Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 62 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Успение Пресвятой Богородицы

     28.08.2016 16:27

28 августа Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы, последний большой праздник в церковном календарном году. Новый Завет не сообщает о том, как закончила свои земные дни Дева Мария, — события Успения реконструируют по текстам житий и творениям Святых Отцов.

Подготовка

Священное Писание практически не дает сведений о жизни Богородицы после крестных страданий Христа и об ее Успении. Из новозаветных книг известно лишь, что Христос, уже находясь на кресте, завещает ей в сыновья своего ученика Иоанна Богослова, и с этого момента апостол берет ее себе на попечение.

Из книги «Деяний» известно, что Богородица была с учениками Христа в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух. Обстоятельства же ее дальнейшей жизни и Успения изложены подробно только в предании — житиях, творениях Святых Отцов и богослужебных текстах. Молчание новозаветных книг о дальнейшей жизни Марии Святые Отцы объясняли так: у читателя не должно было остаться «предположений чего-либо плотского о ней», ибо «Дева была сосуд честный». По их мнению, молчание было призвано подчеркнуть ее святость, возвысить Деву над праздными пересудами.

Что же сообщают поздние источники об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы? Святитель Димитрий Ростовский, беря за основу труды ранних восточных богословов, пишет следующее: последние годы жизни Богородица провела в Иерусалиме, куда вернулась из путешествия в Эфес вместе с апостолом Иоанном, которому выпал жребий проповедовать в тех землях. Другие источники говорят также о посещении ею Кипра и горы Афон — среди афонских монахов существует предание, что Богородица, будучи на горе, сказала, что отныне будет заступницей этого места.

В Иерусалиме Богородица проводила дни в молитвах, часто поднимаясь на Елеонскую гору, откуда вознесся Христос. Она всегда и во всем «сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, — пишет со ссылкой на древние предания историк XIV века Никифор Каллист. — Нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением». «Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу», — добавляет Димитрий Ростовский.

В один из дней во время молитвы на Елеонской горе ей явился архангел Гавриил. Когда-то он сообщил ей о скором зачатии Христа и теперь принес новую весть: «Радуйся. Ибо через три дня отойдешь к своему сыну и Богу нашему». В залог он вручил ей пальмовую ветвь.

Успение

Предание сообщает: придя домой, Богородица сообщила о явлении архангела и скорых событиях апостолу Иоанну. Тот передал весть Иакову, одному из семидесяти учеников Христа, которого называли «брат Господень» (богослов IV–V веков Епифаний Кипрский утверждает, что Иаков был сыном Иосифа, рожденным до брака с Девой Марией, и приходился сводным братом Христу). Иаков разнес весть среди христиан Иерусалима. К дому Богородицы потекли толпы людей для прощания. Святитель Димитрий Ростовский пишет: пальмовую ветвь, что дал ей архангел Гавриил, она заповедала нести перед своим гробом. Затем распорядилась зажечь в своей горнице как можно больше светильников и наполнить ее благоуханием. Ее последним желанием было собрать вокруг себя всех ближайших учеников-апостолов, к тому времени разошедшихся по миру. В этот момент, сообщает автор жития, случилось чудо: на небе сделался шум, будто от грома, сгустились облака, и на этих облаках ангелы перенесли апостолов в Иерусалим, к дому Девы Марии.

В третьем часу дня в горницу сошел свет, от которого померкли светильники, а все собравшиеся пришли в ужас. Это, как поясняет Димитрий Ростовский, «Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери». Приподнявшись с ложа, Богородица поклонилась ему, сказав: «Готово мое сердце, Боже!» После этого, сообщает Димитрий Ростовский, Бог взял душу ее — без боли, сделав так, что она «словно уснула сладким сном». Так совершилось Успение.

По преданию, апостолы, пройдя шествием по Иерусалиму, похоронили ее в пещере в Гефсимании (сад, где молился Христос перед арестом), завалив вход в нее камнем. Три дня вокруг пещеры продолжалось непрерывное ангельское пение. Автор жития говорит: только один из учеников Христа не мог присутствовать при ее Успении — то был апостол Фома. Придя в Иерусалим по истечении третьего дня, он попросил учеников отодвинуть камень, дабы иметь возможность тоже попрощаться с Богородицей. Камень отвалили, но внутри уже не нашли ее тела, только погребальные пелены, лежавшие в пустом гробу. Так апостолы узнали о ее вознесении. Вечером же, добавляет житие, когда ученики все вместе вкушали пищу, Богородица явилась в облаке света и произнесла: «Радуйтесь! Ибо я с вами во все дни».

Праздник

Праздником Успения завершается двухнедельный строгий пост, в котором православные стремятся уподобиться чистоте Богоматери и постятся в подражание ей.

Традиция праздника берет начало уже в первые века христианства. Историк Григорий Турский свидетельствует: уже в IV веке празднование Успения было повсеместным и упоминалось во всех календарях. Святые Отцы говорят: событием Успения церковь учит, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Это толкование объясняет, почему Успение Богородицы (или, по-другому говоря, кончину, смерть) считают праздником.

В Православной церкви Успение — последний великий двунадесятый праздник в церковном году. Новый календарный круг откроется 14 сентября.