Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние
Сбор средств на убранство храма

Православный календарь






Найти

КТО НА САЙТЕ

Сейчас 123 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Символ единства земель русских

     06.09.2015 20:58

6 сентября Православная Церковь отмечает день святителя Петра. 

Будущий митрополит родился в трудное для Руси время. Он был родом с Волыни, как бы сказали сейчас, с территории Западной Украины. Русь в XIII–XIV веках была раздроблена, часть княжеств оказалась в зависимости от татаро-монголов, Киев находился в запустении, считаясь стольным градом лишь номинально. На фоне княжеских междоусобиц и фактического раскола Киевской Руси именно Петру выпала роль обозначить новый духовный центр — Москву, вокруг которой вскоре заново соберется вся Русская земля.

Родился Петр во второй половине XIII столетия в семье благочестивых родителей. С раннего возраста он выбрал для себя духовный путь. В 20 лет его приняли в число братии в монастырь неподалеку от родных мест.

Через несколько лет, испросив благословение игумена, Петр оставил монастырь и удалился в пустынное место на берегу реки Рата, устроив себе обитель и построив небольшую церковь. Там Петр молился в уединении, но принимал всех приходящих к нему и помогал по мере сил — кому советом, кому краюшкой хлеба. Вскоре весть о добродетельном монахе широко распространилась: к Петру шел испросить благословения и молитвы простой люд, приходили и князья.

Икона для митрополита

Святителю Петру особенно хорошо давалась иконопись. Он обучился этому искусству еще во время служения в монастыре. Когда на Русь из Константинополя приехал митрополит Максим, Петр отправился к нему за благословением и принес с собой образ Успения Божией Матери, им написанный. Максим благословил Петра и принял образ, который затем берег до конца дней своих и часто перед ним молился. В других источниках история рассказывается иначе: что митрополит Максим сам навестил Петра в его обители во время обхода русских земель.

Как бы то ни было, встреча эта имела важное значение. К тому моменту кафедра митрополита всея Руси находилась во Владимире. Максим переехал туда из Киева еще в 1299 году, ибо в «матери городов русских» царили разруха и запустение. Летописи указывают также на нежелание митрополита терпеть непрекращающиеся набеги татар. Вскоре после того, как митрополит Максим скончался, встал вопрос о его преемнике. Галицко-волынский князь предложил Петру ехать в Константинополь и просить посвящения на престол, тот долго отказывался, но все же согласился. В то же время в Константинополь отправился некий игумен Геронтий из Владимира, самовольно взяв святительские ризы, жезл и ту самую икону, написанную Петром. Такой поступок князья и духовенство сочли дерзостью, но оба корабля уже были в пути, и теперь все зависело от воли Константинопольского патриарха.

Однако вмешалось провидение. Корабль, на котором плыл Петр, добрался до Константинополя без приключений. Геронтий же попал в бурю, а во сне ему явилась Божья Матерь, та самая, чей образ он самовольно взял из ризницы митрополита, и сказала: «Напрасно ты, старец, стараешься, не достанется тебе святительский сан. Тот, кто написал меня, ратский игумен Петр, служитель Сына Моего и Мой, будет возведен на престол святительский и будет праведно пасти людей своих, за которых Сын Мой пролил кровь Свою. Богоугодно проживет он до глубокой старости и с радостью отойдет ко Владыке всех». Слова Богоматери в точности исполнились. Патриарх Константинопольский Афанасий, посвящая Петра на престол, вручил ему жезл, икону и ризы, привезенные Геронтием.

Новый путь

Став митрополитом всея Руси, Петр отправился по городам и селам, поучал народ хранить христианское благочестие, мирил рассорившихся князей, призывал их к единству ради спасения земли русской, терпевшей татарское иго. Он видел, как страдает Русская земля без единства, какие тяготы несут простые люди. Князья, в свою очередь, пытались использовать его в собственных целях. Не все признали Петра митрополитом, некоторые князья хотели иметь своих митрополитов, дабы сохранять влияние. Не преминули воспользоваться этим и среди духовенства: епископ Тверской Андрей особенно преуспел в кознях и клевете против Петра. Сплетен было так много, что пришлось созвать собор в городе Переславле, где выяснилось, что все наговоры на Петра — клевета.

После продолжительного путешествия по Русской земле святитель Петр остановился в Москве. Он советует Ивану Калите обустроить здесь не просто резиденцию киевско-московских митрополитов, но создать духовный центр города. Для этих целей был возведен Успенский собор, который затем будет перестроен и впоследствии станет местом главных событий государственной и народной жизни Руси. Вскоре в Москву из Владимира переехала и кафедра митрополита. Отныне именно митрополит Московский стал называться митрополитом всея Руси. После кончины святитель Петр был похоронен там, где он сам того желал: в Успенском соборе. Сразу же после смерти у его гроба начали твориться чудеса, а через 13 лет Петр был причислен к лику святых.

Почему святитель выбрал именно Москву для своего пребывания? Возможно, он проникся уважением к духовному пути московского князя Ивана Калиты и увидел в москвичах того времени желание идти по этому пути за своим князем. Святитель Петр предсказал будущее возвышение этого небольшого города, который особого значения тогда не имел, но очень удачно расположился на перекрестье путей между всеми русскими княжествами и городами, словно соединяя их. Святитель Петр всегда возвышенно говорил о Москве и о том, что когда-то она станет первым градом на Русской земле. Не во имя процветания одного города, а ради единства и мира во всех русских землях. 

http://rusplt.ru/society/simvol-edinstva-zemel-russkih-18666.html