Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 134 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

День памяти российских солдат, погибших в Первой мировой войне

     31.07.2013 20:19

1 августа  в России впервые отмечается День памяти российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. В годовщину начала трагических событий, оказавших огромное влияние на судьбы России и мира, мы вспоминаем подвиг русских воинов и отдаем дань памяти павшим. В строящемся храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове была совершена заупокойная молитва о всех погибших воинах на поле брани и в водной стихии.

Почти целое столетие отделяет нас от Первой мировой войны, названной современниками «Великой», «Священной» и даже «Второй Отечественной», поразившей всех масштабом как военных действий, так и жестокости.

Эта война «открыла» XX век громом артиллерии и миллионами погибших, возвестив об окончании эпохи «старой Европы» и изменив мир до неузнаваемости.

К сожалению, ныне мало кто помнит ту роль, которую сыграла Россия в этой войне. Она была встречена с широким общественным энтузиазмом, готовностью защищать свою Родину. Сражаясь исключительно за национальные интересы, русская армия одержала ряд блестящих побед над австрийцами, немцами и турками. Увы, вряд ли кто сейчас вспомнят те славных победы в Галиции и под Саракамышен, у ворот Варшавы и у стен Эрзерума. Не знаем мы и имена тех многочисленных героев, которые отдавали жизнь во имя исполнения долга.

Сейчас наша задача – вспомнить о далеких страницах истории и отдать последний долг памяти тем, кто в годы Первой мировой войны беззаветно служил своей стране.

Война и национальные интересы России

Существует весьма стойкий «миф», будто Россия вступила в войну вопреки национальным интересам и лишь из-за давления союзников. В действительности, это не так. К началу XX века на международной арене назрел серьезный конфликт между великими державами за передел влияния в Европе и во всем мире. С одной стороны, была быстроразвивающаяся Германия, стремившаяся к мировому господству, с другой, - «владычица морей» Великобритания, а также Франция. Россия могла либо остаться в стороне (и окончательно оказаться на международной периферии), либо попытаться реализовать собственные национальные интересы. Именно последнее и решило сделать царское правительство. В частности, Петербург опасался усиления Германии. Ее промышленные и сельскохозяйственные товары не только вытесняли русские с их - казалось бы - традиционных рынков, но и успешно проникали в Россию. Все это вызывало недовольство деловых кругов, в первую очередь промышленников и близких к престолу крупных землевладельцев. На этом фоне Берлин развивал союзнические отношения с Австро-Венгрией, с которой Россия боролась за влияние на балканские славянские государства. Отметим также и то, что сама Германия не стремилась к политическому союзу с Россией, по крайней мере, на выгодных для нас условиях. В сложившейся обстановке Россия блокировалась с Францией и Великобританией – так была образована Антанта, которая вопреки расхожим суждениям не имела под собой до 1914 г. каких-либо трехсторонних юридически обязывающих соглашений.

 

Сергей Дмитриевич Сазонов, министр иностранных дел

Непосредственно интересы России были озвучены в первый месяц войны в т.н. «меморандуме Сазонова» (министра иностранных дел). Они сводились к максимальному ослаблению Германии и Австро-Венгрии, отторжению от них ряда земель в пользу России и ее балканских союзников, а также получение контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, которые принадлежали Турции. После того как она в ноябре 1914 г. вступила в войну на стороне Германии, соглашения были детализированы. В 1915 г. Сазонову удалось добиться принципиального соглашения от Англии и Франции, что вопрос по Проливам будет решен в интересах России. В 1916 г. страны Антанты совершили (увы, лишь на бумаге) раздел сфер влияния на Ближнем Востоке. Все это свидетельствует об успехе нашей дипломатии, который по известным причинам так и не был реализован.

 

Россия и союзники

Хотя Россия накануне войны была одним из лидеров по темпам промышленного роста и другим показателям, по абсолютным экономическим показателям мы уступали союзникам. Именно структурная слабость экономики и низкая производительность труда обусловили ключевые проблемы, с которыми столкнулась Россия в 1915-16 гг. Отметим и другой важный момент: Россия учла многие ошибки, приведшие к поражению в русско-японской войне, и к 1914 году подготовилась намного лучше, однако мало кто мог тогда подумать, что общеевропейская война затянется на несколько лет, что и привело к столь печальным последствиям.

Все это обусловило особенный характер отношений с союзниками. С одной стороны, Россия справедливо стремилась к координации военных действий, чтобы быстрее добиться победы, а с другой – в наших интересах было не допустить разгрома союзников, иначе мы могли остаться с врагом один на один. Отсюда и готовность идти им навстречу. Более того, чуть ли не каждую операцию наши дипломаты пытались преподнести союзникам так, чтобы подчеркнуть ее позитивное значение для их положения. Тем самым наигрывался определенный политический капитал, который давал большую свободу действий при переговорах.

Отметим и то, что Россия обладала широкими людскими и продовольственными ресурсами. Несмотря на все имеющиеся проблемы, именно на Российскую императорскую армию приходилось около 40% (в зависимости от года) от численности всех войск союзников. Более того, именно наши армии в 1914 - начале 1917 гг. сковывали основные силы турок, австрийцев, а также значительные массы германцев и болгар: всего более 40% всех вражеских сил. За годы войны Россия взяла в плен около 2,2 млн. вражеских солдат (до 60% от общего числа пленных, взятыми странами Антанты).

 

1914 год: несбывшиеся надежды и крупные победы

Первая мировая война разразилась в августе 1914 г. Германия (наиболее мощная военная держава в мире) обрушила все свои силы против Франции, стремясь в ходе блицкрига нанести ей сокрушительное поражение. На востоке была оставлена слабая 8-я армия в Восточной Пруссии. Против России активные действия собиралась вести Австро-Венгрия. В свою очередь мы начали наступление против обоих противников.

