Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 328 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Сретение: история, традиция, обычаи 15.02.2016 15:08
15 февраля Православная Церковь отмечает Сретение. Это последний двунадесятый праздник перед Великим постом. Славянское слово «сретение» означает «встреча». В этот день Пресвятая Богородица принесла младенца Иисуса в храм, и через это Спаситель встретился с человечеством. История Евангельский текст гласит: на 40-й день от рождения младенца Мария принесла Иисуса в иерусалимский храм. Того требовал древний Моисеев закон — женщины, родившие ребенка мужского пола, должны были пройти 40-дневное очищение. После этого им полагалось отнести младенца в храм для символического посвящения Богу.
На пороге храма Марию встретил праведник по имени Симеон. Ему достаточно было одного взгляда, чтобы понять, кто перед ним. И тогда, взяв Иисуса на руки, он сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… Ибо видели очи мои спасение Твое». Таким образом произошла встреча Мессии с человечеством в лице Симеона. Праведник засвидетельствовал перед миром: Иисус — Сын Божий, пришествие Мессии произошло. Так Ветхий Завет соединился с Новым. На первый взгляд, слова, сказанные Симеоном, когда он увидел Иисуса, могут показаться странными. Почему «ныне отпускаешь раба Твоего»? Почему не сказать просто: вот, на руках у меня Божий сын? Евангелист Лука объясняет это коротко. Симеону было предсказано: он не обретет смерти, пока не увидит Мессию. И вот он увидел Его и понял: теперь Господь отпустит его из земной жизни. Составители житийной литературы, в частности Димитрий Ростовский, дополняют эту историю. По преданию, к моменту встречи с Иисусом Симеону было 360 лет. Этот долгий срок жизни был дан ему в наказание за сомнение. Толковник Житие говорит: когда-то давно Симеон был одним из 72 толковников, которым было поручено перевести Ветхий Завет с древнееврейского на греческий язык. Этот перевод известен в истории под названием Септуагинта — «перевод семидесяти». Историки полагают, что его сделали приблизительно в конце III — начале II века до нашей эры в Александрии Египетской. Первые сведения о Септуагинте встречаются в письме ученого грека Аристея. Он пишет, что египетский царь Птолемей II Филадельф пожелал перевести писания иудеев для своей библиотеки. Для этого он обратился к иудейскому священнику Элеазару, и тот отправил к царю 72 ученых раввина. Одним из них, полагает Димитрий Ростовский, и был Симеон. Праведный Симеон Богоприимец. Фото: iconsv.ru Легенда гласит, что толковники работали над вариантами перевода, запершись каждый в отдельной келье. А когда принесли плоды своего труда царю, то оказалось, что все тексты слово в слово схожи друг с другом. Но вот что произошло во время работы в одной из этих келий. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в правильности написанного. Еврейский текст этой книги гласил: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». «Как может Дева родить?» — подумал Симеон и уже решил было исправить эту описку, заменив слово «дева» словом «жена». Но тут, согласно житию, в келью Симеона спустился ангел, который остановил его и пообещал: Симеон не умрет, пока сам не увидит, как исполнится пророчество Исайи. Так Симеон остался ждать. И ждал он, пока сказанное не сбылось. И поэтому, признав в младенце Мессию, а в его матери — непорочную деву, толковник обратился к Богу с благодарностью: теперь, увидев Спасителя, он может уйти. Путь к Великому посту Сретение — последний праздник перед Великим постом (который в этом году начнется 18 марта). Он завершает зимний цикл так называемых господских праздников, в который входят также Рождество и Крещение. Господскими называют праздники, посвященные прославлению событий из земной жизни Христа. Первые упоминания о праздновании Сретения мы находим в документе IV века, названном «Паломничества по святым местам». Автором этого сочинения считают западную паломницу Этерию (в некоторых источниках — Эгерию). Предположительно, в 381–384 годах эта женщина совершила поездку в Палестину и там стала свидетелем сретенского торжества. Тогда, пишет она, праздник еще не называли Сретением — встречей. Он был просто 40-м днем от богоявления. Полагают, что свое название праздник получил после завершения Халкидонского Собора в 451 году. На Соборе был решен ряд догматических вопросов касательно человеческой и божественной природы во Христе. Это позволило верующим беспрепятственно прославлять знаменательные даты из земной жизни Христа (до этого были те, кто возражал). Церковное предание говорит: вплоть до VI века Сретение отмечали не настолько торжественно, как сейчас. Так продолжалось до тех пор, пока в Антиохии, одном из крупнейших городов тогдашней христианской цивилизации (сейчас территория Турции), не начали происходить одно за другим несчастья. Сначала город был разрушен землетрясением, затем перенес мор. Тогда одному из праведных жителей Антиохии было видение, что Сретение надо праздновать более широко. В этот день стали совершать всенощное бдение и крестный ход, и бедствия в Антиохии прекратились. В русском православии Сретение — один из любимых зимних праздников, момент радости и напоминание о скором начале Великого поста. На Руси это событие запечатлевали на иконах. В честь него называли храмы, монастыри и городские улицы. Святитель Феофан Затворник (XIX век) так говорил о Сретении: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность — уступая место христианству…». http://rusplt.ru/society/sretenie-istoriya-traditsiya-obyichai-21381.html |