Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 198 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Апостол Матфий

     22.08.2016 16:35

22 августа Православная Церковь вспоминает апостола Матфия. Он был среди 70 не названных учеников Христа, но стал одним из 12 ближайших, заменив Иуду.

Встреча

Имя Матфия упоминается в новозаветных текстах один раз, и связано это с примечательным эпизодом. После отпадения и предательства Иуды апостолы выбирают себе 12-го брата, чтобы восстановить число, заповеданное Христом.

«Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус… был вместе с нами свидетелем воскресения Его», — говорит апостол Петр.

И тогда перед ним ставят двоих: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Апостолы молятся и просят Бога выбрать одного из приведенных на место отпавшего Иуды. Бросают жребий — жребий выпадает Матфию, и его причисляют 12-м к кругу ближних.

Известно, что, помимо 12 ближайших учеников, Христос избрал еще 70. Он послал их вперед себя по двое в города с проповедью о наступлении Царствия Божьего. Матфий — хотя его имя не упоминается, но это становится очевидным из сцены его выбора — был одним из них. Почему и за какие заслуги именно ему выпала честь стать 12-м? Ответ на этот вопрос пытаются дать составленные позже жития.

Вот что они сообщают: с детства Матфий, родившийся в Вифлееме, изучал закон Божий и жил праведно. Его наставником в духовных вопросах был Симеон Богоприимец. Богоприимцем его назвали потому, что он благословил младенца-Иисуса и принял его как Бога, когда того впервые принесли в храм. С именем Симеона предание связывает еще одну историю: он был одним из семидесяти переводчиков, трудившихся над переводом Ветхого Завета с еврейского языка на греческий (так называемая Септуагинта — перевод семидесяти). По легенде, Симеон переводил пророчества Исайи о будущем приходе Мессии. Прочитав строки «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он хотел исправить «дева» на «жена», решив, что это описка. И тогда, сообщает предание, сам ангел отвел его руку, сказав: «Еще при жизни ты, Симеон, убедишься, что пророчество — истинно». Евангелие от Луки называет Симеона человеком, на котором был «Дух Святый». Такой учитель был у апостола Матфия.

Святитель Димитрий Ростовский, автор одной из версий жития апостола, сообщает: Матфий последовал за Христом сразу же, как Тот по прошествии 30 лет от рождения явил себя миру. Он оставил мирские заботы и «наслаждался лицезрением воплотившегося Бога и неизреченною радостию Его учения». За рвение и душевную чистоту Господь и выбрал его на апостольское служение, заключает святитель Димитрий.

Благая весть

Матфий был в числе других апостолов при сошествии Святого Духа — на это указывает строка из «Деяний»: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (ближайшие 12 учеников, к которым уже присоединился Матфий. — РП) были единодушно вместе». Вместе со всеми в тот день он исполнился Святого Духа и начал говорить на иных языках.

После этого апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской, пишет святитель Димитрий Ростовский. Святому Матфию досталась по жребию Иудея. Насколько опасным было дело проповеди среди своих соплеменников-иудеев, показывает текст «Деяний»: в то время как одни охотно слушали проповеди и шли креститься (известно, например, что апостол Петр после одной из первых проповедей крестил до 3 тысяч человек), другие видели в первом христианском поколении еретическую секту, искажающую закон, данный Моисеем. В каждом иудейском городе суд вершил Синедрион, состоявший из 23 человек (Верховный, или Великий, Синедрион в Иерусалиме состоял из 71 человека), среди которых были представители священства и знатных фамилий. Синедрион имел право приговаривать к смертной казни — для этого требовалось большинство в два голоса. Стефана, одного из лидеров христианской общины, Синедрион приговорил к смерти через побивание камнями, усмотрев в его словах хулу на древний закон. В конце концов Синедрион был тем органом, который осудил на смерть самого Христа.

Житие сообщает: проповедуя некоторое время в Иудее, Матфий ушел в Эфиопию, а затем переместился в Македонию. Святитель Димитрий Ростовский говорит о многочисленных чудесах: везде апостола пытались убить язычники, и везде он чудесным образом выходил от них живым, продолжая исцелять людей, благовествовать и множить сторонников во Христе.

После путешествий Матфий вернулся в страну своего жребия — Иудею. Судьба его была предопределена.

Последний суд

Незадолго до возвращения Матфия Синедрион во главе с первосвященником Ананом казнил Иакова, одного из 70 учеников Христа. По приказу Синедриона, Иакова сбросили с крыши храма и на земле, умирающего, добили камнями.

Исследователи спорят о личности Анана. Есть мнения, что иудейские священники Анан и Анна, к которому приводили Христа, — одно и то же лицо. Однако версия маловероятна: известно, что Анна, беседовавший с Христом, был стар и оставил этот пост приблизительно в 16–18 гг. н.э., передав его своему зятю Каиафе и оставаясь при Синедрионе кем-то наподобие консультанта. В то же время казнь Иакова произошла, согласно преданию, в 62 году, спустя более чем 30 лет спустя со времени Страстей Христовых. Поэтому Анна и Анан, упоминающийся в житии Матфия, — это, вероятнее всего, разные люди.

Автор жития называет Анана «хулителем и ненавистником Христа, гонителем христиан». Апостола Матфия привели к нему из Галилеи — его схватили в одной из синагог, куда он зашел с проповедью. Под стражей его отправили в Иерусалим.

Димитрий Ростовский приводит детальное описание диалога первосвященника с апостолом. Первосвященник предлагает Матфию выбрать одно из двух: «Или следовать закону, данному Богом через Моисея, и тем сохранить жизнь. Или именоваться христианином и умереть». Матфий отвечает, что для него имя христианина не преступление, а слава. Анан взывает к Моисееву закону и называет чудеса Христа колдовством. Матфий говорит, что Христос и есть тот Мессия, о приходе которого говорили ветхозаветные пророки. «Покайся? — просит апостола Анан. — Я дам тебе время на размышление». Апостол отказывается, поясняя, что ему не нужно время, чтобы размышлять над истиной, которую он уже обрел. Этими словами он подписывает себе смертный приговор.

Согласно житию апостола до смерти забили камнями в месте казни, называемом «вефласкила» («дом побиенных камнями»). Перед смертью он сказал своим палачам: «Лицемеры! Справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: "Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную"». В отместку за эти слова палачи после убийства отсекли ему голову. Так поступали с теми преступниками, которые посягали на власть кесаря. Таким образом иудеи хотели представить Матфия римлянам как противника власти.

Апостол Матфий закончил земную жизнь в 63 году. В тех местах, где прошел он при своей земной жизни, сегодня благоденствуют Православные Церкви.