Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 125 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Казанская икона Божией Матери

     21.07.2016 19:28

21 июля память Казанской иконы Божией Матери.

Обретение

28 июня 1579 года в Казани свирепствовал пожар. Огонь шел от церкви святителя Николая Тульского к кремлю, а по пути, как спички, вспыхивали деревянные избы. Откуда начался пожар, была ли первая искра зажжена намеренно или же причиной стала случайность, доподлинно неизвестно. Выдвигалась версия, что пожар учинили татары-магометане в отместку за то, что русские взяли город в 1552 году.

 

После того поражения казанский хан Едигер добровольно решил креститься. Его веру испытывал сам митрополит Московский: «Не от нужды ли пожелал крещения ты, хан?» «Истинно и с любовью желаю веровать во Христа!» — отвечал тот, и его крестили, а вслед за ним крестили и ханского сына Утемишь-Гирея.

Но то хан — не все татары были готовы принять новую веру вместе с ним. На окраинах Казани, в центре которой обосновались русские переселенцы, крепло магометанское подполье. И когда запылал построенный русскими кремль, эти окраины ликовали: «Грядет расплата за то, что хан сменил веру! Грядет возмездие христианам!» «Вера Христова, — записал летописец, — сделалась притчею и поруганием».

Огонь бушевал несколько дней, а потом утих. Вместе с другими погорельцами стал строить новый дом стрелец Даниил Онучин. И была у него десятилетняя дочь — Матрона. И вот после пожара Матроне во сне явилась Богородица и сказала:  «Иди и скажи всем — архиепископу и воеводам — что в земле лежит икона чудная».

Кто в Казани XVI века стал бы слушать десятилетнюю девочку? Никто. Люди восстанавливали город после пожара. Они отмахнулись от Матроны, как от назойливого комара. Тогда девочка призвала на помощь мать: взяв заступ, они стали копать там, где указала Матроне Богородица.

«Начали копать понемногу: и все уже место вскопали, и ничего не нашли, — записал современник тех событий патриарх Гермоген. — Тогда девица взяла заступ, копнула на два локтя — и чудо! Явилась чудотворная икона. И вскоре бесчисленное множество благочестивого люда пришло. И все со слезами восклицали: "Владычица, спаси нас!"»

Так состоялось явление иконы Казанской Божией Матери.

Путь указующая

Икону, открывшуюся людям, патриарх Гермоген назвал «Одигитрией». Под этим словом, означающим в переводе с греческого «указующая путь», подразумевалась особая манера изображения Богоматери и младенца Иисуса. В иконах этого типа Христос является уже центром композиции — правой рукой он благословляет. Голова Богородицы наклонена к нему, свидетельствуя о явлении в мир Сына Божьего.

Полагают, что первую «Одигитрию» написал сам евангелист Лука, считающийся первым иконописцем. По жанровым характеристикам к «Одигитрии» ближе всего стоят иконы типа «Елеуса» (от греч. «милостивая»): они тоже изображают Богоматерь с младенцем Иисусом, но здесь ребенок прижимается щекой к щеке Богородицы.

Почти сразу об иконе пошла слава, как о чудотворной, сообщает Гермоген: при перенесении ее с места явления в храм исцелились двое слепых. После этого с иконы сделали список и отправили его в Москву — царю Иоанну IV Грозному. Икона, как пишут поздние летописные источники, сыграла важную роль в преодолении невзгод Смутного времени. Считается, что с ее помощью удалось отбить у поляков Москву. В честь Казанской иконы Божией Матери князь Дмитрий Пожарский отстроил в столице церковь. Уничтоженная большевиками в 1936 году, она была затем воссоздана в первоначальном виде и стоит по сей день на пересечении Никольской улицы и Красной площади.

Почитание иконы на уровне государства официально началось в 1649 году по велению царя Алексея Михайловича. В поздние годы списки с чудотворного образа распространились по всей стране. Один из них был перенесен Петром Великим в строящийся Петербург, где позже, в 1811 году в честь этого образа построили кафедральный Казанский собор.

На месте обретения образа возвели Богородицкий монастырь — икона, явленная в 1579 году девочке Матроне, до 1904 года хранилась здесь. В ночь на 29 июня 1904 года 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин пробрался в монастырь и похитил икону, и с этого дня ее судьба остается неизвестной. На суде крестьянин заявил, что продал драгоценный оклад, а саму икону порубил и сжег. Следствие, проведя экспертизу, сочло слова Чайкина правдой.

Однако нашлись и те, кто не верил в исчезновение чудотворного образа. По одной из версий, вор продал икону старообрядцам. Образа, написанные до 1666 года, ценились староверами: они полагали, что традиции «истинной» иконописи после раскола были утеряны. Старообрядческие артели, которые ходили с одной земли на другую, были готовы платить большие деньги за подобные иконы, отмечал в конце XIX века Николай Лесков. Поэтому и в наше время немало остается тех, кто верит, что чудотворная икона Казанской Божией Матери до поры сокрыта в одной из старообрядческих молелен и ждет своего второго явления.