Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Афанасий Великий: «Не Бог создал зло, но люди» 15.05.2016 17:21
15 мая Русская Православная Церковь отмечает день памяти Афанасия Великого. Его преследовали еретики и почти двадцать лет он провел в изгнании, но его творения пережили гонителей и стали одним из столпов, на которых выросла догматика Православной церкви. Мальчик-епископ Родился будущий архиепископ в семье благочестивых христиан, получил неплохое образование, с молодых лет стремился к аскетизму в повседневной жизни. Есть легенда о том, что Афанасий, будучи маленьким мальчиком, играл с друзьями в церковь. Это было подражание священству и сословию посвященных, пишет церковный писатель Руфин, пресвитер Аквилейский. В игре Афанасий получал престол епископа и крестил своих сверстников из язычников по христианскому обряду. Другие дети представляли либо пресвитера, либо диакона. Как-то александрийский епископ Александр, проходя мимо, увидел игру и решил отвести ребят в церковь, чтобы учить богословию. Афанасия же, когда он достиг нужного возраста, Александр рукоположил в диакона и взял с собой в Никею как помощника на Никейском Соборе. Афанасию, сообщает житие, было 33 года, когда он был избран на Александрийскую кафедру после смерти епископа Александра. Случилось это в 326 году. Молодой диакон к тому времени успел показать себя защитником православия, написав ряд богословских трудов и приняв участие в Никейском соборе, где ариане впервые были осуждены (правда, ненадолго). Борец с еретиками Став епископом, Афанасий развернул бурную деятельность по борьбе с ересями, распространявшимся по окраинам империи — в первую очередь с арианством. Эта ересь приобрела популярность и на какое-то время стала даже государственной версией христианства. Ее родоначальником был священник Арий, который утверждал, что Христос стоит ниже Бога-Отца, поскольку был им сотворен. Ересь осудили на Никейском соборе в 325 году, созванном по приказу императора Константина. Однако позже приверженцам арианства удалось убедить Константина в правильности их вероучения. Пользуясь добротой императора, еретики начали постепенно завоевывать позиции. После смерти Константина на престол взошел его сын Констанций, и уже весь двор перешел на сторону ариан. Некоторое время ариане торжествовали, их епископы получили назначения по всей восточной половине Римской империи. Целых пять раз им удавалось изгнать епископа Афанасия с кафедры в Александрии. «Несколько соборов назначалось для рассмотрения его дел, но великий исповедник снова и снова торжествовал над злобой врагов своих. Энергичный, но исполненный такта, гениальный, но не гордящийся этим, Афанасий не был заносчивым, не был недоступным и беспощадным, а был кротким, мягким, общительным, медленным на гнев и скорым на помощь», — пишет Архимандрит Владимир, епископ Сарапульский. Главным оружием для изгнания правоверных христиан с духовных постов были ложь, клевета и наветы. Афанасий обвинялся в соучастии в убийстве, а также жестокости к клиру, безнравственности в частной жизни и в политической неблагонадежности. Несколько раз ему приходилось бежать из Александрии, и лишь в 365 году Афанасию удалось окончательно вернуться в город. Больше епископскую кафедру он не покидал. В борьбе с арианами Афанасий не был одинок. Так, однажды он обратился к известному пустыннику, Антонию Великому, выйти из заточения и обличить лжеучение. 80-летний старец прибыл в Александрию, а его свидетельства против еретиков сопровождались чудотворениями. «Как много избавилось тогда людей от одержания злыми духами! Сколь многие получили исцеление! Все жители города от мала до велика стекались смотреть на Антония. Даже язычники и жрецы устремлялись в храмы, чтобы взглянуть на человека Божия!» — пишет Тираний Руфин в своем труде «Жизнь пустынных отцев». Когда Антоний уезжал из Александрии, сам Афанасий торжественно проводил его. Отец православия Люто ненавидимый своими врагами и почитаемый приверженцами за святого, Афанасий всю свою духовную жизнь боролся за единственное важное для него дело: чистоту православной веры. По его признанию, от этого зависело существование всей христианской церкви. После себя он оставил множество трудов — догматических и полемических, в которых выразил строгий православный дух и сущность христианского мировоззрения. Именно поэтому епископа Афанасия позже назвали отцом Православия. Главная идея трудов Афанасия — воплощение Бога в лице Иисуса Христа. Блестяще и талантливо Афанасий раскрыл этот смысл в своих произведениях, разоблачив при этом еретические приемы убеждения и нелогические утверждения, заложив, таким образом, под христианство мощную философскую базу. Его учение о Триедином Боге стало основой догматики Православной церкви и до сей поры остается несокрушимым. |