Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 214 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Авва Дорофей: кто преодолел гнев, тот преодолел демонов 18.06.2016 10:55
18 июня Православная Церковь отмечает память преподобного Дорофея Газского. Этот святой жил в Палестине и оставил после себя духовные поучения, которые и поныне читают во всем христианском мире. Родом Дорофей был из обеспеченной семьи. Жил он в VI веке в Газе, на территории современной Палестины. Житие преподобного не сообщает причин, по которым он решил выбрать монашескую стезю. Сам он описал это такими словами: «Они поняли, что, находясь в мире, не могут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный образ действования, — я говорю о монашеской жизни, — и начали убегать от мира и жить в пустынях».
Известно, что в молодости Дорофей изучал самые разные науки. Тяга к знаниям проснулась у него не сразу, сперва он тяготился учением. «Но когда стал я принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении», — вспоминал преподобный. Его товарищи часто не могли вытащить Дорофея на прогулку, так сильно он привязался к книгам. Обнаружив в себе таланты к философии, Дорофей также увлекся медициной. Эти знания пригодились ему в дальнейшем в монастыре. Он лечил не только телесные раны, но и душевные. Да и усердие пригодилось. «Когда я вступил в монастырь, — писал Дорофей, — то говорил сам себе: если при обучении светским наукам родилось во мне такое желание и такая горячность, и оттого, что я упражнялся в чтении, оно обратилось мне в навык; то тем более будет так при обучении добродетели, и из этого примера я почерпал много силы и усердия». Дорофей не сразу принял постриг, какое-то время он просто жил возле монастыря преподобного Серида, благо богатое наследство позволяло. Затем он принял послушание и занимался приемом странников, приходящих в обитель. После кончины его наставников Варсонофия Великого и святого Иоанна Пророка (Прозорливца) Дорофей из скромности не пожелал становиться игуменом и решил продолжить свое служение уединенно. Однако от роли аввы Дорофею уклониться в итоге не удалось. Вскоре рядом с одиноко живущим стариком начали селиться другие монахи, а вскоре на этом месте был основан новый монастырь, настоятелем которого он и стал. Уже после кончины преподобного Газу захватили арабы, монастырь был разрушен, а монахи разбежались. Однако им удалось сохранить главное сокровище: сочинения преподобного Дорофея. Он оставил 21 поучение, 10 посланий, а также записи бесед со своими учителями. Труды преподобного ценятся в христианском мире очень высоко. На протяжении многих веков они были руководством как для монахов, так и для мирян по работе над своей душой. Православный психолог Один из трудов Дорофея можно назвать «православной конфликтологией». Это поучение о том, как преодолевать конфликты: среди монахов, живущих в ограниченном пространстве, нередко возникали ссоры и обиды. Удивительным образом руководство, составленное много веков назад, актуально и для современного социума. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество литературы по так называемому личностному росту. Но написаны эти работы психологами, как правило, американскими. Западная мораль ныне часто воспринимается как единственно правильная, однако так ли полезны для души все эти многочисленные труды? Например, того же Дейла Карнеги с его знаменитой книгой «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей?» Он учит улыбаться и избегать конфликтов, чтобы добиваться успеха. Поучения же скромного монаха VI века куда ценнее: они спасают не разум, а душу, позволяя устранить не последствия гнева, а его причину. Дорофей подробно описал схему возникновения ссоры, детально рассказав о ее каждом этапе, а также дал советы по управлению гневом. «Случается, что, когда между братиями произойдет смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата. Таковый не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть злопамятность!» — поучал Дорофей. Он считал, что гнев в любой форме, будь то раздражительность, мстительность или дерзость, калечит человека и делает его дух несвободным. Именно через гнев душой овладевают демоны. Самый простой способ бороться с этими страстями — пресекать проблему в корне, не откладывать решение конфликта на потом, а стараться сразу же попросить прощения, примириться в душе и не питать ни одного злого помысла в сердце своем. Однако Дорофей предупреждал: путь этот — нелегкий. Главное, не забывать, что каждый человек — создание Бога. А значит, в каждом из нас есть Божественная любовь. По мнению профессора Московской духовной академии архимандрита Платона (Игумнова), Православная церковь учит видеть в каждом человеке образ Божий. Встреча человека с человеком есть всегда событие, и даже тайна, в которой открывается истинный смысл общения. В этом и кроется главный секрет православного руководства по духовному росту. |