Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Неделя о мытаре и фарисее

     21.02.2016 11:53

21 февраля неделей о мытаре и фарисее Православная Церковь начинает приготовления к Великому Посту. Под «неделей» в православии понимают не семь дней, а один — воскресный, и всего таких приготовительных воскресений (недель) четыре. Этот период нужен для того, чтобы настроиться на приближающийся пост и постепенно сократить количество разрешенной к употреблению пищи.

Мытарь и фарисей

Период подготовки к посту открывается неделей о мытаре и фарисее. Эта евангельская притча — напоминание о важности покаяния и смирения гордыни. И хотя употреблять пока можно любую пищу, но в проповедях священники уже напоминают: вкушать пищу нужно умеренно и не искать в ней удовольствия.

 

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», — так евангелист Лука передает притчу Иисуса о мытаре и фарисее. Чтобы лучше понять ее мораль, следует сказать больше о ее участниках.

Фарисеями в древней Иудее называли учителей устного еврейского закона. Понятие «устный закон» объединяло различные толкования, предписания и комментарии к Пятикнижию — первым пяти книгам Ветхого завета. Прародителем фарисейства считают Ездру. Этот первосвященник V века до н. э. пытался объединить разобщенных евреев, живших под властью персидского царя, в одно сплоченное общество. Объединяющей идеей, по его мнению, и должен был стать Моисеев закон, изложенный в Пятикнижии (евреи называли его еще Тора), о котором многие в то время стали попросту забывать. Эти события Ездра описал в своей книге, тоже вошедшей в канон Ветхого Завета. Она так и называется — Книга Ездры.

Этимология слова «фарисей» восходит к древнееврейскому слову «перушим», что значит «откалываться». Изначально «отколовшимися» их называла тогдашняя аристократия, которая считала «устный закон» чем-то вроде собрания народных примет, не обязательных к исполнению. Однако в народных массах фарисеев, напротив, весьма уважали: они делали Моисеев закон более понятным, адаптированным и применимым к исполнению в обычной жизни. Сами фарисеи считали себя праведниками и обладателями истинного знания. Они полагали, что ведут достойную жизнь и Бог вознаградит их за это.

В отличие от фарисеев мытари были людьми, которых презирали все. Мытарь — сборщик податей. Человек, который обирает своих в пользу завоевателей. Полагали, что мытарь — последний, кому следует надеяться на какую-то награду от Господа. Сама их жизнь, считали соплеменники, была одним большим, постоянно совершающимся грехом.

Святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке, так объяснял смысл притчи: не нужно, подобно фарисею, полагаться на свою праведность. А нужно вне зависимости от образа жизни со всей силой чувств молить о спасении. Аналогичные толкования этого эпизода находим и у святых отцов древности — Григория Богослова, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста.

В библейских текстах не единожды используют образ сборщика податей. Так, в другом евангельском эпизоде Христос домам праведников предпочел дом мытаря. «Не праведников, но грешников пришел я призвать», — сказал он. Этим мытарем был Матфей. После того дня он раздаст свое имущество бедноте и станет одним из 12 ближайших учеников мессии.

«Мытарь и фарисей», Картина Джеймса Тиссо, 1886—1894 гг.

«Мытарь и фарисей», Картина Джеймса Тиссо, 1886—1894 гг. wikipedia.org

История

Первые упоминания о 22-дневной подготовке к посту появились в IV веке. Уже в то время святые отцы указывали на одну важную деталь: приготовительные недели не должны превращаться в праздник чревоугодия перед предстоящим воздержанием. А само воздержание не нужно воспринимать как тяготу. Это — очищение души перед светлым днем Воскресения.

До середины XX века трехнедельная подготовка к посту существовала и у католиков. Однако затем в Западной церкви упразднили этот обычай в ходе проведенной литургической реформы.

Подготовка к Посту

Семь дней после недели (воскресенья) о мытаре и фарисее есть можно все. Эти дни называют сплошной седмицей, когда отменяются даже посты в среду и пятницу. Воскресенье сплошной седмицы называют неделей о блудном сыне. Евангельская притча о принятии отцом своего отпрыска, некогда ушедшего из дома, призвана напомнить о милосердии, которое Бог проявляет к раскаявшимся грешникам.

В следующие семь дней после недели о блудном сыне вновь вводятся посты в среду и пятницу. По этим дням разрешается только растительная пища. В субботу и воскресенье (в этом году это 9 и 10 марта) — последние дни, когда можно есть мясо. Это так называемые мясопустные дни или мясопусты. Считается, что после них мясо нужно будет на время поста «отпустить». Субботу называют родительской, в этот день поминают усопших. Воскресенье — неделя о Страшном суде: напоминание о последствиях неправедной жизни. Сразу вслед за ним — сырная или масленичная седмица, последняя перед постом.

В эти семь дней можно есть все, кроме мяса. Последний день, воскресенье, называют также сырной неделей: это уже предчувствие поста или, как говорят богослужебные книги, «предпразднество воздержания». В этот день принято просить прощения у всех, кого знаешь — для того чтобы вступить в постничество без прошлых обид и размолвок. В народе это воскресенье шутливо именовали «целовальник»: прося извинений, было принято целовать друг друга.

Святые отцы говорили: подготовительные недели нужны, чтобы подготовить душу и тело к Великому Посту. Цель недели о мытаре и фарисее – вспомнить и обличить собственную гордыню и через это – настроиться на великопостный смиренный и покаянный лад.

http://rusplt.ru/society/nedelya-o-mytare-i-farisee-21579.html