Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ||
Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
Сейчас 139 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Феодосий Великий: подаренный Богом 24.01.2016 07:52
Монастыри в их сегодняшнем виде — во многом его рук дело 24 января Православная Церковь вспоминает преподобного Феодосия Великого. На рубеже V - VI веков он стал основателем первого в Палестине монастыря, который жил общинным уставом – братия не имела личного имущества, совместно трудилась и отдавала обители все плоды своего труда. До этого времени аскеты Палестины искали Бога в уединении. И, даже собираясь в группы, они обособлялись и самостоятельно добывали себе одежду и пропитание — общей была только молитва.
Первая обитель «А от Иерусалима до Феодосиева монастыря верст шесть. Тот монастырь на горе обнесен оградой и виден от Иерусалима. И там есть пещера большая посреди монастыря, в которой волхвы ночевали, когда избегали Ирода», — так описал обитель преподобного Феодосия русский путешественник XII века игумен Даниил. Монастырь стоит и по сей день, сейчас здесь устроена женская обитель. Находится он на территории современной Палестины, в Иудейской пустыне. Феодосий Великий, как и многие другие монахи того времени, жил и молился в уединении. В переводе с греческого слово «монах» означает «уединенный». Нередко монахи селились группами, но выбирали для этого отдаленные места. В Палестине для уединенной духовной жизни отлично подходили пещеры, которые встречались на границах горных кряжей. В пещеру к Феодосию приходили ученики, забредали и путники: если верить легенде, именно в ней когда-то на пути в Иерусалим останавливались волхвы на пути к Спасителю. Феодосий прожил в пещере почти 30 лет. Некоторые из учеников, просили его разрешить им остаться жить в горах и молиться с ним. Феодосий им не отказывал. Когда-то его духовный наставник, святой Симеон, предсказал, что Феодосий соберет вокруг себя иноков и многих наставит на путь истины и добродетели. Мало-помалу количество монахов росло, пещера всех желающих уже не вмещала. Встал вопрос о новом месте для общины. В его поисках Феодосий решил испросить у Господа особый знак. Вооружившись кадилом с незажженным углем, Феодосий отправился бродить по окрестностям в надежде, что Бог укажет нужное место, сообщает житие. Много верст исходил Феодосий, дошел почти до Мертвого моря. Уже на обратном пути, когда он был недалеко от своей пещеры, угли неожиданно загорелись, а из кадильницы потянулся благоуханный дым. Братия взялась за работу. На указанном месте построили кельи, церковь, ограду. Позже, по образу жизни, который укоренится в стенах обители, ее назовут киновией (от греч. – «общежитие, совместная жизнь»), а сам преподобный Феодосий станет киновиархом, главой общины. Оазис жизни Обитель, устроенная преподобным Феодосием, была первой в Палестине, где жили по общежительному уставу (считают, что первые киновии-общежития появились в Египте в 4 веке, их основателем стал местный монах Пахомий). Вместо холодных пещер в безжизненной горной местности была выбрана возвышенность с плодородной почвой, где можно было заниматься земледелием. Все результаты труда были общими, совсем отменялось личное имущество (какое, пусть и скудное, имелось у отшельников), монастырь распределял между братией еду, одежду и кров. Жизнь здесь не имела такой же замкнутости и строгого уединения, как в горах. Монахи отныне должны были заботиться не только о личном совершенствовании, но и о своих ближних. Феодосий предусмотрел в монастыре жилища для бедных и нуждающихся, и заботился о них с тем же усердием, что и о духовных чадах. Скоро его обитель стала знаменитой, сюда стекались люди со всей Иудеи и из далеких стран, одних только монахов в ней было около 700, в то время, как в других киновиях в период их расцвета насчитывалось не более 150 человек. Как-то в Палестине случился голод. Люди пришли к стенам монастыря, просить убежища. Феодосий без промедления открыл ворота и пригласил всех внутрь. Монахи испугались: людей было слишком много, а запасов еды на всех могло не хватить. Однако случилось чудо, хлебопекарня вдруг оказалась заполненной хлебом. Отныне каждый раз, когда Феодосию нужно было накормить страждущих, хлебопекарня по его молитвам тотчас наполнялась едой — сообщает житие. Преподобный старался устроить жизнь каждого, кто пересекал порог монастыря. Для пожилых людей был построен отдельный дом, своеобразный дом престарелых. В обители было много людей из других стран, поэтому Феодосий распорядился построить еще несколько церквей, где службы велись также на грузинском и армянском. По характеру он был очень добрым и милостивым человеком и никому не мог отказать в просьбе о помощи. При своей жизни преподобный совершал чудеса и исцеления, спасал своими молитвами воинов от гибели, путников — от угрозы заблудиться в пустыне, моряков — от кораблекрушений. Наследие Интересно, что на Руси одним из устроителей общежительного монастырского устава стал человек, не случайно выбравший себе при крещении то же имя — Феодосий. Позже он стал известен под именем Феодосий Печерский и прославился как родоначальник монашества на Руси. Его ранняя жизнь чем-то напоминает духовные поиски Феодосия Великого. Феодосий Печерский так же, как и его духовный предок, с детства проявлял тягу к духовной жизни в уединении, но Господь призвал его к служению среди людей. В устроенной при пещерах под Киевом обители, ставшей впоследствии Киево-Печерской лаврой, преподобный Феодосий давал приют всем нуждающимся и кормил бездомных. От Печерского монастыря этот устав распространился по всем другим монашеским общинам Руси. |