![]() |
Храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове | ![]() |
| Русская Православная Церковь/Московский Патриархат/Юго-Западное Викариатство г.Москвы/Параскево-Пятницкое Благочиние |
|
|
Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. |
|
![]() |
Сейчас 162 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Святитель Иннокентий Иркутский: с благой вестью к кочевникам 09.12.2015 06:44
Святость Осенью 1800 года 389 уроженцев Восточной Сибири направили письмо местному епископу. Все они требовали открыть для всенародного чествования мощи святителя Иннокентия, прозванного по месту своего служения Иркутским. Свидетельства о чудотворениях Иннокентия присылали местному епископу едва ли не ежедневно. Вслед за письмом, которое подписали почти 400 человек, пришла новая весть — от сенаторов Ржевского и Левашова. Их послали из столицы с целью тайной инспекции Иркутского края. Сенаторы писали, что, побывав в Вознесенской обители, нашли мощи усопшего Иннокентия нетленными и источающими благоухание. Они потребовали всех сведений о чудотворце, с тем чтобы доложить императору. Через них информация об иркутском подвижнике достигла Петербурга и стала известна Святейшему Синоду. По его распоряжению в Иркутск прибыл казанский викарный архиерей Иустин. Он лично осмотрел мощи святителя и под присягой расспросил свидетелей чудес. Позже он подтвердил перед Синодом: народ действительно почитает Иннокентия Иркутского как святого чудотворца. При этом гроб, где покоится Иннокентий, его останки и облачение лишены следов тления, несмотря на то, что находятся 70 лет в месте сыром и влажном. И все же Синод раздумывал. Объявлять святым человека, который жил на задворках империи и о делах которого было мало что известно до последнего времени? Дело решило письмо генерал-губернатора Сибири: вслед за жителями своего края он просил открыть мощи иркутского подвижника для почитания и официально канонизировать его.
Рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского. Фото: e-vestnik.ru Путь Его судьба должна была сложиться иначе. Уроженец Черниговской губернии, отпрыск дворянского рода, он учился в престижной Киево-Могилянской академии. Принял монашество, затем начал преподавать, а в 1721 году стал епископом Переяславским и был назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. Власти России и Китая договорились об открытии миссии в 1713 году. Русских миссионеров зачислили, как чиновников, на императорскую службу, глава миссии получил звание «мандарина». В первые годы работа шла продуктивно: посланцы из России играли роль одновременно дипломатов, ученых и священников. Они отвечали за общение между правительствами двух стран, изучали Китай, окормляли русскоязычную православную часть китайского войска (из пленных казаков), а также несли благую весть этническим китайцам — есть сведения об обращении в православие представителей коренного населения. Однако к началу 20-х годов XVIII века серьезную конкуренцию православным миссионерам составили иезуиты, которые стали настраивать китайцев против русских посланцев. Работу осложняли и бюрократические проволочки. Одной из жертв крючкотворства стал Иннокентий, который должен был прибыть в Пекин. Его остановили на границе и отказали во въезде в страну. Формальным поводом для этого стало определение «великий епископ» в грамоте, данной ему в Петербурге: китайцы именовали «великим» только императора, подобное обращение к кому-либо еще было недопустимо. Святитель, получив отказ, остался в приграничном городе Селенгинске в ожидании новых распоряжений из Петербурга. В этом небольшом городке началось его «сибирское» служение, которое позже возведет его в ранг святых. Оставаясь в приграничье, Иннокентий начал проповедовать среди местных монгольских племен, в чем достиг немалого успеха. Кроме того, он, будучи архиереем, мог рукополагать в священный сан: таким образом, новые священники, поставленные им, распространяли учение Христово по всей Восточной Сибири. При этом сам святитель жил очень бедно: жалование ему не поступало, члены миссии нанимались к местным хозяевам на различные работы, чтобы прокормить себя. В 1725 году из Селенгинска его перевели в иркутский Вознесенский монастырь. Тогда же стало окончательно ясно, что в Китае ему не бывать: вместо Иннокентия главой миссии назначили другого человека. Взамен этого в 1727 году Святейший Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским — так окончательно определилось место его служения. На Иркутской кафедре святитель занимался миссионерством и просвещением. Свидетели его деятельности в воспоминаниях говорят, что он обращал языческие племена в православие целыми поселениями, — настолько велик был его проповеднический дар. При нем стали развиваться школы для местного населения, началось строительство церквей, в том числе возведение кафедрального Богоявленского собора в Иркутске. Фактически именно через святителя Иннокентия Восточная Сибирь стала по-настоящему российской. Мощи Иннокентий управлял епархией всего четыре года — сказалось слабое здоровье. Он скончался 27 ноября (старый стиль) 1731 года. С приходом советской власти его мощи, подобно мощам других святых, были изъяты и позже исчезли. Как казалось, навсегда. В 1990 году в Ярославле в подвале одной из церквей обнаружились неизвестные человеческие останки. Их анализ совпал с данными 1921 года, которые оставили при изъятии мощей Иннокентия большевики. Так состоялось второе обретение мощей иркутского подвижника. В 1990-м мощи вернули в Иркутск, где они находятся и поныне. http://rusplt.ru/society/innokentiy-irkutskiy-s-blagoy-vestyu-k-kochevnikam-20141.html |