Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 144 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Преподобномученики Феодор и Василий Печерские 24.08.2016 16:32
24 августа Русская Православная Церковь отмечает день памяти Феодора и Василия Печерских. Их жизнь стала примером борьбы с искушениями, соблазнами, и сегодня их пример актуален, как никогда. Житие говорит, что преподобномученики Феодор и Василий жили в XI веке и были монахами в Киево-Печерском монастыре. Слово преподобномученик означает, что погибший святой был из монашествующих. До того как принять монашеский сан, Феодор был довольно состоятельным человеком. Он раздал все свое богатство бедным и стал жить в пещерах при монастыре. Там он подружился с другим монахом, Василием. Поскольку быт монахов был довольно скромен, еды не хватало, и Феодора начали терзать сомнения, правильно ли он поступил, отказавшись от тех богатств, что имел когда-то. Одержимость деньгами была так сильна, что Феодору явился бес и поведал ему о несметных варяжских сокровищах, давным-давно спрятанных разбойники в той самой пещере, где молился Феодор. Ему и впрямь удалось найти клад: серебро, золото, богатую посуду и утварь. Василий был опытным в духовных делах и научил своего друга, как противиться козням дьявола. Феодор закопал все найденные предметы, стал молиться и вскоре забыл о том, где именно спрятал богатства. Так благодаря помощи собрата ему удалось победить грех сребролюбия. Шло время, Феодор стал совсем стареньким, ему было слишком тяжело жить в пещере, и он построил себе келью во дворе. Однако все это время хитрый бес вынашивал план мести. Как сообщает житие, он явился волынскому князю Мстиславу Святополчичу и рассказал ему ту же историю про варяжские богатства, сокрытые в пещерах, и указал на двух монахов, которые их утаивают. Князь пришел к инокам и потребовал указать им место, где были спрятаны сокровища. Монах Феодор честно признался князю, что не помнит места, где их закопал, так как Бог, по его собственной просьбе, отнял у него память. Князь не поверил, однако Василий вступился за друга. Тогда, как сообщает житие, Мстислав повелел пытать Феодора, а сам, «шумне быв от вина», ранил Василия стрелой. Оба монаха скончались в темнице. Их собратья погребли их тела в той самой пещере, где по наветам беса были спрятаны сокровища. В настоящее время мощи святых покоятся в Ближних пещерах лавры. Сам Мстислав, к слову, тоже погиб от стрелы: если верить преданию, раненый Василий вынул ее из своего тела и сказал, что князь вскоре и сам погибнет от нее. Во время междоусобицы Мстислав пал, пораженный стрелой. Его предсмертными словами стали «умираю за Феодора и Василия». Надо сказать, что сведения о кладах и о тех, кто посвятил все свое время их поиску, в большом количестве содержатся в письменных и устных источниках Древней Руси. Это было достаточно распространенное явление, однако общественная и церковная мысль его осуждали. Как написано в «Киево-Печерском патерике», «не копите себе кладов на земле, где воры подкапывают и крадут». И в качестве самой яркой иллюстрации приведена как раз история Феодора и Василия. Впрочем, по мнению Николая Котляра, специалиста по древнерусской нумизматике, в этой легенде нашла отражение довольно распространенная практика феодального времени, когда князья, на людях казавшиеся набожными, при любом удобном случае покушались на церковную казну. По мнению историка, Мстислав пытался прибрать к рукам не варяжский клад, а богатства самого монастыря. Почитание двух монахов на местном уровне началось примерно в XVII веке. Феодор и Василий упоминаются как «одушевленная бывше сокровища, пострадавши неповинне». Общецерковное же почитание двух святых было провозглашено указом Святейшего синода в 1762 году. А в XIX веке был установлен общий день памяти всех преподобных из Киево-Печерского монастыря, а также всех прочих святых, в Малой России просиявших. |