Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 94 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Завет Тредиаковского 06.08.2015 20:18
Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1769) в истории России и истории Отечества заслужил себе место прочное и почётное. Он – один из первых наших просветителей. Со стихов Тредиаковского частенько начинаются хрестоматии и антологии русской поэзии. Несомненно, Василий Кириллович – один из основоположников поэтического искусства в России. В 1730-м году он выпустил в свет русский перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» с образцами любовной лирики в приложении. Это был первый столь яркий образец светской русской литературы.
В 1735 году Тредиаковский издаёт «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских», в котором теоретически обосновал силлабо-тоническое стихосложение, которое развивалось в дискуссии Тредиаковского с Ломоносовым. Лучшие стихи Тредиаковского – это духовные оды. Говоря о Господе, он становился чище и мудрее, обретал гармонию стиха. Даже через 270 лет можно ощутить, как молитва просветляла его. Возможно, сказывалось, что Тредиаковский – сын и внук священника (Тредиаковские служили и в Вологде, и в Астрахани). При храме он и начал образование, удивляя окружающих способностями и желанием учиться. Единственную школу, где можно было выучиться латыни, содержали в Астрахани капуцины. У них и продолжил своё образование Василий Тредиаковский, несмотря на сомнения родных. Капуцинскую школу поддерживал тогдашний астраханский губернатор – Волынский, будущий мучитель Тредиаковского во дни подготовки шутовской свадьбы в ледяном доме. В Астрахани, по легенде, Тредиаковского приметил царь Пётр, назвавший его «вечным тружеником». Учёбу он продолжил в Москве, в Славяно-греко-латинской академии, где и начал слагать вирши и сочинять стихотворные драмы. Потом на несколько лет уехал в Европу. Учился в Гааге, затем – в Париже, в Сорбонне. Пользовался покровительством русского посланника Куракина, выполнял, по-видимому, и секретные его поручения. Ну, а уж потом удивил русских читателей «Ездой в остров любви». О Тредиаковском говорят: горькая судьбина! По мнению современников, он проиграл в поэтической дискуссии с Ломоносовым и Сумароковым. Волынский сотоварищи подвергли его жестокой экзекуции, заставляя участвовать в похабной шутовской свадьбе. Об этом мы недавно вспоминали. Тредиаковскому не удавалось вырваться из нужды, он завидовал более предприимчивому и удачливому Ломоносову… Но не сдавался, продолжал сочинительствовать и просвещать. Его стихи считали примером скучного косноязычия, а единственной доблестью поэта называли трудолюбие, бессмысленное усердие. Что может быть обиднее? И всё-таки в литературном мире всегда находились те, кто понимал и уважал Тредиаковского, кто учился у него. Проблесков таланта в стихах профессора Тредиаковского немало. А есть в его наследии и подлинные вершины. Это духовные оды, которые особенно уместно перечитывать во дни Поста. Полюбить допушкинскую поэзию в наше время непросто: слишком изменился язык, изменилась и эстетика, и стиль мышления. Но стоит сделать усилие – и опыт поэтов и мыслителей XVIII века обогатит нас. Он размышлял о месте и долге человека в Божьем мире. В лучших его стихах – поэтическое переложение святоотеческой мудрости: В жилище, Господи, твоем Пожалуй, самое совершенное произведение Тредиаковского – «Ода 18. Парафразис вторыя песни Моисеевы», написанная уже немолодым человеком в 1752-м году. Обычно цитируют только первую строфу этой оды – как пример необычайного взлёта допушкинской поэзии. Так внятно, так искренне об иррациональном и таинственном до Тредиаковского не писали, да и после – редко кому удавалось. Но и во всём пространном стихотворении Тредиаковский не теряет напряжения. Не все строфы равнозначны, но ода удалась на славу: Вонми, о! небо, и реку, Как туча падает на злак, Бог – истинны его дела Согрешшии вельми пред ним, Сих оный есть народ делец, Воспомяни те дни веков, Как Бог языки разделял, И стала быть Господня часть – В пустыне всем его снабдил: Гнездо как кроет всяк орел, Вождем им был Господь един, Из каменя потек им мед, Иаков в сытости процвел, Во нравах все творца чужих Узрев Господь, возревновал, Господь рек: “Сам Я отвращу В гнев привели тем, что не Бог, От ярости уж Моея Употреблю премного зол; Внутрь истребит их страх; Изрек бы: их рассею всех, Еще чтоб не сказали так: О! ежели б все разуметь Как тысящи един гонить, Но боги их не таковы, Их из Содома виноград, Змиина ярость их вино, В день мести то воздаст он сам, Своим Бог правду сотворит, Так рек Господь: “Их Боги где, Да встанут, и да вас спасут; Но зрите, зрите, что есмь Я; На небо ону возведу, Когда я изощрю мой меч Я кровью стрелы напою, Возвеселитесь, небеса, Языки! вы с его людьми В веселии сердец ликуйте; Отмщает Бог за вас в день сей, Чтобы понять – нужно вчитаться. Но искренность, вдохновение стихотворца заметны сразу, это передаётся от сердца к сердцу. Это – завет Тредиаковского, который мы вспоминаем в день его рождения. АРСЕНИЙ ЗАМОСТЬЯНОВ http://www.pravmir.ru/v-zhilishhe-gospodi-tvoem/ |