Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 214 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Вторник пятой седмицы Великого поста. О лжи и сребролюбии 11.04.2016 21:58
О сребролюбии 1. Большая часть премудрых учителей, после описанного нами сладострастного мучителя, полагают обыкновенно сего тьмоглавого беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании. 2. Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия, извинение себя своими немощами, предсказатель старости, предвозвестник голода, гадатель о бездождии.
3. Сребролюбец есть хулитель Евангелия, и добровольный отступник. Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. 4. Оплакивающий себя самого, даже и тела своего отвергся, и не щадит его в случае нужды. 5. Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное. 6. Страннолюбец и сребролюбец друг с другом встретились; и второй назвал первого безрассудным. 7. Победивший страсть сию отсек попечения; а связанный ею никогда не молится чисто. 8. Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки. 9. Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатившись духовно и забыли первую свою нищету. 10. Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола:праздный да не яст (2 Сол. 3, 10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20, 34). Шестнадцатая борьба. Кто в ней одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения. О лжи 1. Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. 2. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. 3. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющiя лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? 4. Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа. 5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы; тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «не опечаливай», внушают они нам, «повествователя»; или «не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли; а если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и последнем суде; ибо лучше тебе окропиться, в сем случае, малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы. 6. Лицемерие есть матерь лжи, а часто оно бывает и поводом к оной. Ибо некоторые утверждают, что лицемерие есть не что иное что, как поучение во лжи и изобретатель лжи, с которою сплетается достойная казни клятва. 7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, – свою совесть. 8. Как во всех страстях, так и во лжи познаем мы различные степени вреда; ибо иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, кто лжет без предлежащей опасности. 9. Один лжет ради увеселения, другой – ради сластолюбия, иной, чтобы заставить присутствующих смеяться, а некоторый для того, чтобы ближнему поставить сеть и сделать ему зло. 10. Истязаниями властителей прогоняется ложь; множество же слез ее совершенно погубляет. 11. Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. 12. Когда мы будем совершенно чисты от лжи, тогда уже, если случай и нужда потребуют, и то не без страха, можем употребить ее. 13. Не знает младенец лжи; не знает оной и душа, очистившаяся от лукавства. 14. Развеселившийся от вина, поневоле во всем говорит истину; так и упившийся умилением солгать не может. Восхождение двенадцатое. Кто взошел на сию степень, тот стяжал корень добродетелей. «Лествица», преподобный Иоанн Лествичник |