Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 298 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Воскресение Христово

     01.05.2016 10:08

«Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» — говорит святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху».

1 мая Православный мир празднует Светлое Христово Воскресение — главный христианский праздник и краеугольный камень всего евангельского благовестия.

Воскресение

Воскресение Христово описали все четыре евангелиста. Хронология, которую можно составить по этим описаниям, выглядит так: по прошествии субботы, спутницы Христа пришли к его гробу с благовониями и маслами, чтобы, согласно иудейским обычаям, обмазать тело умершего.

Этих женщин еще называют «жены-мироносицы» (то есть, принесшие миро), евангелисты описывают разное их число. Все упоминают Марию Магдалину, согласно Иоанну, она была одна, у Матфея с ней была «другая Мария», Марк уточняет, что другая Мария была матерью Иакова, одного из апостолов, а к ним присоединилась еще Саломия, мать Иоанна (Богослова) и Иакова. Лука говорит, что, вместе с тремя женщинами благовония к гробу принесли и другие, не называя точного их числа.

Идя к гробу, женщины размышляли: «Кто отвалит камень, закрывавший проход к телу Христову?». «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен», — пишет евангелист Марк. Матфей добавляет: в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение». А Лука и Иоанн говорят: не один, но два ангела в сияющих одеждах сообщили о Воскресении.

По Иоанну, Мария Магдалина привела ко Гробу двух учеников Христа. Они обнаружили в пещере только лежащие погребальные пелены и плат, который покрывал голову Спасителя. Ученики затем вернулись в Иерусалим, а Мария осталась у гроба и плакала — тогда-то она и увидела двух ангелов.

«Жена! — спросили они ее. — Что ты плачешь?». «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — ответила она. И, сказав это, обернулась и увидела стоящего Иисуса, но не узнала Его. «Она, думая, что это садовник, обращается к Нему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» — пишет евангелист Иоанн.

Значение

«Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна», — говорил апостол Павел в одном из своих посланий. Воскресение стало свидетельством тому, что Иисус Христос — истинный Бог и Спаситель: победивший смерть, он приобщил к этой победе нас. Воскресение говорит о том, что смерть это не конец пути, так трактуют значение этого события святые отцы: смерть — лишь переход к жизни небесной и будущему телесному воскресению, каковое случится во время Второго Пришествия.

«Мы и теперь все еще умираем прежней смертью, но не остаемся в ней — а это не значит умирать, — писал святитель Иоанн Златоуст. — Если же после смерти человек оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение».

Не будь Воскресения Христова, все человечество лишилось бы смысла существования своего, наставлял святой Григорий Нисский. Потому что, если Христос не победил смерть, и она остается пределом жизни — то «ради чего трудятся и любомудрствуют люди?».

Воскресение — тайна, недоступная людскому пониманию. Именно поэтому в канонических текстах Нового Завета нет его описания — евангелисты говорят лишь о событиях, которые произошло уже после него (приход женщин, явление уже воскресшего Христа). По этой же причине в православной традиции нет икон, изображающих это событие. А те иконы, которые называются «Воскресением», обычно изображают Его сошествие во Ад — событие, имевшее место днем ранее, в Великую Субботу.

Праздник

Слово «Пасха» в переводе с греческого означает «избавление». В ветхозаветной традиции Пасху праздновали в память исхода евреев из Египта. Но после событий Страстной седмицы, которые, как указывает евангелист Иоанн, произошли накануне иудейской Пасхи — праздник, уже с его новым значением, стали отмечать в христианской церкви. Есть сведения, что он установлен и праздновался уже в апостольское время, причем праздновали Пасху сначала каждое воскресенье. В первые века христианства появилась традиция совершать особенно торжественное ночное богослужение — какое совершают и по сей день.

Всю следующую неделю, которую называют Светлой, это праздничное настроение сохранится в Церкви. Совершаются крестные ходы, службы поются с особой торжественностью и силой. На Светлой седмице многие ходят в храм ежедневно, чтобы продлить состояние радости, которое дает в эти дни храм.

Пасхальные куличи, которые готовят на Пасху и освящают в храме — это подобие артоса, особого дрожжевого хлеба, который используют в богослужениях. Артос освящают в первый день Пасхи, а затем кладут на аналой. Во время крестных ходов Светлой Седмице его обносят вокруг храма, а в Светлую Субботу дробят и раздают участникам богослужения. Церковь учит, что артос — олицетворение того, что Христос есть истинный хлеб нашей жизни (традицию его приготовления относят к апостолам, которые при трапезе возлагали хлеб для Господа). В свою очередь, другое пасхальное блюдо, творожная Пасха, символизирует Гроб Господень.

Освящение пасхальной пищи не является обязательным, и не должно подменять собой главный смысл праздничных богослужений — радости от Воскресения Христова.

К апостольским же временам уходит и другая традиция — традиционное пасхальное приветствие, т.н. «христосование». «Христос воскресе!» — приветствуют друг друга люди, и слышат в ответ: «Воистину воскресе!» — после чего троекратно целуются в щеки (приветствовать друг друга с целованием святым наставлял апостол Павел).

Христосоваться начинают в конце пасхальной утрени и продолжают сорок дней после Пасхи — до праздника Вознесения Господня.

Крестный ход

Одно из центральных событий праздничных богослужений — крестные ходы, которые совершают в течение всей Светлой седмицы.

Одним из прообразов крестного хода богословы называют евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).

В первые века христианства шествия верующих были тайными, а затем в эпоху императора Константина (4 век) приобрели открытый характер. Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Он повелел пастве выступить на улицы Константинополя с пением, неся кресты, чтобы таким образом отвратить верующих от еретических соблазнов.

Пасхальным крестным ходом Церковь идет навстречу Воскресшему Христу. Шествие останавливается у закрытых врат храма, которые символизируют вход в пещеру Гроба Господня. Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем произносятся стихи пророчества: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». На каждый стих верующие вторят: «Христос воскресе из мертвых…».

Двери храма открывают, и крестный ход шествует в храм. Так и жены-мироносицы в евангельском повествовании вошли в пещеру Гроба Господня и увидели, что только плат и пелены остались лежать во Гробе — что Христос воскрес.

С праздником всех вас!

Христос Воскресе!