Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь

14 марта 2025 г. ( 1 марта ст.ст.), пятница.
Преподобномученица Евдокия

Седмица 2-я Великого поста.
Великий пост.
Прмц. Евдокии (икона). Мчч. Нестора и Тривимия. Мц. Антонины (икона). Мчч. Маркелла и Антония. Прп. Домнины (икона) Сирийской. Прп. Мартирия (икона) Зеленецкого. Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Ольги, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды. Cщмч. Александра пресвитера. Сщмч. Василия пресвитера.

Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 217 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Неделя о мытаре и фарисее

     21.02.2016 11:53

21 февраля неделей о мытаре и фарисее Православная Церковь начинает приготовления к Великому Посту. Под «неделей» в православии понимают не семь дней, а один — воскресный, и всего таких приготовительных воскресений (недель) четыре. Этот период нужен для того, чтобы настроиться на приближающийся пост и постепенно сократить количество разрешенной к употреблению пищи.

Мытарь и фарисей

Период подготовки к посту открывается неделей о мытаре и фарисее. Эта евангельская притча — напоминание о важности покаяния и смирения гордыни. И хотя употреблять пока можно любую пищу, но в проповедях священники уже напоминают: вкушать пищу нужно умеренно и не искать в ней удовольствия.

 

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», — так евангелист Лука передает притчу Иисуса о мытаре и фарисее. Чтобы лучше понять ее мораль, следует сказать больше о ее участниках.

Фарисеями в древней Иудее называли учителей устного еврейского закона. Понятие «устный закон» объединяло различные толкования, предписания и комментарии к Пятикнижию — первым пяти книгам Ветхого завета. Прародителем фарисейства считают Ездру. Этот первосвященник V века до н. э. пытался объединить разобщенных евреев, живших под властью персидского царя, в одно сплоченное общество. Объединяющей идеей, по его мнению, и должен был стать Моисеев закон, изложенный в Пятикнижии (евреи называли его еще Тора), о котором многие в то время стали попросту забывать. Эти события Ездра описал в своей книге, тоже вошедшей в канон Ветхого Завета. Она так и называется — Книга Ездры.

Этимология слова «фарисей» восходит к древнееврейскому слову «перушим», что значит «откалываться». Изначально «отколовшимися» их называла тогдашняя аристократия, которая считала «устный закон» чем-то вроде собрания народных примет, не обязательных к исполнению. Однако в народных массах фарисеев, напротив, весьма уважали: они делали Моисеев закон более понятным, адаптированным и применимым к исполнению в обычной жизни. Сами фарисеи считали себя праведниками и обладателями истинного знания. Они полагали, что ведут достойную жизнь и Бог вознаградит их за это.

В отличие от фарисеев мытари были людьми, которых презирали все. Мытарь — сборщик податей. Человек, который обирает своих в пользу завоевателей. Полагали, что мытарь — последний, кому следует надеяться на какую-то награду от Господа. Сама их жизнь, считали соплеменники, была одним большим, постоянно совершающимся грехом.

Святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке, так объяснял смысл притчи: не нужно, подобно фарисею, полагаться на свою праведность. А нужно вне зависимости от образа жизни со всей силой чувств молить о спасении. Аналогичные толкования этого эпизода находим и у святых отцов древности — Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста.

В библейских текстах не единожды используют образ сборщика податей. Так, в другом евангельском эпизоде Христос домам праведников предпочел дом мытаря. «Не праведников, но грешников пришел я призвать», — сказал он. Этим мытарем был Матфей. После того дня он раздаст свое имущество бедноте и станет одним из 12 ближайших учеников мессии.

«Мытарь и фарисей», Картина Джеймса Тиссо, 1886—1894 гг.

«Мытарь и фарисей», Картина Джеймса Тиссо, 1886—1894 гг. wikipedia.org

История

Первые упоминания о 22-дневной подготовке к посту появились в IV веке. Уже в то время святые отцы указывали на одну важную деталь: приготовительные недели не должны превращаться в праздник чревоугодия перед предстоящим воздержанием. А само воздержание не нужно воспринимать как тяготу. Это — очищение души перед светлым днем Воскресения.

До середины XX века трехнедельная подготовка к посту существовала и у католиков. Однако затем в Западной церкви упразднили этот обычай в ходе проведенной литургической реформы.

Подготовка к Посту

Семь дней после недели (воскресенья) о мытаре и фарисее есть можно все. Эти дни называют сплошной седмицей, когда отменяются даже посты в среду и пятницу. Воскресенье сплошной седмицы называют неделей о блудном сыне. Евангельская притча о принятии отцом своего отпрыска, некогда ушедшего из дома, призвана напомнить о милосердии, которое Бог проявляет к раскаявшимся грешникам.

В следующие семь дней после недели о блудном сыне вновь вводятся посты в среду и пятницу. По этим дням разрешается только растительная пища. В субботу и воскресенье (в этом году это 9 и 10 марта) — последние дни, когда можно есть мясо. Это так называемые мясопустные дни или мясопусты. Считается, что после них мясо нужно будет на время поста «отпустить». Субботу называют родительской, в этот день поминают усопших. Воскресенье — неделя о Страшном суде: напоминание о последствиях неправедной жизни. Сразу вслед за ним — сырная или масленичная седмица, последняя перед постом.

В эти семь дней можно есть все, кроме мяса. Последний день, воскресенье, называют также сырной неделей: это уже предчувствие поста или, как говорят богослужебные книги, «предпразднество воздержания». В этот день принято просить прощения у всех, кого знаешь — для того чтобы вступить в постничество без прошлых обид и размолвок. В народе это воскресенье шутливо именовали «целовальник»: прося извинений, было принято целовать друг друга.

Святые отцы говорили: подготовительные недели нужны, чтобы подготовить душу и тело к Великому Посту. Цель недели о мытаре и фарисее – вспомнить и обличить собственную гордыню и через это – настроиться на великопостный смиренный и покаянный лад.

http://rusplt.ru/society/nedelya-o-mytare-i-farisee-21579.html