Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 96 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Иоанн Воин, защитник и утешитель

     12.08.2016 08:35

12 августа Православная Церковь вспоминает мученика Иоанна Воина — святого времен Римской империи.

По долгу службы он должен был преследовать христиан, однако вместо того, чтобы убивать единоверцев, защищал их, не отказывая в помощи не только христианам, но и всем нуждающимся.

Иоанна почитают как покровителя воинов, потому что он воплотил в себе истинные воинские качества: милосердие к слабым и защиту невиновных. Считается, что икона с изображением именно этого святого помогла в XVIII веке Петру Первому победить шведов.

 

Житие

Греческие письменные источники утверждают: Иоанн служил в армии римского императора Флавия Клавдия Юлиана в IV веке нашей эры. Он был военачальником и руководил полком таифалов (одно из готских племен).

Юлиан, прозванный Отступником, известен как последний римский правитель, исповедовавший язычество. Правда, до того момента, как он взошел на трон, Юлиан скрывал свою ненависть к христианству. К тому моменту преследования христиан практически сошли на нет, в 313 году был подписан акт, провозглашавший религиозные свободы, так называемый Миланский эдикт. Тем не менее Юлиан задумал восстановить язычество, пользуясь как раз тем самым законом о терпимости. Действовал он хитро, заставляя христиан, например, изучать языческих богов в «образовательных целях», а без этого возможность для христианских детей обучаться риторике и грамматике была закрыта.

Когда император решил возобновить преследования христиан, Иоанн был послан с этой миссией. Сам он, по разным версиям жития, либо уже сам принял христианство, либо только шел к вере. Иоанн решил ослушаться императорского приказа и обмануть Юлиана. Делая вид, что карает неугодных, Иоанн на самом деле старался их защитить: освобождал из-под стражи, помогал избежать казни.

Судя по всему, Иоанну удавалось незаметно помогать обездоленным (причем не только христианам) достаточно долгое время. Многие из тех, кому он спас жизнь, впоследствии сами приходили к Христу.

Одни источники утверждают, что истинному воинскому труду — защищать невиновных — Иоанн посвятил всю дальнейшую жизнь и умер в преклонном возрасте. Другие говорят, что, в конце концов, император узнал об обмане и приказал схватить непокорного военачальника. Юлиан хотел лично присутствовать на его казни, однако в тот момент он был в военном походе в Персии. Несколько месяцев Иоанн томился в тюрьме, претерпевая мучения, голод и жажду. Казни он не дождался. Юлиан из похода не вернулся, получив смертельное ранение при невыясненных обстоятельствах: говорят, это могло быть самоубийство из-за военных неудач. Телохранители и вовсе полагали, что императора убил злой дух. Как бы то ни было, преемник Юлиана освободил Иоанна из темницы. Впрочем, некоторые версии жизнеописания святого заканчиваются трагически, где смертный приговор все же был исполнен.

Помощник

Иоанн Воин изображается на всех иконах, как правило, одинаково: прямо стоящий человек римского типа — «подобием рус, власы на главе просты и кратки, брада невелика, аки Козмы безсребренника, ризы воинския и в лате, верхняя киноварная, исподняя лазоревая, в руке крест, а в другой копие». Изредка его изображают вместе с другими святыми или молящимся. Часто его писали на стенах в той части храма, где находятся захоронения или поминаются усопшие: он почитался также как утешитель больных и умирающих. На Руси его также чтили как помощника в обличении воров и поиске украденных ценностей. Именно поэтому иконы Иоанна Воина нередко можно встретить в административных учреждениях и в тюрьмах.

Покровитель стрельцов

Иоанн удостоился особого почитания на Руси, став покровителем воинов. Первую церковь в Москве в память о мученике построили на Большой Якиманке — сперва деревянную, а затем и каменную. Именно в этом районе жили стрельцы, покровителем которых и стал Иоанн Воин. Стрельцы были особым видом войск на Руси: вооруженные пищалями, то есть ружьями, в XVI–XVII веках они составляли основу русской пехоты. Служить в таких войсках было почетно. Попасть в стрельцы было непросто, военные получали за службу неплохое жалованье, поместья и другие привилегии. Особенностью было то, что их вместе с семьями селили в определенных районах столицы — стрелецких слободах, расположенных в важных стратегических частях городах. Для тех, кто защищал Москву с юга, и был построен храм в честь Иоанна Воина.

Особое положение стрельцов сыграло с ними злую шутку. С 1682 года государством правил слабый здоровьем царь Федор Алексеевич, дела в стране шли неважно, денег в казне было мало. Вдобавок ко всему царь умер в юном возрасте, не оставив прямого наследника. Началась борьба за власть. На фоне этого стрельцы, недовольные невыплатой жалованья и произволом командиров, устроили несколько бунтов. Масла в огонь подлили бояре Нарышкины и Милославские, желавшие использовать стрельцов в своих интересах. Впоследствии бунты были подавлены, свыше 2000 стрельцов были казнены — аресты и казни продолжались аж до 1707 года. Стрелецкие слободы расселили, храм Иоанна Воина в итоге опустел, а вскоре его и вовсе затопило во время наводнения.

Петр

Петр Первый, хоть и ликвидировавший, по сути, стрелецкое войско, о самом святом Иоанне не забыл. Петр особенно почитал этого святого и сделал его покровителем всего русского воинства. В память о победе над шведами под Полтавой (ряд источников приписывает ее чуду, совершенному образом Иоанна, который Петр якобы взял с собой в поход) император впоследствии восстановил храм на Якиманке. Эта церковь дожила до наших дней — она не закрывалась даже в богоборческие советские годы.