Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 269 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святитель Иннокентий Иркутский – повелитель стихий

     09.12.2016 09:06

9 декабря Русская Православная Церковь празднует память святителя Иннокентия, епископа Иркутского.

Святитель Иннокентий, принадлежит к плеяде архиереев малороссийского происхождение, много потрудившихся на благо Русской Церкви и прославленных в лике святых. Среди его собратьев-земляков следует вспомнить святителей Иоанна (Максимовича), Димитрия (Туптало) и Филофея (Лещинского).

Святитель Иннокентий (Кульчицкий) родился около 1680 года в священнической семье, в крещении он был наречен Иоанном. Его предки были выходцами с Волыни, впоследствии они переселились на Черниговщину.

Получил духовное образование в Киево-Могилянской коллегии, созданной митрополитом Петром Могилой по образцу западных учебных заведений, готовящих священнослужителей. Здесь Иоанн изучал богословие, философию, риторику, древние и новые языки и другие дисциплины.

Во время учебы у юноши созрело желание стать монахом, и он принял постриг с именем Иннокентий в честь преподобного Иннокентия Комельского. По окончании учебы иеромонах Иннокентий был направлен для преподавания в столичную Славяно-греко-латинскую академию. Позже служил военным священником на корабле «Самсон» и в сухопутном Финляндском корпусе и галерном флоте, дислоцировавшимся в Або (Турку).

На всех местах своего служения о. Иннокентий ответственно исполнял обязанности, поэтому его кандидатура была предложена на место начальника Русской духовной миссии в Пекине. Миссия была устроена еще в конце 1715 – начале 1716 года, она состояла всего из десяти человек, ее возглавлял архимандрит Иларион (Лежайский), китайскими чиновниками возведенный в мандарина 5-го ранга.

В планах Сибирского митрополита Филофея (Лещинского), епархия которого простиралась от Урала до восточных рубежей России, и Петра I, было повышение статуса миссии, поэтому ее начальником решили поставить епископа. Для этого и был призван о. Иннокентий, протекцию в назначении ему составил митрополит Филофей. В 1721 году Синод определил Иннокентия в епископа, и в Неделю Крестопоклонную архимандрит Иннокентий в Троицком соборе Александро-Невского монастыря был посвящен в епископский сан.

Рукоположение Иннокентия необходимо было проводить с присвоением титула епископа Пекинского, но он был посвящен с титулом епископа Переяславля-Залесского. Это было связано с опасениями, как бы иезуиты, которые успели развернуть свою деятельность и в Цинской империи, «не перетолковали низко и бедства б не нанесли». Но интриги иезуитов, а также ряд других внешнеполитических факторов привели к тому, что въезд в Китай для миссии во главе с епископом Иннокентием оказался закрыт.

Несколько лет провел епископ Иннокентий в забайкальском Троицком Селенгинском монастыре, ожидая решения вопроса. За это время святитель выучил монгольский язык и проповедовал монголам и бурятам и занимался написанием икон.

В 1725 году епископу было велено поехать в Иркутск, он остановился в Знаменском монастыре города, питался владыка от «обработки отведенного ему огорода». В 1727 году еще раз он попытался поехать в Китай, уже с графом Саввой Рагузинским, но также пропущен не был.

Подвешенное состояние, длившееся семь лет, закончилось 15 января 1727 года - Иркутское и Нерчинское викариатство Тобольской и Сибирской епархии было преобразовано в отдельную епархию, и епископ Иннокентий был определен правящим архиереем.

Всю силы, которую святитель мог бы использовать в проповеди китайцам, Иннокентий отдал сибирякам.

Первый епископ града Иркутска явился «благодатным светильником и духовным собирателем» Восточной Сибири. За пять неполных лет пребывания на Иркутской кафедре ему удалось заложить основные направления, определившие в дальнейшем самостоятельное развитие церковной жизни в епархии.

Иркутский Знаменский монастырь

Святитель занимался строительством новых и благоукрашением действующих храмов; организовал при Вознесенском монастыре школу для детей духовенства и других сословий, наряду с русским в ней преподавались монгольский и китайский языки, часть расходов по содержанию школы архиерей покрывал из своего жалования. Особое внимание святитель уделял просвещению инородцев.

За святую жизнь епископ Иннокентий был удостоен дара прозорливости. Крестьянам села Оёк он предсказал выпадение снега в июне, они пригласили его послужить в своем храме, на что святитель сказал: «Хорошо, мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Его предсказание сбылось, выпал обильный снег и обратно архиерей возвращался уже на санях.

Интересно, что подобный случай произошел в XII веке, преподобный Варлаам Хутынский предсказал выпадение снега на праздник Петра и Павла (29 июня), что тоже исполнилось.

В управлении стихиями Иркутский святитель был замечен и в другое время, весной-летом 1728 года в регионе стояла сильная засуха, причину которой епископ видел в нарушении православными заповедей Божиих. В храмах епархии служились молебны о даровании дождя.

«Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля, в день Илии-пророка разразилась буря с проливным дождем, который шел долгое время, не переставая.

Но, это, конечно, не главное в житии епископа Иннокентия, главное – святая и богоугодная жизнь, и постоянная забота о вверенной ему пастве. Пастве святитель отдавал всего себя без остатка. И после смерти, которая последовала 27 ноября 1731 года, он не оставляет без своего внимания сибиряков и всех обращающихся к нему в молитве с верой.