 

К середине сентября в ходе Галицийской битвы русские армии Юго-Западного фронта разгромили основные силы австрийцев: они потеряли 400 тыс. человек, оставив в наших руках 100 тыс. пленных и 400 орудий, а также Восточную Галицию. Наша победа позитивно сказалась и на положении сербской армии.

Одновременно развивалось наступление в Восточной Пруссии. Вопреки расхожим мнениям основным мотивом было не столько желание спасти союзников, сколько стремление захватить инициативу, разгромить уступающие в силах германские войска, а затем продолжить движение на Берлин. Так, 20 августа в сражении под Гумбинненом мы разбили германскую армию, а в скором времени оккупировали около 2\3 всей провинции.

 

Восточная Пруссия. Гумбиннен

Однако в дальнейшем ввиду большого количества серьезнейших ошибок командования русские войска потерпели ряд сокрушительных поражений и к середине сентября отошли к границе. Несмотря на это, наш первоначальный успех произвел на германцев ошеломляющее впечатление (особенно на фоне их параллельных успехов против французов). Они перекинули часть сил на Восток, тем самым ослабив давление на наших союзников, что внесло весомый вклад в их победу под Марной - германский блицкриг провалился, а вместе с ним и надежды на скорейшую победу Берлина.

В начале октября германцы вместе с австрийцами развернули наступление на восточном фронте, однако в ходе Варшавско-Ивангородского сражения потерпели второе крупное поражение от русских войск и были вынуждены отойти к границе. Наши попытки в ноябре ворваться в центральные районы Германии, а также захватить Краков не удались, однако в целом наша активность позитивно сказалась на исходе боев на Изере и Ипре. Всего к декабрю 1914 г. германцы удвоили число своих дивизий на восточном фронте. В ноябре 1914 г. в войну вступила Турция. Изначальные ее успехи на Кавказском фронте уже к концу декабря 1914 г. окончились сокрушительным поражением 3-й турецкой армии под Сарыкамышем.

 

1915 г.: напряжение сил

Этот год известен как период наиболее тяжелых поражений России в годы Первой мировой. Их можно связать с двумя фундаментальными причинами: во-первых, наши армии испытывали серьезные проблемы со снабжением патронами, винтовками и артиллерийскими снарядами; во-вторых, для Германии Восточный фронт стал основным: она стремилась вывести Россию из войны, окружив наши армии в Польше.

Однако стратегический талант генерала М.В.Алексеева и его умение пользоваться ошибками врага сорвали план германцев. Да, мы понесли колоссальные потери, да, мы оставили русскую Польшу, Литву, Латвию, часть современной Белоруссии и восточной Галиции, однако русские войска вышли из угрожающего положения и сумели закрепиться: русская военная машина не была уничтожена.

 

 

Наши союзники получили передышку, что позволило им укрепить свое положение и нарастить собственные силы.

Отметим, что параллельно на турецком фронте (где нашей армией командовал один из наиболее блестящих полководцев Первой мировой генерал Н.Н.Юденич) мы продолжали успешно наступать и наносить поражения туркам. Наши успехи положительно отразились на месопотамском фронте союзников.

Более того, действия корпуса Баратова в Персии сыграли решающую роль в том, чтобы Тегеран не перешел на сторону наших врагов. При этом продвижение нашей армии спасло десятки тысяч армян от устроенного турками геноцида.

 

1916 г.: последние успехи

Не добившись стратегической победы против России, германцы снова перенесли усилия на западный фронт. Они хотели обескровить англо-французские войска, «перемолов» их в боях за стратегически важный пункт: так началась битва под Верденом.

Однако в это время по просьбе командования русские армии предприняли наступление в районе оз. Нарочь. Несмотря на неудачу, в целом оно позитивно сказалось на положении союзников. Одновременно успешно развивалось наше наступление в Турции: сначала войска Юденича 16 февраля взяли крепость Эрзерум (а вместе с ней 327 орудий, 137 офицеров и 13 000 солдат), а через несколько месяцев – Трапезунд. Однако наибольшие успехи ожидали наших летом 1916 г., когда в начале июня началось общее наступление Юго-Западного фронта, получившее название «Брусиловского прорыва». В его ходе австрийская армия потерпела второе крупное поражение в ходе Первой мировой войны, и только помощь германцев позволила остановить продвижение русских. Дальнейшие бои у Ковеля, к сожалению, окончились полнейшим провалом.

На 1917 год планировалось новое крупное наступление, однако ему не было суждено осуществиться. Социально-экономические трудности, снижение уровня жизни широких слоев населения, падение морального духа в тылу (в т.ч. и из-за высоких потерь – самых крупных из числа воюющих), распространение социалистической пропаганды, политическая дестабилизация и активные интриги против действующей власти – все это в совокупности сломало социально-политическую систему и привело к революционным потрясениям 1917 года. Они перечеркнули все усилия России, низведя ее до положения проигравшей стороны. Хотя даже в период фактического развала русского фронта более трети германских и чуть менее половины австрийских дивизий оставались здесь.

Конечно, было бы ошибкой искать «темные силы» или винить в произошедшем лишь кого-то одного – сбой, увы, случился на системном уровне. Однако сейчас, в преддверие 100-летия со дня начала Первой мировой, мы должны вспомнить ту важную роль, которую сыграла Россия в той войне. Можно долго спорить о том, какой фронт – Западный (союзников) или Восточный (русский) – был важнее, однако важен тот факт, что без участия нашей страны Антанта вряд ли бы смогла добиться итоговой победы.