства и мирян, проявивших какую-либо религиозную деятельность. Был арестован и преподобный Варсонофий. На сей раз он подвергался многим пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: батюшка пребывал в таком состоянии по пять, десять и более суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили его дни и ночи, не давая заснуть, поднимали пинками или даже штыками. Его лишали передач, избивали, держали в мучительных одиночках, в неимоверной тесноте, почти герметически закрытых в летнее время камерах или в холоде; лишали пищи, а потом сытно кормили и не давали пить, инсценировали расстрелы... Преподобный Варсонофий был приговорен к пяти годам заключения в Темниковских лагерях. Всего он провел в заточении десять лет, в лагерях: Темниковских, Алатырских и на Колыме. О. Варсонофий совершенно искренне говорил, что тюрьма для него - некая духовная школа и принимал заключение в ней как возможность духовного совершенствования, без страха, с благодарностью Богу. По причине существовавшего озлобления против духовенства, о. Варсонофия помещали в камеры уголовников. Истинно христианское поведение, достойное своего звания, часто укрощало и этих зверей в человеческом облике. Некоторые из них так привязались к батюшке, что даже по разлучении искали способ связаться с ним при помощи переписки или иным способом. В самой камере о. Варсонофий вёл себя как священник и монах. Невзирая на шум, крик, неимоверную ругань, тяжёлый табачный дым, он часами простаивал на молитве с чётками, как бы не замечая окружающей его обстановки. Передачами делился со всеми. Не опускаясь до той среды, в которой находился, но и не презирая её, заставлял смотреть на себя как на истинного служителя Божия. В лагерях преподобный Варсонофий принципиально отказывался от какой бы то ни было работы в воскресные и праздничные дни и ни под каким предлогом не давал изменять свой облик, только насильно, применив побои, его остригали и сбривали бороду. Находясь постоянно в неимоверно тяжелых условиях, о. Варсонофий никогда не унывал, всё время посвящал молитве, находил друзей и многих утешал. В условиях заключения становилось особенно тяжело, если не было веры в Бога, и находила такая тоска и ночь уныния, безысходности, что некоторые бились головой о стенку, пытаясь физической болью заглушить её. В такой момент при встрече с преподобным Варсонофием, при одном только получении благословения на расстоянии, не говоря уже о личном свидании, гора уныния сваливалась, и овладевало радостное чувство. Его одухотворённый, светлый внешний вид, ласковое обращение всегда привлекали к нему. Создавался круг своих, верных, и все вместе друг другу помогали, перенося трудности лагерной жизни. В первый срок пребывания в заключении, будучи перегоняем из лагеря в лагерь, находясь в невероятно сложных условиях, он едва не скончался от тифа. В Сарове за совершение молитвы и проповеди был избит до полусмерти, и к моменту выхода из лагеря стал совершенно сгорбленным инвалидом, передвигаться мог только при помощи костылей. Вследствие его инвалидности и по ходатайству родственников перед властями по окончании срока ему удалось вернуться в Харьков. Опять у себя на квартире и у других совершал богослужения ночью, приобщал, назидал беседами, укрепляя оставшихся верующих. После 1935 года, по причине крайне развившегося преследования духовенства, так что едва ли можно было священнику пройти или проехать в присущей его сану одежде, преподобный Варсонофий для достижения главной цели - спасения душ человеческих, укрепления верующих - снимает священническое одеяние и приобретает вид старика в обыкновенной русской длинной рубахе, подпоясанной поясом. В таком образе он смог до некоторого времени незамеченным посетить целый ряд верных своих чад, как в прежних своих приходах, так и в других местах: на Кубани, Донбассе, в Херсоне, Одессе и других городах Украины и Белоруссии. Цель посещений - совершение таинства Божественной Литургии, исповедь и причащение верных чад Божиих. Собирались на эти службы только свои, верные, знавшие друг друга. В одной из таких поездок, в 1936 году в Одессе, преподобный Варсонофий был выслежен и арестован. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осуждён НКВД на новый срок заключения на Колыму. Несколько месяцев длительной и тяжёлой поездки в арестантских вагонах при 40 градусном морозе претерпел преподобный Варсонофий, прежде чем попал к месту своего заключения. На Камчатке он сильно заболел, состояние было таким, что его посчитали умершим и выбросили тело. Наутро нашли сидящим среди трупов. Сам о. Варсонофий об этом случае рассказывал: когда его выбросили на кучу умерших тел - он был без сознания. Очнувшись, почувствовал тепло. Свет озарил ночное небо - явился Сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: "Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия". В 1941 году преподобный Варсонофий был освобождён из заключения. Он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице (по 1943 год) и два года в больнице бухты Находки (по 1945). Откуда был перевезён с нарочитой обслугой в г. Пятихатки Днепропетровской области. В 1945 году он переехал в Харьков на амбулаторное лечение. Знавшие его харьковчане говорили, что батюшка внешне изменился, но внутренне остался тем же. С 1946 года о. Варсонофий проживал в г. Краматорске, продолжая харьковский курс лечения. В мае 1948 года назначен клириком Покровской церкви г. Краматорска. Духовные чада, посещавшие его в то голодное время, говорили, что преподобный Варсонофий ещё не оправился от своих злоключений и выглядел очень болезненным. На ногах были по-прежнему незаживающие раны, которые постоянно сочились, ходил на костылях. Одна нога не сгибалась, а второй ходил только на пальцах. В один из дней к храму подошли озлобленные безбожники с палками, лопатами, собираясь бить о. Варсонофия, требовали выхода к ним. Батюшка стоял и молился. После молитвы он трижды выходил к людям - осенял крестом - и снова уходил в храм молиться. Видя смирение и кротость пастыря Божия, разъяренные люди молча разошлись. После этого случая о. Варсонофий обратился в епархиальное управление с ходатайством, чтобы ему взамен прислали архимандрита Онуфрия из Одессы, а его перевели в Херсон. 2 октября 1950 года он был назначен настоятелем Греко-Софиевской церкви г. Херсона. 9 ноября 1951 года назначен настоятелем Троицкой церкви с. Старой Збурьевки Голопристанского округа Херсонской области. Здесь он был возведён в сан архимандрита.
25 июня 1954 года назначен на священническое место в Екатерининский собор г. Херсона. В последние дни своей жизни о. Варсонофий сильно болел. Мирно скончался 17 октября 1954 года, в день памяти своего небесного покровителя, после исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Отпевание о. Варсонофия совершалось в Екатерининском соборе благочинным протоиереем Борисом Старком и духовенством Херсона. 28 марта 2007 года были обретены мощи преподобного Варсонофия, которые ныне покоятся в Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года преподобный Варсонофий был причислен к лику святых преподобноисповедников. 9 августа того же года в Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона состоялась его канонизация. |