Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 100 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси

     12.01.2016 19:30

Он заботился о памяти русских подвижников и в конце концов сам стал одним из них

12 января Русская Православная Церковь чтит память Святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси — человека, который считал, что память о былых подвижниках России построит и ее будущее. При нем составили первый русский свод житий святых, а сам Иван Грозный уговаривал его не оставлять митрополию. 

Житие

Житие святителя Макария гласит: он родился в начале 80-х годов XV века в простой семье и при крещении получил имя Михаил. Отец его скончался рано, а мать, воспитав сына до юношеского возраста, удалилась в монастырь. Монахом решил стать и ее отпрыск: он поступил послушником в Пафнутьево-Боровский монастырь. При постриге его нарекли в честь святого Макария Египетского — пустынника и аскета IV века. Подвиги этого древнего святого русский святитель старался продолжить и своей жизнью.

 

«Житие жестокое искусив», Макарий в 1523 году становится архимандритом можайского Лужецкого монастыря, а спустя три года его рукоположили в архиепископа Новгородского и Псковского. В Новгороде он начал работу над главным трудом своей жизни — составлением полного собрания «святых книг, которые в Русской земле обретаются».

Этот труд получит название «Великие Четьи минеи». Минеями (от греческого «минеос» — месячный) называли особый вид духовных произведений, где по месяцам и дням каждого месяца излагаются повествования о жизни святых Православной церкви. Святитель Макарий пошел дальше: к житиям добавили переводы священных книг, посланий, поучений, слов и церковных актов.

Четьи минеи

Российский историк ХХ века Руслан Скрынников пишет, что для работы над Четьями минеями святитель Макарий объединил усилия книжников, переводчиков и писцов во всех крупных городах России того времени. Он начал собирать Четьи минеи в статусе Новгородского архиепископа, а продолжил, став в 1542 году митрополитом Московским.

«Опираясь на царский указ, Макарий произвел своего рода разверстку между книжными мастерскими различных городов и монастырей», — пишет Скрынников. При этом одни переписчики охотно исполняли это послушание, а другие — «не по воле». Например, в Новгороде некий монах Мокий отказался выполнять «задание» митрополита, за это ему сделали внушение, пригрозив карой.

Великие Четьи минеи включали в себя Священное писание и его толкования, сборники изречений святых отцов, в том числе Иоанна Златоуста и Василия Великого, сочинения Иосифа Волоцкого, сборники законов (Кормчая книга) и даже исторические сочинения вроде «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Общий объем книги составил более 13 тысяч рукописных листов большого формата, объединенных в 12 томов, констатирует Скрынников. В предисловии сам святитель Макарий сообщал, что потратил на составление труда многие годы, «не щадя сребра и всяких почестей» писарям.

Интересно, что веком позже свою версию Четьих миней представит другой книжник — Димитрий Ростовский. Позже именно его будут общепринято считать автором этого сборника — до тех пор, пока в конце XIX века не начнут переиздавать Великие Четьи минеи святителя Макария.

Стоглав

Став митрополитом Московским, Макарий провел ряд церковных соборов, среди которых наиболее известен Собор 1551 года, именуемый еще Стоглавым. Это название он получил из-за сборника соборных решений, состоящего из 100 глав.

Собор принял целый ряд важных решений: ввел систему церковных училищ для обучения грамоте прихожан, установил нижние пределы брачного возраста (у девушек — 12 лет, у юношей — 15), осудил скоморошьи представления («бесовские игрища»), стрижку бороды, пьянство и азартные игры (к греховным занятиям, к слову, отнесли также шахматы). Соборяне утвердили положения церковного суда: отныне светским судам запретили судить духовных лиц — они стали подсудны только своим епископам. До этого епископат нередко пренебрегал ведением судебных дел, отдавая их на откуп боярам — те вершили суд спустя рукава, исходя в основном из собственных выгод.

Наконец, «Стоглав» закрепил порядок богослужения — в первую очередь узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения (31-я глава). Это постановление пересмотрят спустя век, на Соборе 1667 года: двоеперстие признают неправильным и заменят трехперстным сложением. Это станет одной из причин раскола Церкви и отделения старообрядцев, не пожелавших принимать новые правила.

Святые

Вместе с изданием Четьих миней при святителе Макарии установили общее почитание около 40 русских святых — до этого их было немногим более 20. При нем в списки святых попал князь Александр Невский.

Советский историк Александр Хорошев утверждал, что составлением списков для канонизации занимался непосредственно Иван Грозный, а участие митрополита Макария было здесь второстепенным. Это мнение опровергают другие ученые: если бы царь действительно «санкционировал» списки, то там оказались бы многие московские князья, а они в списки святых при Макарии не попали (не попал в том числе и князь Дмитрий Донской, хотя уже тогда шли разговоры о его канонизации).

Ученый Руслан Скрынников отмечает: среди новых святых и чудотворцев преобладали новгородские подвижники — это говорит о том, что инициатором канонизации выступал именно святитель Макарий, который 16 лет был архиепископом на Новгородско-Псковской кафедре.

Почитание

3 декабря 1563 года святитель Макарий сообщил Ивану Грозному о том, что хочет по состоянию здоровья оставить митрополию и удалиться в монастырь. Царь уговаривал его остаться на кафедре, но вскоре все же должен был смириться с уходом святителя. Силы оставляли Макария — причиной был возраст (ему было около 80 лет) и сильная простуда, полученная осенью во время крестного хода. 31 декабря святитель скончался.

Почитание Макария началось сразу после его кончины, но официальная канонизация подвижника состоялась только в 1988 году — на Поместном соборе Русской православной церкви. Он отдал много сил тому, чтобы не забывалась память о подвижниках Отечества — и в конце концов сам встал с ними в один ряд.