Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 137 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Иосиф Обручник: воспитавший Бога

     10.01.2016 10:42

10 января Русская Православная Церковь отмечает день памяти праведного Иосифа, обрученного мужа Девы Марии. Он сомневался в чистоте Приснодевы, но после разговора с ангелом понял, кого именно ему предстоит воспитывать. «Русская планета» разбиралась в загадках жизни приемного отца Христа.

Из рода Давидова

В Новом Завете образ Иосифа представлен очень скупо. Евангелисты упоминают его в рассказе о Рождестве Христовом: Лука называет его сыном дома Давидова из Вифлеема — именно данное обстоятельство позже вынудит Иосифа и беременную Марию отправиться из Назарета в этот город. Император задумает провести всеобщую перепись: записаться люди должны будут в тех местах, где они родились.

Евангелист Матфей дает представление о других качествах Иосифа.

Так, когда Мария сообщила ему о беременности, он усомнился в ее рассказе и хотел тайно отпустить ее, «не желая оглашать» перед людьми, как было принято поступать с неверными женами у иудеев. Этот эпизод говорит нам, что Иосиф был добр и мягкосердечен. Позже ему во сне явится ангел и скажет: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого».

В другом месте Евангелия от Матфея жители спрашивают о Христе, не плотников ли Он сын — вот, пожалуй, и все сведения о приемном отце Иисуса, имеющиеся в канонических текстах Писания. Его святое служение Христу и Богоматери как бы умаляет его перед теми, кого он оберегал долгие годы от нужды и опасностей, отмечает христианский писатель начала XX века Евгений Поселянин: «А между тем — может ли не быть особенно близок к престолу Божьему тот, кто считался земным отцом Христа, был верным хранителем Пресвятой Девы и так свято исполнил возложенный на него Провидением долг?»

Охранитель Девы

Скудные сведения о жизни Иосифа Обручника восполняет Предание, но и его трактовки различны. Так, западные и восточные христиане до сих пор спорят, был ли святой Иосиф девственником? Западные утверждают, что он до самой кончины хранил чистоту. В восточной традиции считается, что до Марии у него была жена и несколько детей, сводных братьев и сестер Христа.

После того как жена Иосифа Саломия скончалась, он долго жил во вдовстве и вел благочестивый образ жизни. Господь свел Иосифа с Марией, ко­гда он был уже стариком, сообщает Предание. Причем Мария была обручена ему не для плотского супружества, но для сохранения святости. Евангелист Лука говорит: обрученная с Иосифом Мария оставалась Девой — муж хранил ее целомудрие.

Икона «Иосиф Обручник»

Икона «Иосиф Обручник». Фото: pinterest.com

Плотник ли?

Праведного Иосифа часто изображают с рабочим инструментом: с плотницким рубанком, пилой и топором. Упоминание о том, что Иосиф был плотником, встречается в Евангелии от Матфея.

В древних текстах профессия Иосифа обозначается словом «тектон», которое, как считают некоторые исследователи, переведено не совсем верно. Чаще его переводят просто как «плотник», но значение может быть шире: христианский исследователь II века н. э. мученик Иустин пишет, что tekton — это ремесленник, изготавливающий плуги и хомуты.

Дело еще и в том, что древесина в Иудее была редким и ценным материалом, использовалась в основном для изготовления отдельных деревянных деталей или дверей, и с этим обычно справлялись строители либо каменщики.  Возможно, Иосиф владел несколькими ремесленными профессиями и с их помощью зарабатывал на пропитание семье.

Почитание

Апокриф «Книга Иосифа Плотника», созданный на рубеже IV–V веков, указывает на новую традицию — почитание святых. Поклонение святым складывалось во времена гонений на первых христиан, когда они были вынуждены скрывать свои убеждения. Многие из них продолжали жить обычной жизнью среди язычников, состояли на государственной или военной службе и верили в святых заступников, которые оберегали их и могли вымолить у Бога прощение за невозможность ведения полноценной христианской жизни.

Так постепенно в христианстве стала складываться традиция называть новорожденных детей в честь того или иного святого. Подробное описание в «Книге Иосифа Плотника» благ, которые принесет именование ребенка в честь Обручника Девы Марии, показывает, что подобный обычай еще не стал общепринятым. 

Ни в одном из Евангелий об обстоятельствах смерти Иосифа не сказано. Его след в раннехристианских письменных источниках теряется примерно в то время, когда Христу было около 12 лет. «Книга Иосифа» говорит, что он дожил до глубокой старости и умер в возрасте 111 лет. Вероятно, этим упоминанием о возрасте автор книги соотносит величие личности Иосифа с ветхозаветными старцами, отличавшимися завидным долголетием. Интересно, что текст книги имеет форму повествования самого Иисуса о жизни своего приемного отца.

Тот же источник сообщает: Иосиф был погребен в Назарете в гробнице рядом с его отцом Иаковом. «…и никогда ни один зуб во рту его не доставил ему беспокойства, и глаза его сохранили всю свою проницательность, стан его не согнулся, и силы его не уменьшились» — сообщает «Книга Иосифа». Позже, в XII веке игумен Даниил, совершивший путешествие по святым землям, писал: «Исходит от гроба того, от стены как бы миро, вода святая белая, и ее берут для исцеления недужных».

По преданию, мощи Иосифа Обручника остались нетленными. Сегодня частицы его мощей хранятся в Иерусалиме и на Святой горе Афон.

http://rusplt.ru/society/iosif-obruchnik-vospitavshiy-boga-20699.html